Можно ли сказать, что Мудрость, которая призывает к себе в притчах, и которая была художницею при сотворении Земли - Это Слово Божье, это Христос?
Цитата:
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".
и вот параллельные места:
Цитата:
1Иоан.5:11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
1Иоан.5:12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
Совокупность изречений, содержащихся в книге Притчей, составляет так называемую «мудрость», евр. хокма. Эта мудрость, изрекаемая разными мудрецами, есть самостоятельная и самодеятельная Сила, говорящая через мудрецов, дающая им и всем ведение откровенной истины (Притч.29:18; «без откровения свыше народ не обуздан, а соблюдающий закон блажен»). Все учение книги Притчей есть слово Иеговы или закон Иеговы: частнее, оно исходит от лица вечной Премудрости сотворившей мир (Притч.8:27–30; сн. Притч.3:19 ), и еще до творения мира бывшей у Бога (Притч.8:22–26), всегда близкой к сынам человеческим (Притч.8:31), в Израиле же нарочито всенародно проповедующей во всех местах общественных собраний (Притч.1:20–21; Притч.8:1–4 ), выслушивающей молитвы просящих (Притч.1:28 ), изливающей дух мудрости на принимающих ее (Притч.1:23), словом – личной или ипостасной Премудрости Божией.
Существенный характер мудрости, которой научает книга Притчей, как и вся так называемая хокмическая священная библейская письменность (некоторые псалмы: Пс.36, Пс.49, Пс.72..., книга Иова, кн. Екклезиаста, кн. Иисуса, сына Сирахова), слагается из двух основных черт. Эта мудрость, во-первых, всецело зиждется на религиозной основе и есть в существе своем истинное боговедение и богопочтение: «начало мудрости – страх Господень» (Притч.1:7 ); «начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» (Притч.9:10). Мудрость эта, во-вторых, имеет прежде всего и главным образом практический характер: тогда как в пророческих писаниях весьма много места уделяется речам о судьбах народа Божия, о его верованиях и пр., в книге Притчей весь этот теоретический элемент является лишь основой, предположением всех суждений свящ. писателя, главный же предмет его речи всегда образует практическая жизнь теократического общества и отдельного члена его по руководству закона Иеговы. Существует путь Господень и этот путь – твердыня для непорочного, и страх для делающих беззаконие (Притч.10:29 ). Источник всякой истинной мудрости – в законе Иеговы: «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Притч.20:24). Соответственно тому, следуют ли люди пути Иеговы или уклоняются от него, все человечество разделяется на мудрых и глупых, т. е. расположенных к принятию закона Божия и следованию путем его, – людей благочестивых, и пытающихся на место общей для всех воли Божией поставить свою частичную волю и тем нарушающих гармонию мира, – людей нечестивых и грешных (см., напр., Притч.10:23). При этом неизбежным, по суду Божьему, следствием добродетели является благо и счастье, а нечестия и греха – всякого рода бедствия (см., напр., Притч.12:21, 21:18 ). Из этого основного принципа истекают все многочисленные наставления книги Притчей, обнимающие все разнообразие жизненных и житейских отношений человека. В целом совокупность изречений книги Притчей представляет собой как бы особенное нравственное законодательство, параллельное законодательству Моисея. Но если книги Моисея, по самому назначению своему в качестве законоположительных книг, обращают преимущественное внимание на развитие национальных форм гражданской и религиозной жизни евреев, как исключительно богоизбранного народа, то законодательство книги Притчей стоит на универсальной точке зрения (в целой книге ни разу не упомянуто имя Израиля) и ставит целью, рядом с специфическими чертами библейского еврейства, развивать еще и общечеловеческие стороны духовной жизни, общее гуманитарное направление к истине и добру. Понятие мудрости – в смысле книги Притчей – не ограничивается одними религиозностью, набожностью, благочестием, но обнимает жизнь еврея-теократа во всем разнообразии, по всем направлениям и во всех отношениях, так, например, в понятие мудрости необходимо входят: рассудительность, проницательность, осмотрительность, художественные дарования и мн. др.
Далее : http://azbyka.ru/?otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_23
Зарегистрирован: Aug 25, 2011
Сообщения: 641
Откуда: Киев
Добавлено:
Вт Ноя 08, 2011 12:42 am
А StVitus, любит оставить ссылки. чтобы покопались, почитали, а то все разжуй и в рот положи. Я знааю, что в свете Нового Завета в ПЦ -есть толкования, что мудрость из Притчей - это Христос, мне попадались.
Воплощенная мудрость, вселенская, единая. Здесь сложно дать формальное определение. Если говорить об образе, то близок к материнскому, жизнеустанавливающему, примиряющему началу.
_________________ Я пленен сладострастьем полета на осколке взорвавшейся
жизни!
Зарегистрирован: Feb 17, 2003
Сообщения: 5169
Откуда: Москва, из МЦХ ушла в 1998г. РПЦ
Добавлено:
Вт Ноя 08, 2011 10:24 pm
maryt писал(а):
А StVitus, любит оставить ссылки. чтобы покопались, почитали, а то все разжуй и в рот положи. Я знааю, что в свете Нового Завета в ПЦ -есть толкования, что мудрость из Притчей - это Христос, мне попадались.
блин. хочу те же наркотики, которые в свете ПЦ толкуют мудрость из книги Притчей.
_________________ "-Привееет Каайл Как твои делааа?"(с) Картман.
Зарегистрирован: Feb 17, 2003
Сообщения: 5169
Откуда: Москва, из МЦХ ушла в 1998г. РПЦ
Добавлено:
Вт Ноя 08, 2011 10:31 pm
Цитата:
А StVitus, любит оставить ссылки. чтобы покопались, почитали, а то все разжуй и в рот положи. Я знааю, что в свете Нового Завета в ПЦ -есть толкования, что мудрость из Притчей - это Христос, мне попадались.
Ваша милость запала? мужчины вас не любят? соболезную.
_________________ "-Привееет Каайл Как твои делааа?"(с) Картман.
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Чт Ноя 10, 2011 7:15 am
в святоотеческом богословии есть несколько дискурсов:
1. Премудрость - это одно из имен-энергий Божества, а каждое имя (энергия) Божества, согласно Ареопагитикам и свт. Григорию Паламе, относится ко всему Божеству в целом, то есть - ко всем трем ипостасям.
2. Премудрость - это именно промыслительная домостроительная энергия, здесь тоже можно говорить, что эта энергия относится к трем ипостасям, так как начинается в Отце, действуется Сыном и усовершается Святым Духом, и обозначает общий промысел о твари, принадлежащий Триипостасному Божеству в целом.
3. Но все же домостроительство в нашем мире непосредственно осуществляют Сын и Святой Дух, которых некоторые отцы называют "двумя руками Отца" - в этом ракурсе можно и Святой Дух называть "премудростью", что, хотя и редко, но встречается в святоотеческой письменности
4. но все же самым распространенным и укрепившимся в святоотеческом богословии дискурсом является воззрение на воплотившееся единородное Слово и Сына Божия как на "ипостасную премудрость" Отца. Это воззрение идет практически с апостольских времен, представлено и в древнем Символе свт. Григория Неокесарийского, и в толкованиях на слова книги Притч "Премудрость созда себе дом" и др. (в частности, у Василия Великого в его полемике с еретиком Евномием), находит окончательное выражение у Максима Исповедника и входит в "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина и объясняется тем, что домостроительство, согласно Писанию (книгам Притчей и Премудрости Соломона), есть дело Премудрости, но именно в Сыне и через Сына осуществляются центральные события домостроительства - воплощение, искупление, воскресение и вознесение обоженной человеческой природы в недра Пресвятой Троицы. Эта же линия нашла соответствие и в иконографической традиции.
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Чт Ноя 10, 2011 8:11 am
В конце 19-20-м веке появился в русской религиозной философии еще один дискурс, которого нету у святых отцов, и который отделяет Премудрость в как-бы некое автономное, самоипостасное, начало, некую "вечную женственность", которая отлична от ипостаси Сына.
Начало муссированию этой идеи положил известный русский философ Владимир Соловьев, но корни ее присутствуют еще у древних еретиков-гностиков.
После Соловьева эти мысли развивали философы и священники - о. Павел Флоренский и Сергий Булгаков. У о. Сергия Булгакова эта мысль нашла наиболее пространную и подробную разработку, и поэтому именно его начали публично обличать церковные авторы - архиеп. Серафим (Соболев), митр. Сергий (Страгородский), Владимир Лосский. В частной переписке с о. Булгаковым спорил и переубеждал его о. Георгий Флоровский.
