Хорошие тенденции в церкви
Статьи
Статьи

Хорошие тенденции в церкви

19.07.2005

За официальными сводками новостей (кстати, тоже ставших редкими) мы не всегда замечаем действительно хорошие тенденции в общине, которые происходят буквально рядом с нами. Сегодня мне хотелось бы свести воедино ту информацию, что есть у меня по хорошим тенденциям в церкви.

Олег Козырев написал "ХОРОШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦЕРКВИ

За официальными сводками новостей (кстати, тоже ставших редкими) мы не всегда замечаем действительно хорошие тенденции в общине, которые происходят буквально рядом с нами. Сегодня мне хотелось бы свести воедино ту информацию, что есть у меня по хорошим тенденциям в церкви.


НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ БИБЛИИ

Прежде всего, бросается в глаза новое отношение учеников к изучению Писания. Все больше входит в практику исследование самостоятельное, с привлечением разных источников, разных конфессий, разных взглядов. Время, когда основную «духовную пищу» мы получали на собраниях, меняется временем, когда пищу для размышлений ученики черпают из многочисленной литературы, разного рода собраний (вроде Библейского клуба), обсуждений друг с другом, сетевых ресурсов и форумов.
Данная тенденция при своем закреплении, безусловно, поможет вырасти в церкви новой среды, в которой личные убеждения будут играть ключевую роль.


ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ГРАНИЦ ЦЕРКВИ

Несмотря на отчаянные попытки ряда номинальных лидеров некоторых общин установить те или иные церковные границы, реальность состоит в том, что общины евразийских церквей начали формировать новые контуры церкви. Причем эти контуры парадоксальным образом часто принимают в себя тех, кого отвергла официальная структура и, не менее удивительным образом, исторгают из себя по факту не сотрудничества и несогласия некоторых даже официальных лиц, которые, числясь в общине, по сути уже далеки от ее реалий и от общения с ней.
Любопытно, что есть уже довольно много учеников, которые отказались от официального членства в церкви, при этом не только сохраняют христианский образ жизни как таковой, но и принимают то или иное активное участие в жизни общины: организовывают и помогают служениям, проводят домашние собрания и т.п.
Отдельно необходимо отметить и новое отношение к тем, кто упорствует в грехе и не в церкви из-за греха. Здесь видны еще не определившиеся формы отношения к таким ученикам. Общая тенденция – не отвергать общения с такими людьми, но при этом такие ученики постоянно сталкиваются с довольно ясным отношением к своему греху.


НЕБОЛЬШИЕ ЦЕРКВИ – БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Прекрасную динамику показывают небольшие общины, которые не сталкивались с фактами коррупции в топ-лидерстве, а также которым повезло иметь у себя лидера, который с сердцем воспринял изменения в церкви. Есть информация о впечатляющих успехах в таких общинах. Самое главное – это реализованность тамошних учеников. Их инициативы находят поддержку и вдохновляют церковь. К сожалению, в больших общинах такие инициативы тормозятся бюрократическими проволочками, бесконечными совещаниями и согласованиями, недоверием. Малые и средние церкви этих проблем чаще всего лишены.
Из наиболее ярких общин этого плана стоит отметить церковь в Ростове-на-Дону и церковь в Одессе.
Но есть информация и об общинах. Где лидеры пытаются вдохновить зрелых учеников на что-то инициативное, но те сами находится в пассивной позиции. Возможно, таким общинам нужно время и глубокий анализ того, почему так происходит. Но в любом случае радует такая положительная тенденция в лидерстве на местах.


СЛУЖЕНИЯ НОВОГО ТИПА

В Церкви начали развиваться служения нового типа. Они начинаются не из-за «назначения» кого-то, а по личной инициативе одного или группы учеников. Их сила в полной автономности и в плане финансов, и в плане управления, и в плане развития.
Интересно, что служения появляются быстрее всего в тех областях, где община испытывает реальный голод и недостаток внимания со стороны официальных структур.
Из доказавших свою состоятельность следует отметить следующие служения:
Интернет-служения учеников из разных городов, выразившихся в создании форумов учеников – «Первого ученического» и «Ученики.орг»
Информационно-учительское служение – журнал «Амен» (Одесса + ученики из разных городов)
Библейский клуб, который вот уже более года организует Игорь Ганков (Москва)
Клуб неженатых и незамужних, организованный братьями и сестрами Севера для московских учеников
Есть и другие служения, но я отметил самые известные и «посещаемые», по моей информации.


СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД

Писание учит на суде «не различать лиц», эта тенденция особенно радует в Церкви, ведь наш Господь любит справедливый суд. Все больше учеников не удовлетворяются официальным осуждением со сцены тех или иных учеников, но стараются лично узнать ситуацию и выслушать и другую – обвиняемую сторону (как и велит Писание), а потом составляет свое личное мнение об этом, принимая или не принимая официальную версию обвинения.
Мне стал известен случай, когда домашняя церковь в одном из городов, узнав об «отрезании» от церкви ученика из другого города приняла решение, что она составит свое собственное мнение об этой ситуации, пообщавшись со всеми сторонами и лишь только после этого сможет принять собственное решение по тому, считать им это отрезание свершившимся, или нет.


НЕ МОЛЧАЩИЕ РАБОТАЮЩИЕ НА ЦЕРКОВЬ

Прекрасная тенденция – это увеличение ситуаций, связанных с разрушением идеи так называемого «корпоративного молчания», когда работающие на церковь обычно не комментировали решения своего начальства, даже если эти решения шли в разрез с Писанием. Все чаще служители церкви не просто выступают против авторитарных тенденций, если их наблюдают, но даже готовы говорить об этом открыто, как и требует Писание в случае упорства в грехе со стороны обличаемого.
Радует, что звание евангелиста все чаще подтверждается не просто званием, но и высокой жизненной позицией служителей церкви.


СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ БЕЗ РАБОТЫ НА НЕЕ

Церковь уже дважды сталкивалась с практикой, когда люди были готовы служить церкви без работы на нее. К сожалению, пока что это не стало реальностью из-за косности понимания со стороны некоторых лиц, но все же эта тенденция не может не вдохновлять.
Очевидно, будут расти случаи, когда оплачиваемые служители церкви будут исполнять свое служение без работы на церковь, а не работающие на церковь ученики смогут брать на себя больше служения, освобождая тем самым, драгоценные жертвы учеников для помощи бедным и миссиям.


СВОБОДНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДОМАШНИХ ЦЕРКВЕЙ

«Ячейкой общины» у нас, конечно, уже долгое время является домашняя церковь. Все больше число домашних церквей начинает формироваться по принципу действительной жизни этой малой общины. Бывает, люди из других регионов становятся частью той или иной домашней церкви. Община становится более реальной о себе, а связи начинают выстраиваться не по принципу «теперь ты будешь тут», а по линии естественного роста и развития отношений.


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Примечателен рост межрегиональных, межгородских и даже международных связей учеников. Несмотря на имевшие место случаи запрета официальными органами таких общих собраний, данное движение, похоже, уже не остановить. Ученики испытывают голод по таким отношениям и не согласны с растущей автономией церкви, понимаемой как отчужденность и «не лезь в дела мои, брат». Братья и сестры хотят зрелого отношения к своим регионам, городам, странам, но не за счет прекращение истинного и духовного общения друг с другом.


МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

За последние два года ученики открыли больше церквей, чем когда либо за прошлые года открывала официальная структура Евразии. Ученики показывают удивительную выживаемость, т.к. они начинают общины часто в условиях противодействия со стороны официальных органов, а иногда просто нелепого отношения (довольно известным стал анекдотичный случай второго, уже «официального» открытия общины в Барнауле при том, что там уже давно действовали ученики).
Но объективно данная область пока еще находится в сложной ситуации, т.к. молодым общинам нужна истинная и активная помощь со стороны учеников больших церквей.


КРЕЩЕНИЯ НОВОГО ТИПА

В церкви начинаются крещения нового типа, когда акцент в изучении Библии делается на личные убеждения крещенного, на его любовь к Богу. При этом вместо традиционного «подсчета стоимости» с номинальным лидером, который на деле вряд ли будет заботиться об этом крещенном в будущем, приходят более осмысленные формы принятия в общину, как то: согласие домашней церкви на крещение, беседа с учениками, которые имеют неформальный статус и высокий авторитет в общине (прообраз старейшин).


ОТКРЫТОСТЬ И ЛИЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

Практикой церкви становится открытость тех процессов, которые являются значимыми для общины. Ученики открыто поднимают вопросы, показывают свои убеждения, часто не соглашаются или призывают служителей церкви к праведности.
В Церкви формируется среда, в которой в будущем станут невозможны проявления коррупции, обмана, введения в заблуждение, несправедливых исключений из церкви.


«НЕ УХОДЫ»

Отмечается тенденция не ухода из церкви учеников, которых официальные органы активно пытаются вытолкнуть из общины за неудобную их позицию. Причем пребывание в церкви таких учеников было бы невозможно без поддержки зрелой части общины, которая теперь есть. Раньше такую ситуацию (отрезание, а потом явление на собрание как ни в чем не бывало) было представить невозможно. Но теперь община не готова принимать липовые «отрезания» и, как следствие, у изгнанных появилась возможность оставаться по сути частью общины.
В перспективе это дает возможность церкви все же изжить эпизоды спорных отрезаний и исключений, а также дает ей возможность быть полной в плане наличия в ней всех, составляющих ее частей.


ПРИЧАЩЕНИЕ

Меняется отношение учеников к этой важной части жизни Церкви. Из поверхностного ритуала Причащение постепенно превращается в ключевой. Связующий элемент и собрания и собственно духовной жизни Церкви.


МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Растет число разного рода межконфессиональных связей. Более всего прогрессирует диалог с так называемой Традиционной Церковью Христа.
Контакты с этой общиной происходят в Москве, Барнауле, Киеве.
Интересна позиция лидерства Киева, которое довольно активно начало изучение опыта протестантских деноминаций своего города.


ОБУЧЕНИЕ

И лидеры и обычные ученики стали все чаще проявлять интерес к получению богословских знаний. Некоторые начали обучение в высших духовных заведениях, поступили на те или иные курсы.



ПОЛЕМИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Растет уровень отечественных полемических, исследовательских работ, и они сами становятся все более доступны.
Из наиболее активных авторов за последние два года стоит отметить: Михаила Шелудько, Юрия Шабалина, Дмитрия Вайнштейна, Романа Беспятова, Дениса Шевченко, Игоря Ганкова, Анатолия Козловского, Ивана Марченко, Павла Железняка, Виктора Андрейченко, Виктора Башкира (простите, если кого забыл). Да, некоторые из них ныне не являются частью официальной церкви, но их вклад в развитие данной области жизни общины неоценим.


В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, я не вспомнил все, или что-то не заметил сам, но лично меня радует, что на наших глазах появляется, проявляется, прорастает новая община, живая, интересная, думающая, разносторонняя, духовная, смелая, любящая. И я очень надеюсь на то, что у данной новой церкви прекрасное будущее.
Хотелось бы завершить свой обзор словами Писания:

12 Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них],
13 и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, -
14 то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
15 Который провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной,
16 питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро,
17 и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие",
18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.
(Втор.8:12-18)

Люблю тебя, Церковь.


18.07.2005
"

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article457.html