перепечатка из журнала Альфа и Омега
Страница: 1/2
Эти записи посвящены моему более
чем годичному пребыванию в организации,
именующей себя “Московской Церковью
Христа” (МЦХ).
Начал я
их писать в первую очередь для себя. Но
теперь вижу, что получилось как бы и для
других. Быть может, эти записки помогут кому-нибудь
избежать моих ошибок. Мне же они уже помогли
подвести некоторые итоги этого чрезвычайно
важного периода моей жизни.
Вижу, что
не сумел придерживаться сухого
документального стиля. Здесь все же
достаточно много моих эмоций и личных
переживаний, хотя я постарался свести их к
минимуму.
О
Московской Церкви Христа написано и
сказано уже довольно много. Здесь же
представлен исключительно мой
субъективный взгляд на проблему, взгляд
очевидца. Я лишь стремился правдиво описать
то, что видел, слышал и пережил сам. Все
примеры из деятельности МЦХ и жизни ее
членов — подлинные. Разумеется, мои
представления и переживания в описываемый
период полной реконструкции не поддаются.
Мои нынешние взгляды — взгляды
православного христианина. Однако я
приложил все усилия, чтобы быть максимально
объективным. Необходимо указать также на
один весьма важный для меня аспект: я
совершенно не жалею, что в один прекрасный
день познакомился с МЦХ, так же как
абсолютно не жалею о том, что в другой
прекрасный день, более года спустя, покинул
эту организацию.
Прежде
чем рассказать о том, как я оказался среди
членов Московской Церкви Христа,
необходимо сказать и о моих прежних
религиозных представлениях.
Я
родился в атеистической семье и в детстве
крещен в Православие не был. Мои родители,
представители технической интеллигенции,
воспитывали нас, детей, в духе строгих
нравственных норм, пример которых являли
сами. Таким образом, в нашей семье (конечно
же, на “житейском” уровне) господствовала
вполне христианская мораль, но без
малейшего оттенка религиозности. Я рос
типичным атеистом и вопросами веры стал
интересоваться только на первом курсе
института. Причиной появления такого
интереса были и чтение произведений
русской классики, и преподавание в
институте предмета “История религий”, и
знакомство с некоторыми верующими
православными людьми. Я приобрел Библию и
прочел весь Новый Завет и часть Ветхого. Где-то
в это время — не могу сказать, когда точно —
я перестал считать себя убежденным
атеистом и в разговорах о религии говорил,
что верю в Бога.
Поясню: я
действительно верил, что Бог существует. Но
сама Личность Иисуса Христа оставалась для
меня совершенно загадочной, неким “белым
пятном”. Следование заповедям Иисуса
Христа я считал делом прекрасным, но для
нормальных людей абсолютно невыполнимым.
Православная Церковь привлекала и
одновременно отпугивала меня сложностью
обряда и некой своей “неотмирностью”. Я
мечтал крестить лоб, класть поклоны и
бормотать молитвы с отрешенным видом. То,
что в словах молитвы есть что-то гораздо
большее, нежели просто слова, я чувствовал,
но скорее лишь подсознательно. Зайдя в храм,
я всякий раз робел и старался не ходить
далеко от дверей. Свободно чувствовал я
себя только в храмах, являющихся музеями.
Тем не менее я был вполне склонен считать
себя христианином.
Именно
такими и были мои представления в тот день,
когда в институтском коридоре меня
остановил молодой, лет восемнадцати,
человек, обратившийся ко мне со странным
вопросом. Он предложил мне на минуту
представить себе, что силою удивительного
волшебства я получил возможность
встретиться с любой исторической личностью
— на выбор. Затем, разумеется, последовал
вопрос — кого бы я хотел увидеть? Не
задумываясь, я назвал Иисуса Христа. И мы
заговорили о Христе. Я говорю об этой
встрече еще потому, что подавляющее
большинство нынешних и бывших членов МЦХ
оказалось в ее рядах именно в результате
похожего на этот разговора — такого “личного”
приглашения. О методике подобного рода
проповеди, составляющей основу
деятельности МЦХ, я скажу далее. Пока же
отмечу, что наша беседа с Сашей (так звали
встреченного мной проповедника)
закончилась, конечно же, приглашением на
воскресную проповедь. Мы расстались
друзьями, обменялись телефонами.