в 1935г. Московская Патриархия выпускает Указ, осуждающий софиологические взгляды Сергия Булгакова:
Цитата:
(...)
... учение Булгакова:
1) по замыслу своему не церковно, не намерено считаться с учением и преданием Церкви, в некоторых же пунктах и явно становится на сторону лжеучений, соборно осужденных Церковью;
2) по содержанию своему вносит в понимание основных догматов веры столько своеобразного ц произвольного, что напоминает скорее гностицизм (также осужденный Церковью), чем христианство, хотя и оперирует (как и гностицизм) привычными для христиан понятиями и терминами;
3) по возможным практическим выводам из него тем опаснее, чем оно привлекательнее кажущейся глубиной своих домыслов и общим своим вдумчиво-благоговейным тоном.
(...)
Определением своим от 24 августа 1935 г. № 93
ПОСТАНОВИЛИ:
I. Учение проф. прот. С. Н. Булгакова своеобразным и произвольным (софианским) истолкованием часто искажающее догматы Православной веры, в некоторых своих пунктах и прямо повторяющее лжеучения, уже соборно осужденные Церковью, в возможных же из него выводах могущее быть даже и опасным для духовной жизни, признать учением чуждым Святой Православной Христовой Церкви и предостеречь от увлечения им всех Ее верных служителей и чад.
II. Православных Преосвященных Архипастырей, клириков и мирян, имевших неосторожность увлечься учением Булгакова и следовавших ему в своих поучениях, в письменных или печатных трудах, призвать к исправлению допущенных ошибок и к неуклонной верности «здравому учению».
III. О самом прот. С. Н. Булгакове, как состоящем вне общения с Православной Церковью Московского Патриархата, особого суждения в настоящее время не иметь, но в будущем в случае возникновения дела о принятии прот. Булгакова в общение, поставить условием такого принятия, а равно и разрешения священнодействий, письменный его отказ от своего софианского истолкования догматов веры и от других своих вероучительных ошибок и письменное же обещание неизменной верности учению Православной Церкви.
буквально практически через месяц выходит определение Архиерейского Собора РПЦЗ об осуждении ереси о. Сергия Булгакова:
Цитата:
(...)
По выслушании вышеприведенного доклада Комисии и после бывших суждений, постановили:
1) Признать учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией еретическим.
2) Сообщить о настоящем определении Собора Митрополиту Евлогию, с просьбой сделать увещание протоиерею Булгакову на предмет побуждения последнего к публичному отречению от своего еретического учения о Софии и о последующем сообщить Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей.
3) В случае нераскаяния прот. Булгакова, состоявшееся определение Собора об осуждении софийной ереси довести до сведения глав всех Автокефальных Церквей.
4) Поручить Архиерейскому Синоду дальнейшее ведение дела по борьбе с софийной ересью прот. Булгакова и другими подобными заблуждениями.
6) Выразить Высокопреосвященному Серафиму, Архиепископу Богучарскому, благодарность за его ценный и полезный труд по изследованию и обличению заблуждений протоиерея Булгакова.
таким образом РПЦЗ и РПЦ МП, которые к тому времени уже прекратили общение, и их ведущие богословы - сошлись во мнении о еретичности софиологических построений Булгакова (а значит - и Соловьева и Флоренского, так как Булгаков продолжал их линию).
Зарегистрирован: Aug 25, 2011
Сообщения: 641
Откуда: Киев
Добавлено:
Чт Ноя 10, 2011 1:43 pm
А Булгаков после эого оказался вне церкви, или его лично это не касалось? Я просто знаю, многие православные миссионеры сслаются на его книги, и считают его серьезным автором. Тот же Антоний Сурожский, например.
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Чт Ноя 10, 2011 4:16 pm
maryt писал(а):
А Булгаков после эого оказался вне церкви, или его лично это не касалось? Я просто знаю, многие православные миссионеры сслаются на его книги, и считают его серьезным автором. Тот же Антоний Сурожский, например.
не, ну речь-то шла только о его софианских взглядах, это же не значит, что все что он написал - является ересью. он ведь не только на софиологическую тему писал.
покойный митр. Антоний Сурожский, насколько я знаю, не являлся приверженцем софианства, булгаковского или еще какого.
