Исторические свидетельства о крещении детей в первой церкви
Православие
Православие

Исторические свидетельства о крещении детей в первой церкви

27.08.2004

Исторические свидетельства. От себя замечу, что 2000 лет назад немногие умели писать, не было ни газет ни интернета. Поэтому не так много сохранилось писменных свидетельств каких-то событий или обрядов первой церкви. Но даже на основании того, что сохранилось мы можем видеть множество примеров крещения детей в первой церкви. И нет ни одного примера запрещения такого крещения или ожидания "пока ребёнок вырастет до 14 ти лет и тогда крестим" - то есть как раз того небиблейского учения секты анабаптистов и их поледователей, включая МЦХ.

Димец написал "

Ниже приведены историчесике примеры, факты, высказывания учителей первой церкви и косвенные свидетельства, которые мне удалось найти за полчаса в интернете.

Итак, начнем

Вопрос о легитимности детокрещения возник только в период Реформации, т. е. в XVI в. До этого времени — времени переоценок очевидных некогда истин — Церковь почти никогда не считала вопрос крещения детей темой для дискуссий (исключением являются ремарки Тертуллиана [ок.160 — после 220] и Григория Назианзина [ок.330 — ок.390],


Кураев пишет:

Церковь же всегда считала допустимым крещение христианских детей. О нем говорит св. Ириней Лионский (†202): "Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев" (Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3).

св. Ориген говорит о крещении детей как об апостольском предании: "Церковь получила от апостолов предание преподавать крещение и младенцам" (На Рим. кн. 5, гл. 6).

В 252 г. Карфагенский собор определил: "Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, о всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление" (Цит. св. Киприан Карф. 46 Письмо епископу Фиду).


Намек на практику детокрещения виден в свидетельстве о мученичестве Поликарпа Смирнского (80 - ок.165): "восемьдесят шесть лет я служу Ему, и ничем Он меня не обидел. Могу ли хулить Царя моего, спасшего меня?" (Евсевий, IV, 15, 20). Вероятнее всего, что Поликарпу в момент казни было 86 лет или чуть более, из чего можно сделать вывод, что святой мученик был крещен еще во младенчестве, иначе ему было бы более 100 лет, а это очень мало вероятно для продолжительности жизни в то время.


Ориген трижды упоминает о том, что практика детокрещения

  • "существовала согласно преданию церкви" (Hom. on Leviticus VIII.3 on 12.2);
  • "дети тоже были крещены" (Hom. on Luke XIV on 2.22a);
  • "церковь получила эту традицию от апостолов" (Com. on Romans V.9 on 6.5-7).
Эти свидетельства датируются между 233 и 251 гг.

Более раннее свидетельство мы находим в Апостольской Традиции Ипполита, документе, дошедшем до нас только в Коптской версии: "сперва ты должен крестить детей. Все, которые могут говорить за себя, должны говорить. За тех же, кто не может, должны говорить родители, или другие, принадлежащие этой семье". Хотя общепринятое мнение датирует этот текст приблизительно 215 г., содержание "Церковного порядка" в нем может относиться и к более раннему времени (см. Jeremias. 1960, c.74-75).


Ученики Кип-маккина всегда приводят высказывания Тертуллиана в доказательство того, что в древности был хоть кто-то не "согласный с крещением детей". Но, посмотрите, почему, Тертуллиан писал именно так. Тертуллиан верил в первородный грех и боролся с практикой тех, кто откладывал свое крещение к старости, стараясь креститься незадолго до смерти.

Цитата: Не менее важная причина, допускавшая крещение детей — фактор первородного греха. В трактате "De Anima" Тертуллиан утверждает, что "поскольку никто не рождается чистым, особенно из язычников... дети от брака, где хотя бы один из родителей — верующий, святы, так как происхождение от верующих родителей и обучение христианским доктринам в будущем... они определены для спасения, однако, согласно Ин.3:5, становятся святыми только через крещение" (De Anima, 39:4). Тертуллиан одним из первых противостал тенденции подмены покаяния крещением. Веским доводом в пользу его позиции была невозможность греховного образа жизни после крещения (см. Рим.6:2; Евр.6:4-6) и более страшного наказания, чем до крещения (см. Августин, Исповедь, I, XI, 17), поэтому многие колеблющиеся неофиты откладывали крещение до последнего момента, желая войти в Царство Небесное чистыми (известный пример — Константин Великий, крестившийся буквально перед смертью).