Причиной
появившегося у меня нового интереса к
христианству было даже не то, о чем говорил
этот юноша, а то, как он это говорил. Лично я
впервые столкнулся с подобного рода живой и
действенной верой у столь молодого
человека. За его словами чувствовалась
твердая и непоколебимая убежденность во
всем, что говорилось им о Христе, о вере, о
спасении, о рае и аде. Впервые я понял, что
христианство — это нечто живое и
действенное, что оно способно преобразить
жизнь не только умудренных и убеленных
сединами, но и совсем молодых людей.
Итак, я
решил, что пойду на проповедь. Если же все,
кто там бывает, похожи на Сашу, то я
непременно должен с ними подружиться.
В
следующее же воскресенье я пришел на
проповедь в Московский дворец молодежи.
Саша встретил меня в метро и выступил в роли
гида. Атмосфера собрания чрезвычайно
заинтересовала и заинтриговала меня. Не
менее полусотни человек подошли ко мне,
чтобы познакомиться и пожать руку. Все они
были чрезвычайно рады моему появлению,
старались всячески мне угодить. Пожалуй,
каждый второй из них осведомлялся о моем
отношении к вере и вкратце поведал историю
о том, как он сам впервые попал на собрание.
Мне выдали листок с текстами песен, которые
по прочтении показались мне несколько
бессмысленными. Впрочем, начало самого
собрания переменило это впечатление.
Чрезвычайно мощное и слаженное пение
большой массы людей оказало на меня
глубокое воздействие.
После
кратких приветствий на сцену поднялся
молодой человек, чрезвычайно откровенно
поведавший собравшимся о различных
малопривлекательных особенностях своей
прежней, проходившей без Бога, жизни. В
заключении он призвал всех присутствующих
обратиться ко Христу. Кроме того, всем была
представлена и мама этого молодого
человека, ставшая христианкой по примеру
сына.
До моей
первой встречи с проповедником в институте
я ничего не слышал о МЦХ и никогда ранее не
бывал на протестантских собраниях. Поэтому-то
и все происходящее было мне совершенно в
диковинку.
Далее
последовала собственно проповедь.
Проповедник был молод, но тем не менее
продемонстрировал немалый опыт в своем
деле (ныне этот человек является лидером
всей МЦХ). Я постарался абстрагироваться от
весьма непривычной, изобилующей шутками и
модуляциями голоса, манеры его изложения и
вникнуть в самый смысл проповеди. Он в общем
заключался в том, что многие традиции
зачастую мешают людям поклонятся Богу в
духе и истине. Иными словами, Библия, по
мнению этого проповедника, говорит о том,
что традиции для веры вещь бесполезная,
если не вредная. “Ветер традиций”, — так
называлась проповедь. По окончании я был
склонен в общем и целом согласиться с
мыслью проповедника. Кстати, по ходу
собрания аудитория вела себя весьма
своеобразно, но об этом я скажу немного
позднее.
Когда
проповедь закончилась, молодой человек,
сидевший слева от меня, поинтересовался
моими впечатлениями и предложил мне
изучать Библию вместе с ним. Не думая ни о
чем серьезном, я согласился, тем более что
оказалось, что мой сосед еще и учится со
мной в одном институте. Мы назначили
встречу на следующий день. После этого мне
было предложено познакомиться с кем угодно
из присутствующих, общаться, осваиваться.
Те же, кто приглашал меня, разговаривал со
мной перед началом проповеди или сидел
рядом, сердечно попрощались со мной и более
не обращали на меня ни малейшего внимания,
хотя я еще не ушел. Походив по залу, я решил
все же не беспокоить своих новых друзей
вопросами, видя, что они увлеклись важной
беседой между собой. Перед самым моим
уходом ко мне подошел человек, одетый как
иностранец, и на плохом русском языке
осведомился о моих впечатлениях. Я честно
ответил, что в общем доволен, но еще должен
все обдумать. В ответ мой собеседник
неожиданно спросил, где я живу. Удивленный,
я даже переспросил его. Но иностранец
действительно интересовался районом
Москвы, в котором я живу. Получив ответ,
незнакомец вежливо попрощался и ушел.
Неделю спустя я узнал, что этот человек
принадлежит к высшему руководящему звену
МЦХ, а смысл его вопроса понял только много
позже и касался он организационной
структуры МЦХ.
На
следующий день, вечером, в институтском
вестибюле я встретился с Женей (так звали
человека, предложившего мне изучать Библию).
Ему предстояло стать моим самым близким
другом. Первое наше занятие строилось так:
сначала я рассказал о своем отношении к
вере. Затем Женя последовательно предложил
мне прочесть несколько отрывков из Библии.
Целью всей нашей беседы было дать ответ на
вопрос: “Что значит быть учеником Христа”?
Через именно этот “разговор” или, как его
называют, “занятие” и пришли в МЦХ все ее
нынешние члены.
Занятие
строится по формуле “ученик (Христа) =
христианин = спасенный”. Здесь — основа
вероучительной доктрины МЦХ. Выводится она
из 11-й главы Деяний Апостолов, где в стихе 26-м
говорится: “...и ученики в Антиохии в первый
раз стали называться Христианами”. Поэтому,
согласно учению МЦХ, слова “христианин” и
“ученик Христа” означают по сути одно и то
же, однако именно понятие “ученик” и
определяет истинного христианина, отделяя
его от так называемых “псевдохристиан”.
Очевидно, что для члена МЦХ понятие “ученик”
даже выше понятия “христианин”. Во-первых,
потому, что последнее определение
появилось лишь семь лет спустя после
Вознесения Иисуса Христа, до проповеди в
Антиохии были только ученики. Во-вторых
потому, что “традиционалисты” исказили и
обесценили самый смысл христианства и
теперь кто ни попадя называет себя
христианином. Таким образом, понятие “христианин”
в глазах МЦХ оказалось как бы
дискредитировано и может обрести истинный
смысл только в рамках более древнего
понятия “ученик”. Поэтому-то члены МЦХ
называют себя не просто христианами, но
именно учениками Христа.
Автор
этой доктрины — один из основоположников
Международной Церкви Христа, бостонский
проповедник Кип Мак-Кин, являющийся ныне
неофициальным лидером движения. В полном
соответствии с этой формулой человек,
живущий не как ученик Христа, не является
христианином и, следовательно, не может
обрести спасение. Что же значит быть
учеником? Объяснить это призваны следующие
отрывки из Библии: Мк 1:14–18; Лк 9:23–26; 14:25–33;
11:1–4; Ин 13:34–35; 4:1–2; Мф 28:18–20.
В
соответствии с ними ученик должен:
—
немедленно оставив все, противное Богу,
следовать за Христом;
— быть
ловцом душ (то есть приводить людей ко
Христу);
—
отрекаться от себя ради Христа;
— любить
Христа более, чем свою собственную жизнь;
— любить
своих братьев и сестер;
—
молиться Богу, прося у Него поддержки во
всем;
—
креститься самому и крестить других
учеников (только тех людей, которые решили
быть учениками и исполнять все
вышеназванное);
— идти и
обращать все народы.
В конце
занятия испытуемому предлагается ответить
на вопрос, считает ли он себя христианином и
учеником. Правильный ответ здесь — “нет”.
Тогда-то человека и начинают готовить к
тому, чтобы он стал христианином.
О всех
тонкостях подобных бесед я постараюсь
рассказать ниже. Теперь же скажу только, что
на меня все услышанное произвело
неизгладимое впечатление. Для себя я вынес
ошеломляющие вещи, действительно
изменившие мой мир: я понял, что Бог и
вправду существует, что Им сотворено все, и
что Он близок ко мне. Я понял, что Иисус
Христос действительно Господь и Спаситель,
причем не чей-то, а именно мой. Я понял, что
жизнь, угодная Христу, только и может быть
названа настоящей жизнью. Я понял, что
каждый человек может жить одной жизнью с
Богом, и я в том числе. Я понял, что живу не
так, как нужно, но волен моим обращением к
Богу все изменить в лучшую сторону.
Всю
следующую неделю я ходил под впечатлением
услышанного. Исходя из своих познаний,
тогда еще весьма бедных, я понимал, что МЦХ
расходится с Православной Церковью в
вопросе о таинствах и Св. Предании. Но, так
как представлял я себе эти вещи очень
смутно, то они не казались мне сколько-нибудь
важными на фоне произошедшей со мной
перемены. То, что мои новые друзья относятся
к Православию пренебрежительно, я понимал,
однако истинного положения вещей не
представлял и первое время был уверен, что
пришедшего в МЦХ православного
перекрещивать не станут. Позднее я понял,
что в этой организации имеется четкое и
определенное представление о Русской
Православной Церкви. В МЦХ убеждены, что “православие
— это не христианство, православные не
спасены и, исповедуя свою веру, либо
намеренно лгут, либо, что бывает чаще,
ненамеренно заблуждаются”. Это
представление подкрепляется еще и тем, что
многие члены МЦХ в прошлом — православные,
а лидер одного из крупных структурных
подразделений Церкви даже учился в
духовной семинарии.
Впрочем,
МЦХ исповедует подобного рода
пренебрежительный взгляд и на все без
исключения организации, существующие в
мире и именующие себя христианскими
Церквями.
Вслед за
первым последовали (в течении одной недели)
еще четыре занятия. Из них я узнал, как мне
нужно относиться к Библии, к своим грехам и
к Церкви. Кроме того, одно занятие было
посвящено рассказу о распятии Христа. В нем,
наряду с Библией, было использовано и
чрезвычайно впечатляющее
натуралистическое описание страданий
Христа, изложенное по статье,
опубликованной в одном из американских
медицинских журналов 60-х гг.
По
окончании занятий состоялся разговор с
одним из лидеров церкви, называющийся
обычно, в соответствии с Лк 14:25–33, “подсчетом
стоимости”. В этом отрывке говорится о том,
что однажды Спаситель, обращаясь к народу с
призывом отрешиться от всего ради Царства
Небесного, рассказал притчу о строителе
башни: мудрый строитель, прежде чем начать
работу, рассчитал все издержки, необходимые
для ее выполнения.
“Подсчет
стоимости” в МЦХ призван выявить степень
решимости человека изменить всю свою жизнь
ради Христа. Будущий ученик обязан иметь
совершенно четкую позицию по целому ряду
вопросов. Ему необходимо отказаться от
греха в своей жизни. Это значит — оставить
все вредные привычки, в том числе курение, и
признать, что сексуальные отношения между
мужчиной и женщиной возможны только в
законном браке. Вступающие в МЦХ обязаны
прервать близкие отношения с
представителями (представительницами)
противоположного пола даже в том случае,
если в них с нравственной точки зрения
совсем нет ничего предосудительного. Даже
придерживаясь чистоты в подобных
взаимоотношениях, мужчина, будучи в церкви,
не может иметь невесту “из мира”. То же
касается женщин. Кроме того, каждый,
готовящийся принять крещение, должен
осознать, что никакая другая группа, кроме
МЦХ, не является христианской ни в малейшей
степени. Если он уже принял крещение где-либо
еще, оно признается как бы и “не бывшим”. На
этом основании МЦХ утверждает, что никого
не перекрещивает, а только крестит.
Соответственно все, жившие и умершие с
любым другим крещением, не являются
спасенными — такова официальная доктрина.
В личных мнениях членов МЦХ все-таки
возможны и несколько иные представления;
все же основоположница движения — церковь
в Бостоне образовалась в 1979 г., и трудно
признать почти всех людей, живших с конца I в.
до этого времени, безусловно погибшими.
Член МЦХ
обязан вести “общественно-полезный образ
жизни”. Поэтому безработный должен найти
работу или поступить учиться. Для не
достигших 18-ти лет необходимо согласие
родителей на крещение.
Если
кандидат не удовлетворяет какому-либо из
вышеперечисленных условий, он не может
принять крещение. В этом случае последуют
новые беседы и новые “подсчеты”, — и так до
нескольких раз. Многие, не прошедшие “подсчеты”,
навсегда покидают МЦХ. “Считают стоимость”
не только с кандидатами, но, раз в году, и со
всеми действующими учениками, чтобы
подтвердить их уверенность в принятых
перед крещением решениях.
Новообращенный
должен исповедовать полную преданность
организации. Отсутствие на собрании может
объясниться только очень уважительной
причиной. “Я могу не присутствовать на
собрании только в том случае, если я умер”,
— сказал однажды Кип Мак-Кин.
Лично я
без труда прошел “подсчет стоимости”.
Решение жить для Христа было слишком сильно
во мне, чтобы его могли поколебать какие-либо
формальные причины. Мне казалось, что я
готов с легкостью отказаться от чего угодно,
лишь бы вести жизнь, угодную Богу. МЦХ уже
безусловно казалась мне идеальным местом
для достижения этой цели. Прошло всего 7
дней со дня моего первого посещения
проповеди, а я уже принял крещение. После
того, как я произнес в присутствии многих
свидетелей исповедание веры (“Иисус — мой
Господь” и еще подтверждение веры в то, что
во Христе соединились две природы и Он
действительно воскрес), меня погрузили в
воду. Полностью и один раз. С произнесением
формулы “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”.
Кстати, в МЦХ произносить эти слова при
крещении необязательно. Часто они имеют
характер информации — крещаемому
предварительно сообщают, во имя Кого он
будет крещен.
К моему
сожалению, я не испытал никаких сильных
переживаний, но все равно ощутить себя
спасенным был рад безмерно. Все поздравляли
меня и радовались не меньше моего. Кстати,
крестил меня все тот же человек, который
помогал мне изучать Библию.
Еще до
крещения я начал самостоятельно
проповедовать на улицах и в метро. Ну, а
после крещения быстро втянулся в весьма
напряженную жизнь МЦХ и оставался ее
активным членом в течение более чем года.
Теперь необходимо упомянуть еще один
важнейший аспект, определивший очень
многое в произошедшей со мной перемене. Это
люди, составляющие Московскую Церковь
Христа. До тех пор, пока я не познакомился с
МЦХ, я в своей жизни встречал очень немного
подобных людей.
Утверждаю,
что подавляющее большинство из
последователей МЦХ — чрезвычайно
искренние, честные и добросовестные люди.
Все, что исповедуется ими, они
действительно стараются сделать своими
убеждениями, основой своей жизни.
Практически каждый искренне убежден в том,
что он несет миссию, жизненно важную для
всего человечества. Почти каждый способен
на бескорыстное добро и самоотречение.
Многие поставили служение Богу первым и
единственно важным делом своей жизни.
Многие из них способны явить образцы
небывалой любви, простосердечия и
непосредственности, — явление
удивительное для нашего времени.
Каждый
новообращенный окружается любовью и
заботой. У него сразу же появляется много
друзей. Многие находят здесь то, чего они
давно и безусловно искали, — приметы
простого человеческого счастья, отношения,
в которых нет грязи, лжи и отчаяния. Средний
возраст членов МЦХ — около 22-х лет. Перед
каждым открывается не только прекрасное
настоящее, но и не менее прекрасное будущее
— чистые отношения полов, крепкая семья,
любимое дело (для большинства это —
проповедь), христианская кончина и вечная
жизнь вместе со всеми друзьями и Богом. В
МЦХ царит небывалая дружба, открытость и
искренность. Причина этого во многом
кроется в том, что люди чувствуют себя
делающими вместе одно очень важное и нужное
дело, буквально товарищами по оружию.