История Киевской Церкви Христа
История Киевской Церкви Христа, с 1992 по 2003-й год
Может, тема Истории одной из Церквей Христа является более подходящей для раздела «Церковная культура», но мне кажется, что пока что вопрос одинакового взгляда на прошлое Церкви является актуальной темой поиска единства.
Историю Киевской Церкви Христа я писал и раньше (она есть на моём старом сайте icoc.by.ru), однако я решил сделать что-то более основательное, чтоб систематизировать свои и чужие воспоминания. Я уверен, что в том, как развивалась Церковь, был Бог, и Его присутствие стало причиной того всплеска энтузиазма и готовности к самопожертвованию, которые царили в первые годы Церкви. Это было детство и юношеский максимализм, но это было сильное чувство, чувство непобедимости обретённой веры и наблюдение ПОБЕД веры… Мудрость приходит позже, но сначала была вера, как у Давида перед боем с Голиафом. Веры не достаточно, чтоб учить других, управлять тем, что даёт Бог и укреплять приобретаемое, но для борьбы с Голиафом греха и безверия, её было достаточно.
Это, разумеется, мой субъективный взгляд, но мне бы хотелось, чтоб мы знали о том, как начинались Церкви в городах, как росли и проходили через испытания. Я помню больше хорошего, чем плохого, и хочу этим поделиться. Хотелось бы, чтоб люди вспоминали хорошие моменты в жизни Церкви и делились ими. Многие просят ветку хороших новостей – может есть смысл дополнить историю тем хорошим, что было, тем более, что с 1997 года я в течение 6-ти лет отсутствовал и многого не знаю.
Заранее прошу прощение за опечатки и ошибки – готов исправлять.
Киев 1992 год
В Киев в июне приехало две миссионерские команды: Киева и Санкт-Петербурга, всего около 30 человек. Среди которых были: Миша Раковщик, Энди и Теми Флеминги, Шон Вутен (не знающий по-русски ничего), Олег Сироткин, Лариса Макеенкова (теперь Фонарёва), Наташа Капитульская (её хорошо знают те, кто ходит на Ревиал), Дейв и Энжела Куперы (оставались в Киеве и Одессе до лета 1994, по-моему), Таня Руденко, Деррик и Лиен, Элки Нельсон, Мишель, Таня Каденко, Виталик, Володя из Тимирязевского, Уилсон, Сара Грей (будущая жена Раковщика, а тогда подруга), Максим Фельдман (сейчас в Тель-Авиве) и другие москвичи и американцы.
На первую службу в «Дом офицеров» на Грушевского 7.06.92 пришло 507 человек. А через неделю 14.06.92 было проведено первое крещение – 28 человек (в этот день крестились: Женя Фонарёв, Сергей Палеха, Лена Синюта, Денис Кашлев, Сергей Вержбицкий). За первый месяц было крещено 77 человек (среди них моя будущая жена, а так же Наташа Пригода, Саша Кожнов, Игорь «Регби», Паша Шупер и др.).
Следует сказать о том, что атмосфера среди населения Киева в 1992 году способствовала к укоренению и росту всего нового. Люди устали от религиозного вакуума при СССР, были большие ожидания от независимости, люди мечтали про достойную жизнь и хорошую перспективу… В Украине с жадностью ждали проповедующих и вполне уместным лейтмотивом для начала Евангелизации Украины звучали слова Христа: «Смотрите, как нивы побелели» Казалось, что пришло время Миссионерского урожая.
Летом Киевскую Церковь вели Миша Раковщик и Сара (Саша) Грей. Атмосфера была наполнена энтузиазмом, стандарты и жесткие рамки ещё не были укоренены, т.е. ученики сами «делились верой» и никто их не заставлял, те самые приглашения давались не каждому на улице, а тем, кто это «заслужил». Людей объединяли мечты и стремления для Бога, «Дом офицеров» стал не просто местом проведения служб, а вторым реальным домом для учеников. Летом же появились первые Беседы по Библии (ББ).
В конце лета вести Киев стал венгр Томми Кукта, а осенью появились группы, в которых состояло несколько Бесед по Библии (группы рабочих, студентов, подростков). В сентябре были наняты на работу для Церкви первые киевляне: Женя Фонарёв и Наташа Пригода.
С самого начала в КЦХ привлекались молодые люди, в основном, крестились те, кому было от 15 до 22 лет, что примерно соответствовало тому душевному настрою, который был в среде учеников, а так же ритму жизни… Тихие времена группами часов в 6-7 (люди вставали в 4-5 часов и съезжались с разных уголков города), провожания сестёр до 12-1 ночи, – такой ритм мог выдержать далеко не каждый. Проповедования, совместные встречи, службы, работа, учеба, свидания по субботам, – всё это еле вписывалось в график 24 часов, и сном приходилось жертвовать, но жертвовали с радостью.
Ученики много молились тогда и молились пускай наивно, но по-особенному: у Бога просили встретить при проповедовании кого-то совсем особенного и встречали, просили оценок по экзаменам не готовясь и получали (кое-кто обходил корпуса Институтов по 7 раз), просили про здоровье своё и близких и получали…
За 1992 год в Киеве крещено было порядка 200-250 человек, и к концу года Церковь в Киеве насчитывала порядка 120 членов, что уже даёт иллюстрацию того, что проблема уходов началась практически сразу же. Причиной уходов стал не столько ритм жизни, сколько отсутствие по-настоящему глубокого учения (все были молоды и учили друг другу тому, что понимали сами, а часто многое понимали неправильно).
Киев 1993
В марте в Киев приезжает Шон Вутен и Лена Здобнова. Кип Мак Кин решил направить в Киев Шона без всякой подготовки. Энди Флеминг рассчитывал готовить Шона для ведения Киева 3 месяца, но Кип сказал: «Три месяца – это не Бог, а три дня – это Бог!» и Шон оказался в Киеве через 3 дня (в Питере Шон немного научился говорить на русском языке).
В марте в Киеве было порядка 300 человек, но качественный состав группы был уже не таким радикальным как в самом начале. Вутен провёл «очищение» (где-то в апреле), в результате которого КЦХ сократилась почти втрое. Те из учеников, кто не прошел второго подсчета, сами выбирали: возвращаться к радикальным стандартам или уйти из Церкви совсем (большинство вернулось). С этого момента в Киеве делается особенный упор на миссионерскую деятельность и при том РЕЗУЛЬТАТИВНУЮ деятельность: беседы по Библии с гостями, планы количества приглашённых людей в день, миссионерские команды в метро и на улицах Киева. Но самой впечатляющей практикой стало уличное проповедование, когда ученики разбредались по людным улицам Киева и громко проповедовали в толпе, привлекая к себе всеобщее внимание и собирая вокруг себя толпы слушателей и милиции. Такого наш древний город ещё не видел! В метро приглашались на службы целые вагоны. Факт остается фактом – город с населением не менее 2,5 миллионов встряхнуло несколько сотен человек, все и каждый знали про то, что Киевская Церковь Христа проводит свои службы каждое Воскресение в «Доме офицеров». Меня самого многократно и в разных местах Киева туда приглашали.
В июне в Киев приехала Копенгагенская Церковь для участия в открытии Церкви в Одессе. Была дана особенная служба под открытым небом на Арке, куда пришло 1333 человека (Киевская ЦХ тогда насчитывала порядка 150 человек). Такая толпа народа стала настоящей неожиданностью, как для членов Церкви, так и для властей города. Проповедовал на этой службе Грег Марецкий. А сразу после службы объявили, что можно услышать занятие «Что значит быть учеником» в Доме офицеров, и примерно та же толпа двинулась целым шествием по одной из главных улиц. По дороге прохожие спрашивали, что это за собрание, и куда оно идет, а ученики с радостью начинали проповедовать и им, некоторые даже присоединились.
Одесская Церковь получила мощный импульс от этой службы на Арке и первая служба в Одессе собрала более 1000 человек. Киевляне устроили цепную молитву за сутки (или за трое, - кто помнит, пусть меня поправит) до собрания в Одессе.
Осенью в Киеве появились сектора (по 2-3 группы).
В этом же году была Конференция учеников в Москве, куда поехали многие ученики Киева, и тут проявился в полной мере потенциал веры учеников! В условиях общей неразберихи, нехватки мест и билетов многие отправлялись в путь с верой и достигали Москвы без билетов, паспортов и денег (Кто против нас, если Бог за нас?)!
Я крестился 8.12.1993 года и далее уже смог многое наблюдать и во многом участвовать сам.
Год был закончен на уровне 512 членов Церкви.
Моя личная благодарность: Леше Хаимову (КИСИ, помог мне понять Бога, отрезан от Церкви и предан мной в начале 1995 года), Максиму Потапову (КПИ, занимался со мной Библией)
Киев 1994
Новый Год начался с новых проблем для Церкви – из-за отсутствия регистрации у Церкви теперь не было возможности собираться в залах, и нам пришлось покинуть ставший нам родным «Дом офицеров»… Церковь в Киеве перешла на «домашние Церкви», которые включали в себя группы учеников по 15-20 человек. Для служб стали использоваться квартиры учеников и работающих на Церковь. Это испытание укрепило церковь, т.к. помогло сдружиться ученикам и узнать друг друга ближе – ведь это проще сделать в формате маленькой группы, чем, собираясь вместе всей Церковью.
Особо отличились студенческие группы таких институтов как: Институт Гражданской Авиации (КИИГА – Слава Троценко был его студентом), Инженерно Строительный Институт (КИСИ – на мой взгляд, это вообще интеллектуальная элита в среде студентов КЦХ), Университет (КГУ) и, разумеется, Политех (КПИ). Общая доля студентов в Церкви составляла порядка 30-40% (по моим прикидам). Последний из перечисленных ВУЗ-ов заслуживает особого внимания…
На начало года в Киеве были такие сектора: Север, Восток (Левый Берег), Юг, Запад, Центр и КПИ. Сектор КПИ вёл Денис Кашлев.
Пару слов о самом институте: это крупнейший ВУЗ Украины, насчитывающий более 30000 студентов всех форм обучения и имеющий более 2-х десятков корпусов, несколько из которых относятся к разряду многоэтажных – это настоящий студенческий город.
Студенты-ученики с самого утра начинали своё проповедование в КПИ, студентов приглашали на службы по воскресениям, или на короткие беседы по Библии, или сразу на 1-ое занятие. Особенной популярностью пользовались бесплатные ужины для студентов, на которых приглашённых не только кормили вермишелью с кетчупом, но и Словом Бога, проводя тут же занятия. Похожие мероприятия проводились по общежитиям. Сама столовая 7-го корпуса приобрела для всего Института репутацию штаба Церкви Христа – всегда там были ученики (кто кушал, кто учился, кто проводил «занятия», кто давал/получал время по парам и т.д.) Появление Шона Вутена оживляло сразу обстановку – он улыбался всем, поддерживал всех и кормил сразу всех за свой счет. Студентов ничто и никто не мог остановить – пока в институте оставались люди, ученики продолжали поиск по улицам и корпусам тех, кому они скажут: «Извините, Вы верите в Бога?»
Большую долю вдохновения в студентов КПИ вложил сам Шон и лидер КПИ Денис Кашлев – с каждым из них было интересно общаться, и чувствовались сила и целеустремлённость к обращению этого Мира в одно поколение. Была проведена масса мероприятий для того, чтобы сдружить и вдохновить Церковь (дискотеки, конкурсы, агапе-ужины, ночёвки в лесу, походы, конкурсы, спортивные и не очень – к примеру, по созданию лучшего бутерброда – соревнования).