Что касается вопроса о том, касалось ли это Булгакова, то любая ересь касается того, кто ее исповедует или, тем более, разрабатывает. Но взгляды Булгакова-то осудили и в том, и в другом случае заочно. Поэтому затруднительно говорить, в Церкви он оказался или нет. Если бы это было на Соборе, где он бы присутствовал и отказался бы отречься, то тогда было бы очевидно, что он отпал от Церкви.
А Булгаков после эого оказался вне церкви, или его лично это не касалось? Я просто знаю, многие православные миссионеры сслаются на его книги, и считают его серьезным автором. Тот же Антоний Сурожский, например.
Вычеркни Булгакова и прочих "еретиков" и православие останется без современного насущного богословия.
_________________ Я пленен сладострастьем полета на осколке взорвавшейся
жизни!
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Чт Ноя 17, 2011 7:44 pm
Андрей Б. писал(а):
4. но все же самым распространенным и укрепившимся в святоотеческом богословии дискурсом является воззрение на воплотившееся единородное Слово и Сына Божия как на "ипостасную премудрость" Отца. Это воззрение идет практически с апостольских времен, представлено и в древнем Символе свт. Григория Неокесарийского, и в толкованиях на слова книги Притч "Премудрость созда себе дом" и др. (в частности, у Василия Великого в его полемике с еретиком Евномием), находит окончательное выражение у Максима Исповедника и входит в "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина и объясняется тем, что домостроительство, согласно Писанию (книгам Притчей и Премудрости Соломона), есть дело Премудрости, но именно в Сыне и через Сына осуществляются центральные события домостроительства - воплощение, искупление, воскресение и вознесение обоженной человеческой природы в недра Пресвятой Троицы. Эта же линия нашла соответствие и в иконографической традиции.
забыл сказать: в иконографической традиции "дом" Премудрости. о котором говорится в Пртч.9,1 - это Пресвятая Богородица, в которую вселилась ипостасная Премудрость, то есть Христос, воплощенный Бог-Логос. Собственно, это соответствует святоотеческой мысли:
Тогда осенил Ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога, единосущный Отцу, и из непорочных и чистейших Ее кровей образовал Себе начаток нашего состава — плоть, оживленную душею мыслящею и разумною, — не через оплодотворение семенем, но творчески, через Святаго Духа. При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился. Само Слово Божие явилось для плоти ипостасью. Ибо Слово Божие соединилось не с такою плотью, которая бы прежде уже существовала лично сама по себе, но, вселившись в утробе Святой Девы, Оно в Своей собственной ипостаси из чистых кровей Приснодевы восприняло Себе плоть, оживленную душею мыслящею и разумною. Восприняв Себе начаток человеческого состава, Само Слово соделалось (таким образом) для плоти ипостасью. Следовательно, одновременно (с тем, как образовалась) плоть, она (была уже) плотью Бога Слова, и вместе — плотью одушевленною, мыслящею и разумную. Посему мы и говорим не о человеке божественном, но о Боге вочеловечившемся.
(святой Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры" 3,2)
Но, одновременно, Богородица может рассматриваться как символ Церкви, потому что именно от Нее Бог Слово берет образует Себе плоть, которую затем раздает в снедь верным, сверхъестественным образом делая их Своим Телом.
есть так же еще один план. душа христианина, по Максиму Исповеднику, призвана стать Богородицей, уже не по плоти, но по духу таинственно осуществив в себе рождение Бога Слова:
Слово Божие, однажды рожденное по плоти, вследствие человеколюбия [Своего] желает всегда рождаться по духу в хотящих [этого]. И становясь утробным плодом, Оно формирует Себя в них посредством добродетелей, обнаруживаясь настолько, насколько может вместить принимающий [Его]; Оно не умаляет завистью проявление Собственного Величия, но, видя силу жаждущих [Его], отмеряет им надлежащей мерой. Таким образом, Слово Божие и всегда обнаруживается в способах [осуществления добродетелей] у [людей], сопричаствующих [Ему], и остается всегда незримым для всех по преизбытку таинства [Своего]. Поэтому божественный Апостол, мудро созерцающий силу [этого] таинства, говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:. И ум постигает и зрит вечную новизну этого таинства, никогда не стареющего.
("Различные богословские и домостроительнын главы", 8 )
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах