В ВЗ есть заповедь о любви к Богу, возлюбить Его всем что есть в человеке.
А я чувствую страх, благодарность, благоговение... А любви не чувствую. Что делать?
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
А я чувствую страх, благодарность, благоговение... А любви не чувствую. Что делать?
ИМХО
Любовь к Богу и не надо чувствовать. Потому что хоть и называется (переведено) таким вроде бы знакомым словом, но на самом деле это вовсе не чувство. Это комплекс поступков, действий и правильного/праведного отношения ко многим вещам.
Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ
Добавлено:
Сб Май 19, 2012 5:51 pm
Это трудно передать словами, но в лучшие свои моменты в жизни это может и было чувство, но не мое - я чувствовал любовь Бога ко мне и растворялся в ней.
Но я же ЧУВСТВУЮ свою любовь к мужу, ребенку... А тут целая заповедь: любить Бога, а у меня этого нет... И какого хрена тогда мне делать в вечности? Это же бесконечная вечность общения с Ним! Я счастлива от общения с мужем и т.д., а там что?
И вообще, если я не исполню заповедь, вряд ли туда попаду...
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Вс Май 20, 2012 10:09 am
Натали писал(а):
И вообще, если я не исполню заповедь, вряд ли туда попаду...
1. по моему, нельзя к заповеди относиться как к предписанию начальства, пусть даже божественного. Это призыв к человеку, а не предписание, за которое тебя накажут. Относиться к божественным заповедям как к формальным предписаниям и инструкциям - есть изначально порочный метод, который приведет только к неврозу, а не к благочестию.
2. искусственно развивать в себе чувства и восторги не стоит. Такой метод, кстати - искусственное вызывание в себе чувства любви к Богу с помощью каких-то самовнушений, медитаций, ресурсов воображения - всегда строго порицался в православной аскетической традиции, так как вел человека не к к богообщению, а к состоянию, называемому в аскетической письменностью термином "прелесть", то есть, к ложной духовности.
3. подлинная сердечная любовь как раз и начинается с благоговения и страха Божия перед Богом и Его Святыней основывается на них. Это то, о чем написал Вучань выше - по-моему в целом очень правильно.
Единственно, что я бы добавил: чувств и переживаний может и не быть (и по мне лучше когда их нет) а могут и быть - но если уж они есть, то они должны быть спокойными и естественными. Спокойные, молчаливые, естественные чувства и переживания, пронизанные прежде всего трепетом и благоговением, страхом Божиим перед Его Святыней. Вспомни: "сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом..." Ни в коем случае не нужно вымучивать чувства и переживания, выдавливать из себя. Не нужно удерживать их в себе, если они уходят, привязываться к переживаниям - это может привести только к неврозам или даже тяжелым психическим проблемам. Это многократно проверено, в том числе и мной Важны не чувства, а молчаливая "память" о Боге, которая сохраняется как фон, или как основа, для жизни по Евангелию. и, по большому счету, чувствам вообще доверять не стоит, даже по видимости хорошим и тихим. Надо относится к ним... равнодушно и делать свое христианское дело.
4. если говорить не о "тихих и хороших" чувствах, а о каких-то бурных, нетерпеливых и романтических - то это вообще не допустимо. Никаких бурных романтических чувств к Богу не только не надо - эти вещи вообще могут быть крайне опасны в религиозной сфере. По мнению святых отцов, за такими романтическими чувствами стоят совсем не Бог и Его благодатные дары, а в лучшем случае - взбудораженное естественное воображение человека, в худшем же случае ими могут воспользоваться демоны для внушения человеку всяких ложных откровений, переживаний и помыслов, основа же таких романтических переживаний - гордыня. Именно на волне всякой "романтической любви" к Богу и создаются многие секты, особенно мистического плана, типа секты Муна, "Белого братства", кришнаитов или хлыстов, всяких тантрических сект. На самом деле это никакая не духовная любовь, а сублимированная сексуальная энергия (на святоотеческом языке - не очищенная покаянием "вожделевательная сила" человеческого естества, эпифимиа) что и проявляется в учениях этих сект, очень часто завязанных не всяческой "божественной" сексуальности. Кстати, в МЦХ тоже были элементы такой сублимации, хотя до "Белого братства" было, конечно, далеко. Да что ЦХ - это может проявляться в том числе и в православии (вне зависимости от юрисдикций), если человек ориентируется не на Евангелие и аскетическое предание свв. отцов - а на всяких "старцев" или свои чувства и фантазии.
_________________ Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Вс Май 20, 2012 10:10 am
Конечно, могут быть и духовные чувства у христианина, могут быть даже очень мощные экстазы и откровения, если верить святым отцам - но могут быть у христианина только как дар свыше от Самого Бога в ответ на терпеливое и неуклонное исполнение заповедей Евангелия, причем в течение многих лет или даже десятилетий. А может и не быть -это ведь дело Бога и Его Премудрости - давать или не давать такие или сякие переживания. Бог дает все, что нам полезно, но не тогда когда мы хотим или предполагаем, а в нужное время и в нужном месте. Святые отцы говорят, что неочищенному покаянием и исполнением Евангелия сердцу Бог таких переживаний все равно не даст, хотя бы потому, что человек их либо не воспримет совсем, либо, если воспримет - не выдержит и будет выжжен благодатью. Любовь Божия только для очищенных покаянием воспринимается как божественный свет, радость и бесконечный "приснодвижный покой" (выражение Максима Исповедника) - а для неочищенных ее непосредственное касание будет как опаляющий огонь, выжигающий грехи. По святоотеческому учению, огонь геенны - это сам Бог, Его любовь и свет, которые так воспринимают души грешников, забитые грехами - как вечное осуждающее и опаляющее пламя:
Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучения, которые сильнее всякого другого страдания. мучения: печаль, поражающая сердца за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей.
(святой Исаак Сирин)
Из своего естества духовных благодатных переживаний человек тоже не может извлечь - потому что природа подлинных духовных переживаний и чувств - вышеестественна, так как они не просто исходят от Бога, но являются действием и самой жизнью Святого Духа в людях. Подлинная духовная и экстатическая любовь к Богу согласно святым отцам - если говорить о чувствах - это Сам Бог, вселяющийся в христианина в ответ на всецелое раскрытие христианина - его ума, сердца, воли, души, всех ее сил - Богу, всецелое посвящение Богу, всецелую отдачу Богу, когда в христианине нету больше ничего своего, но все добровольно уступлено и отдано Богу. Не что-то частичное - а все. Тогда на человека изливаются потоки обоживающей благодати и он может созерцать божественные тайны и Самого Бога, осияваться Его нетварным Светом. Но отцы учат, что это невозможно без долгих многолетних трудов покаяния, скорбного сокрушения о грехах, непрестанного молитвенного памятования о Боге и исполнения евангельских заповедей. Для того, чтобы достичь истинной благодатной жизни и божественной любви - надо умереть на Кресте Христовом, который и должны составить терпеливо переносимые труды и скорби. Без смерти невозможно возрождение.
_________________ Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Зарегистрирован: Aug 25, 2011
Сообщения: 641
Откуда: Киев
Добавлено:
Вс Май 20, 2012 6:10 pm
Полностью согласна. И вообще определить есть любовь или нет очень сложно, в чем любовь - в поступках, у них могут быть не верные мотивы, в словах - славословить, конечно хорошо, но вот даже в человеческой жизни бесконечное повторение фразы "я тебя люблю", очень сильно снижает ее ценность, в правильных мыслях - а у кого они всегда правильные ? Желание быть всегда с кем-то рядом. у него тоже может быть очень потребительская основа. По-моему, надо пытаться каждый день Бога познавать, не просто изучать, а по капельке приносить Его в свою жизнь, в свое сердце, вытесняя накопленную годами грязь, по-тихоньку приучать "чувства навыком к различению добра и зла", подыматься, когда в очередной раз упадешь на этом пути, учиться не равнодушию и не потребительской любви к ближнему (ведь сказано, если не любишь брата своего, как можно любить Бога) В общем, по-тихонечку, иногда просто ползком (если невыходит шагом) двигаться в сторону Света. А решать есть любовь нет - оставить Богу.