В апреле месяце сектор КПИ вырос на 25 человек и насчитывал 118 членов – это был почти пик. В Церкви на 1 мая было 735 членов. Если в Киеве практически каждый житель слышал про КЦХ, то в КПИ почти каждый студент был на проповедях, службах, занятиях, беседах и приходилось очень сильно трудиться, чтоб осенью найти первокурсников и тех, кто умудрился до сих пор не услышать про КЦХ, что привело к торможению роста сектора КПИ (где-то на уровне 140 человек) и Шон принял решение расформировать этот сектор, чтоб выпустить студентов на новые нивы. Т.е. студенческие зоны распределились по различным секторам Киева, что подхлестнуло рост во всех районах города. Но произошло это в конце января 1995 года.
В конце весны и летом были проведены первые свадьбы учеников в Киеве: Шон и Лена, Женя Фонарёв и Лариса Макеенкова, Сергей Палеха и Оксана.
Весной выпускался бюллетень для Церкви под названием «Ловцы» - прообраз будущей газеты (Редактор: Игорь Ткаленко). В начале лета была получена регистрация и Церковь вернулась в залы.
Летом была тщательно и с усердием подготовлена особенная служба в Октябрьском дворце - с концертом для гостей и особенной проповедью. Мы выложились, как могли, и результат вознаградил нас: 3331 человек! Ученикам лидерам бесед пришлось покинуть зал, чтоб освободить места гостям – это произвело неизгладимое впечатление лично на меня и, я убеждён, на всю Церковь в Киеве.
В Киеве появились регионы (по 2-3 сектора) – с начала их было 3.
Летом же была направлена команда открывать Церковь в Харькове.
31 декабря 1994 года КЦХ удвоилась за год и насчитывала 1024 человека. На последней службе в этом году в Украинских Церквях Христа появился первый Евангелист с Украины – Денис Кашлев.
Благодарен Богу за Дениса Кашлева (личный пример и уважение ко мне), Шону Вутену (за веру и любовь), Диме Жовтенко (за сердце), Лёше Пересичному (за дружбу), Игорю Малышкину (за дружбу).
Киев 1995
В конце января на Ставке был дан новый ориентир на год – 2000 человек. Каждый из нас верил в возможность этого, и каждый был готов приложить все усилия для достижения этой цели.
В конце января сектор КПИ расформирован и группы студентов отправлены в рабочие (так я стал из лидера беседы, лидером зоны).
В феврале (23-26) была проведена великолепная по содержанию и духу Конференция (называлась: «Посланные Духом») всех учеников Украины в Киеве. На этой Конференции евангелистом стал Женя Фонарёв, а в конце конференции была свадьба Олега Сироткина и Алёны, на этой же свадьбе я предложил моей будущей жене стать моей подругой (планировалось в общей сложности 3 таких пары, но стали только мы), за, что не устану благодарить во-первых Бога, а во-вторых Лену Вутен и Шона за их молитвы и содействие (они-то знали, как я этого хотел)).
Было приятно и радостно видеть братьев и сестёр из Одессы и Харькова, знакомиться с ними и общаться.
До конца весны КЦХ росла как по плану и достигала более 1400 человек в мае (лично моя студенческая зона с марта по май выросла до сектора, т.е. почти удвоилась).
Однако летом начались проблемы… Накопилось несколько трудностей, связанных с тем, что Церковь росла без сильных корней. У каждого ученика постоянно менялся ведущий его лидер, что било по чувствам многих (на себе это прочувствовал в первый год своего ученичества). Также укрупнение структуры требовало роста новых лидеров, - а как мог лидер сектора, который более года во Христе научиться заботиться о группе в 50 человек, когда его внимание приковано только к одной цели – крещениям. Нас много учили на лидерствах всех уровней про необходимость заботы, и мы заботились, как могли: порой ночами находили тех, кто не пришел на службу, выговаривали тех, кто не приглашал, давали предупреждения тем, кто грешил по Галатам 5 главе, пытались своим примером показать уставшим и сомневающимся, что нужно стремиться всеми силами угождать Богу плодоношением… Студентам всегда давался вызов хорошей учёбы, но, если посмотреть на то время, которое оставалось на учебу после служб, команд, учений и т.д., то такой ритм мог выдержать только гений, и многие ломались… Работающие на Церковь бросали учебу в институтах, или за них учились другие, что давало противоположный пример всем тем, кто хотел подражать им. Примерно то же происходило и в среде рабочих и семейных – лидеры меньше получали втыки за семейные отношения подопечных, чем за результаты роста в группах. Церковь росла в количестве, но качественного роста добиться не получалось, и уже летом стала проблема уходов… В первой половине года более 60% новых учеников уходили из Церкви.
Было видно, что Шон ищет всеми силами выход из создавшегося положения. В августе он исповедуется перед Церковью в том, что сам не является примером как ученик, и позволил окружающим лидерам грешить. Этим летом почти вся ставка постится огромные сроки (до 40 дней). Уже идут поиски того, как взрослеть и как укреплять Церковь изнутри. Мы искали этот путь, и каждый из лидеров сам его находил индивидуально, так для меня лично стало личным вызовом помогать тем, кого я лично отрезал за грехи, и большую часть тех, кого я отрезал в июле, в августе вернул обратно. Миссия не стала залогом роста – открылась проблема отсутствия заботы внутри Церкви; и перед лицом этого нового вызова мы оказались бессильны. (На все проблемы давался только один ответ: «У тебя проблемы? Иди и проповедуй!», – такое положение долго не могло удерживаться).
Несколько слов про финансовый вопрос, которому так много уделено внимания сегодня. Квартиры для работающих на Церковь не относились к разряду фешенебельных, а те, которые снимали студенты (Кашлев и Троценко) были безнадёжно оккупированы тараканами. Лидер Церкви снимал нормальную 3-х комнатную квартиру, где 2 комнаты были предоставлены работе на Церковь (там постоянно кто-то был). Что касается зарплат, то студенты работали без зарплат или получали 17 долларов, но никто не жаловался, чему, разумеется, способствовало отсутствие детей в семьях.
В этом же году начинается программа «Надежды» в Киеве и постоянное сотрудничество с интернатами. Ученики Христа стремились помочь детям-сиротам обрести теплоту любви и опору в наставлении. Особенно сильно вызывала моё сердце любовь и борьба за любовь Шона и Лены к двум «черепашкам» - как этих сирот называли Вутены. Такого личного самопожертвования, я ещё ни у кого не наблюдал…
Была попытка в августе создать супер-регионы (Фонарёв, Троценко, Кашлев), но идея не прижилась.
В сентябре воссоздан сектор КПИ, к чему имею отношение и я.
В конце сентября Шон дает свой знаменитый урок «Крест» где вызывает Церковь к достижению 2000 человек к концу года (уже тогда ставка знает про решение отправить Шона в Москву). Шон в уроке напомнил о том, как начиналась Церковь в Киеве, как росла в 93-м, 94-м и начале 95 года.
Если и бывают проповеди, которые ставят всё с ног на голову, то это была именно такая! В октябре, за месяц, Церковь в Киеве выросла почти на 200 человек. Особенно отличился Восток, который вёл Денис Кашлев (львиная доля роста пришлась именно на этот регион).
Шон успел организовать газету Церкви, куда взяли работать мою жену. Юридическая регистрация газеты закончилась уже после уезда Шона.
В течение осени киевские ученики поставили замечательный спектакль и показали его не только во всех регионах Киева, но и в Харькове. Конечно, наши братья и сёстры не были профессиональными актёрами, но вложили они всё, что могли, и спектакль удался.
В ноябре уехали Вутены и приехали Сироткины.
Осенью тяжело заболел Денис Кашлев и 16.12.1995 умер в возрасте 21 года…
Киев закончил год в районе 1650 членов.
Благодарен Богу за Андрея Дзюбенко (за дружбу), за мою невесту, Лену Вутен (за помощь в том, чтобы у меня была подруга), Егору Стародубцеву (за уважение), Славе Троценко (за личный пример), Ване Ляшенко (за уважение).
Киев 1996
Тяжелый выдался год…
Из Киева в Москву переезжает ряд лидеров разного уровня: Слава Троценко, Иван и Маша Ляшенко и др.
В лидерстве начинается накапливаться напряжение, которое проявляется в конфликтах и личных противостояниях. По этому вопросу есть мои материалы в сети и особо заострять тут внимания не буду.
В январе прошла моя свадьба.
Не смотря на общие проблемы с ростом и противостоянием, в этом году я провёл замечательное время в Зализнычном секторе и, будучи лидером КИСИ – для меня это было продолжением того, чем мы жили раньше и мои мечты до августа воплощались в том, как росла наша группа.
Конечно, противостояние отравляло жизнь, но это случалось только в те моменты, когда про меня вспоминали в Ставке (как произошло в августе).
В марте вышел первый и последний выпуск газеты Церкви «Пилигрим». Второй номер планировался посвятить Денису Кашлеву, но…
Причиной закрытия газеты стали эти строки про Новосибирскую Церковь:
«Церковь пережила большую трагедию – за последние 7 месяцев 500 человек ушло из Церкви, и за последний год Церковь уменьшилась на 200 человек. Проблема была в том, что лидеры Церкви имели плохую связь с Москвою и, не беря советов, делали грубые ошибки, которые причинили боль другим людям»
Вот так объективная информация в позитивной газете была заклеймена как недостойная, а газету призвали уничтожить до последнего экземпляра.
Из информации на 26.03.1996 (из того же «Пилигрима»):
Киев – 1669 членов, Одесса – 315 (вёл Лёша Кравец), Харьков 138 (в марте в ХЦК выступал Кристиан Рей с группой «МФ-3»), Алма-Ата – 43, Ташкент – 26, Ашхабат – 23, Тбилиси – 30, Новосибирск – 730, Минск – 161, Москва – 2350.
В июле была проведена Конференция в Киеве, с которой была отправлена команда в Кишинёв. На сцене КИИГА было крещено несколько человек, большая часть из которых была из Зализнычного сектора.
Осенью ставка имеет тот вид, которого так добивался Олег Сироткин.
КЦХ закончила год в районе 1655 человек (рост за год 3-5 человек).
Я благодарен Богу за весь Зализнычный сектор и, в особенности, за студентов КИСИ…
1997 год
По понятным причинам с этого года мне тяжело вспомнить что-то, что касалось каких-то глобальных вещей.
24.05.1997 года
отрезан от Церкви (от общения до 1999 года).
Сентябрь-Ноябрь раскол в Киеве.
Открыта Церковь в Днепропетровске.
Я благодарен Богу за всех, кто поддержал меня в тяжелые времена, а таких было десятки…
1998 год
31.05.98 у меня родилась дочь Лана.
Группа отрезанных распущена с настоятельной просьбой вернуться в Церковь.
Киевская Церковь довольно быстро растёт и заканчивает год с результатом 2239 человек.
Спасибо Богу всем тем, кто помог мне перенести трудности во времена беременности и родов жены, больниц и т.д.
1999 год
Розрешили общаться ученикам с отрезанными от общения в 1997 году (вопрос касался меня и моей жены, Андрея и Таню Дзюбенок и Лешу Пересичного)
Итог 2559 (73% из крещенных уходит)
2000 год
Открыт Львов
Итог 3053 (55% уходов)
2001 год
Открыт Донецк.
Итог 3161 (почти 90% уходов), Киевская Церковь опередила Московскую – 3136 (100% уходов).
2002 год
10-тилетие КЦХ.
2003 год
7.05.2003 Автоматически восстановлен вместе с женой в членстве КЦХ.
История продолжает писаться…
Я бы мог продолжать список благодарностей за тех, кто отдал мне часть своего сердца, и молю Бога, чтоб Он вознаградил их всех.
Иван Марченко, Член Международных Церквей Христа
Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.
Опубликовано на: 2003-11-18 (14219 Прочтено)
[ Назад ]