С развитием богословия учителей и отцов Церкви в христианской догматике возобладало учение о первородном грехе (Августин, Исповедь, I, VI, 12; V, IX, 16) и очистительной силе крещения, которое и сыграло важную, по сути — решающую, роль в оправдании и утверждении детокрещения. В IV в. учители и отцы Церкви твердо заявляют об очистительной силе воды. Григорий Назианзин восклицает в одном месте: "О крещальная чистота!" (Or. VIII, 14), в другом же: "очищая тебя крещением" (Or. LX, 44). У Амвросия Медиоланского (Две книги о покаянии, II, 2) читаем: "Невозможно, казалось, чтобы вода смыла грех. Нееман Сириянин не верил, чтобы проказа могла очиститься водой, но это невозможное Господь, даровавший нам такую благодать, сделал возможным". Еще раньше, в первой половине III в., Ориген (Hom. on Luke XIV) о сакральном значении воды писал следующее: "Младенцы крещены во оставление грехов. Каких грехов? Когда они их совершили? Конечно, никогда. Но, "кто родится чистым от нечистого? Ни один" (Иов.14:4) Поэтому эту нечистоту можно смыть только через таинство крещения. Вот почему младенцев также крестят".


Более того, крещение как акт инициации приобщало к Телу Христа, отсюда — и к Его дарам. Так, у Златоуста (347-407) читаем в Bapt. Lect. III, 6: "как много даров крещения. Хотя многие думают, что единственный дар — прощение грехов, мы насчитали их десять. Мы потому крестим детей, даже хотя они и безгрешны, что и для них дары освящения, праведности, усыновления и наследия, что и они могут быть братьями и членами тела Христа, и стать обителями Духа".

Итак, согласно Златоусту, у крещения есть не только смысл "прощение грехов". Вот некоторые дары, получаемые при крещении:

  • дар прощения грехов
  • дар освящения
  • дар праведности
  • дар усыновления Богом
  • дар получения наследия Божьего
  • вхождение в семью Божью и право называться братом
  • право быть членом тела Христа
  • право стать обителью Духа
Все эти дары (кроме прощения грехов) применимы к детям. Ведь, для того чтобы получить наследство, не обязательно быть взрослым. Или, для того чтобы стать частью семьи, не надо ждать пока вырастешь. И так далее.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, казнен в 258г., о некоторых эпизодах гонений на христиан говорит, что некоторые отпавшие христиане произносили отречение от Христа не только за себя, но и за своих детей: "Притом для совершенной полноты преступления, даже младенцы, принесенные руками родителей, малолетки, и они утратили то, что получили вскоре после своего рождения (т.е. благодать крещения). Не скажут ли они, когда наступит день суда (страшного): "нас погубило чужое вероломство, родителей мы считаем своими убийцами".

В Карфагене середины 3 века крещение детей было обычной церковной практикой.


В текстах Нового Завета есть прямое повеление Христа: "Не препятствуйте им <детям> приходить ко Мне" (Мф. 19, 14). Однако единственная дверь ко Христу — "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Христос, взглянув на детей, "возложил руки на них и благословил их" (Мк. 10, 16). Значит, Христос благословляет детей, Он может их благословить. Так же православные надеются, что Господь благословит и их детей

В Писании нет специального повеления крестить детей? Но нет также прямого повеления крестить женщин или стариков. Господь сказал "крестите все народы" (см. Мф. 28, 19). И здесь нет исключения по признакам национальности, пола или возраста. Вообще обычно Писание делает оговорку, если не включает в число указываемых им лиц женщин и детей (см. Мф. 14, 21). Никаких оговорок относительно крещения детей нет.

И в новозаветных текстах мы видим описание таких событый, которые предполагают крещение детей вместе со взрослыми. Крестились Лидия и домашние её (Деян. 16, 15); темничный сторож "и все домашние его" (см. Деян. 16, 31); ап. Павел "крестил Стефанов дом" (1 Кор. 1, 16). Апостолы крестили целую общину самаритян (Деян. 8, 14-17) — и вполне возможно, что там были и несовершеннолетние дети.

Ап. Петр говорит обратившимся к вере: "Вам принадлежит обетование и детям вашим" (Деян. 2, 39).


Историческое отступление:

следует отметить, что ответственность родителей в древнем мире была совершенно иной, чем ныне. Дети были в полной зависимости от воли родителей. К особенно жестким, если не сказать — жестоким, результатам эта зависимость приводила в языческих культурах. Неугодного из-за каких-либо физических качеств ребенка родители были вправе просто-напросто выкинуть на городскую свалку или сбросить со скалы. Отец мог решать судьбу новорожденного в зависимости от пола ребенка — мальчику отдавалось предпочтение, девочку оставляли неохотно, а то и вовсе выбрасывали (см. Fergusson. 1987, c.74). И хотя в среде евреев также практиковалась смертная кара в отношении "детей", она касалась не младенцев, которые были неугодны родителям, а тех, кто уже отдавал себе отчет о своем поведении. Во Вт.21:18-21 речь идет о смерти для "сына буйного и непокорного", которого умерщвляют не просто из прихоти его родителей, но по закону, и в казни участвуют "все жители города". О присущей евреям филантропии можно судить из беглого замечания юдофоба Тацита: "иудеи весьма заботятся о росте своего народа — убийство детей, родившихся после смерти отца, считают преступлением... и оттого любят детей" (Тацит, История, V, 5).

В I в. н. э. положение вещей не изменилось. Дети по-прежнему оставались частью имущества родителей. Однако в вопросе крещения детей следует учесть некоторые немаловажные особенности, которые говорят не о деспотизме, а о заботе родителей: (1) гонения могли навсегда разлучить детей с родителями, которые посредством крещения "перепоручали" своих чад Богу и Церкви; (2) нередкая в античном мире ранняя смерть ребенка оставила бы его без крещения как символа завета; (3) согласно Дидахе 9:5, в Евхаристии могли участвовать только крещенные; (4) эсхатологическая перспектива крещения располагала к тому, чтобы приготовить детей к скорому, как думали, пришествию Господа — таким образом, как утверждает Джеремайас (см. Jeremias, 1960), речь в Деян.2:39 идет о детях именно тех родителей, которые слушали проповедь Петра, а не о будущих поколениях.

Там стояли тысячи людей. Взрослые, дети, старики, мужчины и женщины.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

Петр посмотрел на толпу и сказал - "вам принадлежит право быть частью нового завета. И детям вашим, вот этим самым детям, и бегающим вокруг, и плачущим на руках ваших жен".

Очевидно, что крестились те, кто поверил. Но дети - были частью семьи, и, если глава семьи что-то решил, то это же делали и "все домашние его" или "весь дом его". Потому как они доверяли главе семьи (да и не могли идти против)

И вполне вероятно, что среди тех 3000 крестившихся были и женщины, и дети. И что абсолютно точно, ни с кем из крестившихся не проводил подсчет их лидер сектора с вопросами про особенный сбор или про то, что жениться они теперь могут только на других христианах.

То есть, тогда крестили всех, кто хотел, независимо от возраста. Крестились целыми семьями. Вместе с детьми.


Замечательные мысли по этому поводу написал Сергей Евланов:
-----------------------------
Здравствуйте.

Хотел поделиться своим мнением о крещении младенцев. Давно известно о двух разных подходах к христианству.

Один из них -так называемый юридический - говорит что человек- преступник и перед спасением он должен принять решение стараться больше не грешить и исправляться изо всех сил. А его вина перекладывается на Христа. После смерти человек попадает в хорошее место - рай, а грешник попадает в плохое место - ад. Из таких соображений детей крестить нет необходимости - на них нет личного греха - они автоматом в случае чего - в рай, да и покаяться они не смогут. Это - первый взгляд. Его поддерживает протестантизм.

Второе мнение (это мнение восточной, греческой,православной церкви) говорит о том, что человек с рождения не преступник (и дети действительно не несут личной вины), а больной. Фактически мертвец. И крестить его необходимо как можно скорее не сколько для прощения (с этим у Бога вроде никогда проблем не возникало,бывало прощал и совсем без условий), сколько для обновления больной души и тела. И после этого человек приобретает новую природу - богочеловеческую природу Самого Христа. И при этом рай - не просто хорошее место,а место присутствия Господа Бога. И в общение с Ним, к которому призваны "прославленные" люди, "богочеловеки" не допущены даже Ангелы. Не говоря уже о "просто" людях. Пусть и умерших младенцах.

На мой взгляд более глубокая, хоть и не самая простая точка зрения - вторая. В её разработке учавствовал, к примеру Афанасий Великий. А его ученик так и вообще боролся с "юридическим" христианством. Можно им и не верить, но именно Афанасий Великий первый перечислил 27 книг Нового Завета. И если не верить в одном, то и не верить во всём.

С Уважением, Сергей Евланов.
-----------------

Хотел уточнить. Афанасий Великий - не теолог и не философ. Он скорее монах. Смотрите: Афанасий Великий один из первых отстаивал Божественную природу Христа, Афанасий Великий (с точки зрения нынешнего видения) мог почти в течение 50 лет заявлять Церковь - это я, в то время как ВСЯ остальная Церковь в мире была поражена ересью Ария. Афанасий Великий - это отец древней Церкви, один из немногих людей, труды которого принимаются Церковь в полном объёме без критики. Если бы не несопротивление воле Господа этого человека, то сейчас была бы единственная мировая ортодоксальная вера - Свидетели Иеговы. (или что то вроде того). Ни Троицы, ни Бога - Христа, ни этого сайта.) Но это так, к слову.


И даже инициатор протестантского движения Мартин Лютер в 1522 г. осудил отвергавших детское крещение анабаптистов Никлоса Шторха, Томаса Дрекселя и Марка Штюбнера. Сам Лютер был крещен в детстве и отказывался перекрещиваться, приводя самого себя как пример, доказывающий благодатность детского крещения: "Что крещение детей Христу угодно, доказывается достаточно собственным деянием Его, именно, тем, что Бог из них многих святыми делает и Духа Святого им дал, кои таким образом крещены были, и ныне еще много тех, по коим видно, что они Духа Святого имеют, как по учению, так и по житию их; как и нам по милости Божией дано". И далее: "Ежели бы не принимал Бог крещения детей, значит, во все времена до дня сего ни один человек на земле христианином не был… Засим говорим мы, что для нас не самое важное, верует или не верует крещаемый; ибо оттого не делается крещение неистинным, но все зависит от слова и заповеди Божией. Крещение есть не что иное как вода и слово Божие, одно при другом. Вера моя не творит крещение, но воспринимает его".

Для Лютера, как и для православных христиан, крещение есть омовение водою, пронизанной благодатью Христовой, то есть именно таинство.


И напоследок маленькая цитата из книги Иринея Лионского (130-200 г.г.), который был епископом Лионской церкви.

Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех-говорю, - которые чрез Него возрождаются в Бога, - младенцев, детей, отроков, юношей и старцев. Поэтому, Он прошел чрез все возрасты,- сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа. Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем,-не только по изъяснению истины, но и по возрасту, освящая вместе с тем и взрослых и служа для них образцом; затем Он дошел до смерти, дабы быть "перворожденным из мертвых и иметь во всем первенство" (Кол. 1.18) быть начальником жизни (Деян.3.15), первейшим всех и предшествующим всем. "


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article339.html