_________________ Марина
Последний раз редактировалось: maryt (Вс Май 20, 2012 6:30 pm), всего редактировалось 1 раз
Конечно, могут быть и духовные чувства у христианина, могут быть даже очень мощные экстазы и откровения, если верить святым отцам - но могут быть у христианина только как дар свыше от Самого Бога в ответ на терпеливое и неуклонное исполнение заповедей Евангелия, причем в течение многих лет или даже десятилетий. А может и не быть -это ведь дело Бога и Его Премудрости - давать или не давать такие или сякие переживания. Бог дает все, что нам полезно, но не тогда когда мы хотим или предполагаем, а в нужное время и в нужном месте.
С одной стороны невозможно не согласится - "вымученные", неискренние эмоции очевидно никак не радуют Бога.
С другой стороны вспоминается Давид, "скачущий" перед Богом, и названный "человеком по сердцу". А новый завет содержит описания некоторых поступков, которые очевидно являются выражением сильных чувств : женщина , возливающая благовония на Христа со слезами, Петр клянущийся отдать жизнь, Иоанн , сопровождающий Иисуса на голгофу. Правда конечно перед этими людьми был видимый Иисус (т.е. здесь немного другая ситуация), но сильные чувства не порицались Иисусом (вот только Петру сразу сказал, что он ошибается насчет своей готовности).
Бог может давать чувства и сильные эмоциональные переживания, не нужно их боятся, просто они не могут быть целью. Любовь она вообще по разному проявляется... Если есть в душе одновременно и трепет и благодарность - это уже скорее всего проявление любви. А если и возникают сильные чувства - лучше не упиватся ими, а стремится дать им выход в добрых делах, в покаянии, в каких-то тайных (между собой и Богом) жертвах и решениях.
Если есть в душе одновременно и трепет и благодарность - это уже скорее всего проявление любви.
Да, наверное, у меня просто неправильное понимание любви. Я её ассоциирую с чем-то чувственным, физическим. Образ, навеянный поэтами серебряного века... А трепет и благодарность - этого уже достаточно.
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ
Добавлено:
Пн Май 21, 2012 12:54 pm
Еще мысль. Наше некое бесчувствие, в разумных пределах - это защита данная Богом. От некоторых вещей, если их прочувствовать - душу может порвать. Не по силам такая любовь и такое покаяние - вот и не дается.
Еще мысль. Наше некое бесчувствие, в разумных пределах - это защита данная Богом. От некоторых вещей, если их прочувствовать - душу может порвать. Не по силам такая любовь и такое покаяние - вот и не дается.
+1
У меня перед глазами пример одной знакомой, которая легко проявляет сильные чувства к Богу именно потому , что у неё вообще лекгомысленный характер. Я ей даже завидую - если бы я мог так переживать свои чувства, наверно точно был был раздавлен своим чувством вины, рефлексией и т.д.
Она же вообще очень легко относится к жизни, естественно принимает оказываемую ей милость... Поэтому и сильные чувства к Богу , бурные эмоции по видимому никак не искушают её - наоборот в эти эмоциальные подъемы она особенно усердно служит Богу (например служит детям из неблагополучных семей и т.д.).
Поэтому чувства кому то нужны, а кто то к ним не готов - даже по своему характеру. Или готов, но к другим, более сдержанным. Кто то может постоянно быть в подъеме эмоций, а другому раз в году молиться в экстазе со слезами уже очень многое дает. Например в такие минуты человек принимает решения которые влияют на годы его жизни. И как после этого говорить что он не любит Бога...
В ВЗ есть заповедь о любви к Богу, возлюбить Его всем что есть в человеке.
А я чувствую страх, благодарность, благоговение... А любви не чувствую. Что делать?
Вот тут вопросец возник:
Возлюби Господа всем сердцем и душей....
сердце и душа это синонимы?
С душой вроде понятно, спасибо Павлу)
а вот сердце, что это?
Это трудно передать словами, но в лучшие свои моменты в жизни это может и было чувство, но не мое - я чувствовал любовь Бога ко мне и растворялся в ней.
Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ
Добавлено:
Ср Май 23, 2012 8:47 am
Я не говорю о плодах Духа. Я говорю о том, и до ЦХ я ощущал любовь Бога ко мне, и осознанно поверил в Бога и молился я и до ЦХ. Думаю это абсолютно нормально, и у большинства именно так.
Я не говорю о плодах Духа. Я говорю о том, и до ЦХ я ощущал любовь Бога ко мне, и осознанно поверил в Бога и молился я и до ЦХ. Думаю это абсолютно нормально, и у большинства именно так.
Не понимаю как можно ощущать любовь Бога, растворяться в ней и не считать это чувство плодом Духа.
Либо это плод Духа либо "прелесть", ведь так?
Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ
Добавлено:
Ср Май 23, 2012 12:53 pm
Не думаю что прелесть, потому что Дух дышит где хочет. В православии говорят о призывающей благодати, т.е. действии Св. Духа вне Церкви. Думаю что большинство из здесь присутствующих с реальностью этой благодати сталкивались, и действие ее им знакомо.
Если бы люди не могли почувствовать любовь Бога к ним, почти никто не смог бы прийти. Это очевидно свойство человека, его предназначение - искать Бога, который так "не далеко от каждого из нас" по слову апостола.
Любовь к Богу и не надо чувствовать. Потому что хоть и называется (переведено) таким вроде бы знакомым словом, но на самом деле это вовсе не чувство. Это комплекс поступков, действий и правильного/праведного отношения ко многим вещам.
Получается, любовь к ближнему тоже не чувство?
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
По моему давнему убеждению - да. И любовь к врагам. Вообщем, вся "любовь", которая на греческом "агапе". Ну, естественно, не то, чтобы я так уж думал, что любя ближнего вот совсем уж ничего чувствовать не надо. Чувство - это конечно тоже частенько хорошо. Просто теплые чувства, полагаю, в этом деле не важны, гораздо важнее по-библейски правильные поступки и поведение по отношению к этому самому ближнему.
Не думаю что прелесть, потому что Дух дышит где хочет. В православии говорят о призывающей благодати, т.е. действии Св. Духа вне Церкви.
Уже хорошо, что мы сходимся в том, что это действие Духа. В ХЦ мне объясняли действие "призывающей благодати" различием типа " Дух На человеке" или "Дух в человеке", хотя это объяснение кажется натужным.
Зарегистрирован: Aug 25, 2011
Сообщения: 641
Откуда: Киев
Добавлено:
Пт Май 25, 2012 10:31 am
Может, никогда не слышал проповедей ( не в ЦХ, там я такого не слышала) "До того как я был без Бога у меня все было плохо, а сейчас я с Богом и у меня трех комнатная квартира. замечательный бизнес, классная жена и т.д." Как-то мамина знакомая приглашала ее в церковь "Исцеления", Она расказывла ей, что у них такая классная церковь, они постоянно молятся за здоровье и у нее целый букет болезней уже прошел.
Да и если так честно в себе порыться, у меня тоже иногда проскальзывают мысли. что вот и в том хорошая, и в том, а почему все наперекосяк пошло, где же она Божья справедливость. Потому что где-то в глубине в подкорке седит мысль, если я живу Божим законом, должен же Он меня как-то поощрять, благословлять. А Бог никому , ничего не должен. Но такому восприятию тоже надо учиться, ну, мне например.
_________________ Марина
Последний раз редактировалось: maryt (Пт Май 25, 2012 12:33 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах