О восстановлении отношений, Мтф.18:15-20
Уроки из Библии
Уроки из Библии

О восстановлении отношений, Мтф.18:15-20

18.02.2004

Ещё один урок в нашей библиотеке. Необходимость этого изучения исходит из частой неверной трактовки этих стихов. В частности лидерство ЦХ любит использовать Мтф.18:15-20 как подтверждение практики троекратного предупреждения, для распространения своего мнения на всю церковь. В том чиле это выражается и в виде жесткого подавления мнения церкви решениями узкой группы верующих

О восстановлении отношений (по Мф 18: 15-20)


Введение

Для правильного понимания нам потребуется контекст учения Иисуса во всей главе:

Контекст главы:
1-11 стихи - Иисус имеет дело с нашим отношением к другим, с нашим сердцем, нашими искушениями, нашим влиянием на других людей:
12-14 - притча о потерянной овце - отношение Бога к <заблудшим>, Он желает спасти и сохранить всех.
15-20 - собственно о решении конфликтов (или поврежденных отношений):
21-22 - о постоянном прощении (ответ Иисуса на вопрос Петра о количестве прощений).
23-35 - притча Иисуса о милостивом царе и должнике.

Для нас интересно, что стихи о решении конфликтов как бы заключены между двумя утверждениями Иисуса:

Также и Отец ваш Небесный желает, чтобы ни один из малых сих не был потерян. (WBTC Матф.18:14)

и

Так же и Мой Небесный Отец поступит с вами, если от всего сердца не простите своего брата. (WBTC Матф.18:35) конец главы (и логический конец повествования).

Таким образом, мысль, которую нам нужно держать в голове, читая стихи 15-20, - желание Бога сохранить каждого из нас и Его желание, что бы мы искренне и неустанно трудились над укреплением и сохранением наших отношений, этих <взаимоскрепляющих связей>. Еф 4:

Что этот отрывок не поддерживает:

А) троекратное предупреждение грешившего;
Б) грехи из списка 1 Кор. 5:11;
В) публичное распространение негативной информации о ком-либо;
Г) способ донести свое мнение.

19 И ещё скажу вам, что если двое из вас на земле договорятся, и оба будут молиться об этом, то это будет исполнено для них Моим Небесным Отцом. 20 Ибо там, где двое или трое соберутся вместе во имя Мое, буду с ними и Я". (Матф.18:19,20)

<Двое или трое> - грешивший брат и свидетели, плюс братья из церкви, которые активно стараются помочь брату покаяться (это, что значит Мф 18:17, забегая вперед). Никак не церковь в целом, не все собрание, двое или трое - то, что здесь буквально говорит Иисус, собравшиеся для одной цели - восстановить отношения, будут благословлены Богом.


Если твой брат согрешит против тебя, пойди к нему и поговори с ним наедине о своей обиде, и если он послушает тебя, то ты вернул себе брата (WBTC Матф.18:15)

Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. (RST Лев.19:17)

Чем быстрее мы поговорим, тем скорее разрешится наш конфликт. Обиды наносят раны, а самые опасные те, которые кровоточат внутри нас.

Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, (RST Прит.25:9)

Если обида родилась между двух человек, лучше, если она и умрет между ними. Примирение без третьих лиц - лучший выход! Это хранит доброе имя каждого из нас и делает нас зрелыми людьми, способными самостоятельно решать конфликты. Способность хранить "тайну" другого - связано с нашей надежностью в глазах других людей, со степенью доверия к нам.


Отступление об оскорблении: (что может значить "брат согрешил против тебя").

А Я говорю вам, что всякому, кто разгневается на ближнего своего, придётся ответить перед судом. И тому, кто оскорбит другого, придётся держать ответ в синедрионе. И тому, кто скажет другому "Дурак!", придётся ответить за это в аду, в геенне огненной.(WBTC Матф.5:22)

Это ответ Иисуса на Закон о суде для тех, кто совершил убийство. Иисус говорит об ответственности за чувства, мысли и слова. Это слова Иисуса! Нам нужно быть чрезвычайно осторожными в том, что мы говорим, думаем и чувствуем.

На устах у нас плоды, а корни начинаются в сердце. Изменение сердца, вот к чему нам нужно стремиться.

Как уже было сказано, основная цель разговора наедине с братом, вернуть отношения с ним, простить, сохранить его в церкви. Мы ищем не способа упрекнуть, но помочь покаяться.

Что ожидается от грешившего брата: покаяние и восстановление поврежденных отношений. Если он не желает восстановить отношения, и не желает каяться в совершенном против другого брата грехе, в силу вступает следующая стадия.


Но если он не послушает тебя, то возьми с собой ещё одного или двух человек, чтобы всё было подтверждено устами ещё двух или трех свидетелей (WBTC Матф.18:16)

Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой - нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.(RST Втор.19:15)

Что за свидетели? Независимые, эмоционально не вовлеченные в это дело люди. Нейтральная сторона, чей трезвый голос может помочь прийти к пониманию. Грех, о котором идет речь, должен быть очевиден именно как грех.

Если грешивший брат не желает восстановить отношения и раскаяться, эти братья свидетели его неизменившегося поведения и, возможно, они смогут повлиять на его покаяние.

Что этот отрывок не поддерживает:
Собирание сторонников с обеих сторон. Людей, поддерживающих точку зрения одного и другого брата.

Отступление о суждении мотивов:
Мотивы не могут судиться. Только Бог видит действительные сердца каждого:

а потому не судите ни о чём, пока не настало надлежащее время, пока не придёт Господь. Он озарит светом скрытое во тьме, и сделает явными побуждения сердца. Тогда Бог воздаст каждому хвалу, какой тот заслуживает.(WBTC 1Кор.4:5)



**** Пример:
А - Ты злился на меня.
Б - Прости: я раскаиваюсь.
А - Я, думаю, это потому, что ты не любишь меня. Я хочу, чтобы ты покаялся и в этом тоже.
Б - Нет, я люблю:
А - Не любишь, я могу привести свидетелей, они подтвердят

Это - практика, которая должна быть разрушена. Вы не можете поднимать на уши всю церковь потому что ваше превосходительство гордость плохо себя чувствует по какому-то вопросу.

К таким мелким отрывкам применим [не относящимся к разделению Церкви и крайним грехам плоти]отрывок Матф.18:21-22:

Матф.18:21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

Итак, мелкие огрехи по отношению к вам прощаются и терпеть должна несогрешившая сторона. Эта сторона должна со слезами непрестанно учить, а не брать на себя функции святой инквизиции, неких "ломателей" чужого темперамента и т.п.


Сердце нам нужно оставить на суд Бога. Мы судим только плоды - поступки.


И если он и их откажется выслушать, расскажи об этом церковной общине, если же он откажется прислушаться и к мнению церковной общины, то относись к нему, как к язычнику или как к сборщику налогов (WBTC Матф.18:17)

Еще раз, до того, как дело станет публичным, оно обязательно должно пройти все частные стадии. И Иисус здесь не указывает количество попыток. Таким образом, учитывая общий контекст стремления к прощению и сохранению брата в церкви, можно предположить, что мы должны переходить к следующий стадии, только, если исчерпаны все возможности предыдущей. Т.е., если возможно встретиться еще раз наедине и постараться найти понимания, не стоит вовлекать еще людей. Всякая огласка неконтролируемо ранит множество сердец.

И уж конечно, нельзя использовать эти стихи, как оправдание или повеление "информировать" церковь о нерешенных конфликтах.

Грех должен быть облечен сам по себе, и это может и должно быть публично. Но грешник должен быть приведен к покаянию как можно мягче, если на это остается хоть какая-то надежда.


На ком лежит право принятия решения в Мф. 18:17 ?

И как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим братом, судиться у грешников, вместо того чтобы передать дело на решение святого народа Божьего? (RV 1Кор.6:1)

Как вам не стыдно! Неужели нет среди вас ни одного мудрого человека, который мог бы рассудить братьев? (RV 1Кор.6:5)

Следует обратить внимание на тот факт, что нужно передать дело на решение святого народа Божьего если конечно у вас нет ситуации как у Коринфян :) [когда не было ни одного разумного , в т.ч. среди управленцев церкви].

Таким образом общий смысл отрывка Мф 18:15-20 в восстановлении поврежденных отношений. Бог очень серьезен в этом вопросе: наши взаимные отношения связывают нас как церковь в одно целое.

15 Давайте будем возглашать истину с любовью и мужать, чтобы стать подобными Ему во всех отношениях. Христос - глава 16 всему телу, которое соединяется всякими взаимно скрепляющими связями. И когда каждая отдельная часть действует, как должно, то всё тело растёт и крепнет благодаря любви. (WBTC Еф.4:15,16)

И нежелание кого-либо восстанавливать отношения, поврежденные его грехом, закрывают для него возможность быть частью церкви. Он более не брат остальным, он внешний для церкви человек. Но он может начать с нового старта. "Язычникам и сборщикам налогов" есть путь в царство.

Еще раз о том, чего не поддерживает Мф. 18:17

  • расхождения во мнениях между учениками, и способ донести свое мнение.
  • распространение какой либо негативной информации о людях, без их ведома (или даже предупредив их об этом), и суждения мотивов.


И напоследок - комментарий Баркли к Мтф. 18:15-18

В самом широком смысле слов Иисус говорил: "Если кто-нибудь согрешит против тебя, не жалей никаких усилий, чтобы он увидел свою ошибку и чтобы уладить все между вами". В принципе это значит, чтобы мы не допускали, чтобы в наших личных отношениях с другим членом христианской общины надолго образовывалась трещина.

Допустим, что это все же произошло, что мы должны тогда сделать? В этом отрывке перед нами несколько способов, которыми можно наладить отношения с христианскими собратьями.

1. Если у нас возникло чувство, что кто-то поступил несправедливо по отношению к нам, мы должны немедленно высказать ему свою жалобу. Хуже всего, если мы будем вынашивать это в душе, потому что это гибельно, это может испортить душу и жизнь, и мы будем заняты только причиненной нам обидой. Все такие чувства нужно вывести на чистую воду; стоит только эту обиду сформулировать, посмотреть на нее по существу, а иногда даже просто заговорить о ней, как станет ясно, насколько все маловажно и банально.

2. Если у нас возникло чувство, что кто-то причинил нам обиду, мы должны пойти к этому человеку и поговорить с ним лично. Письма причинили больше вреда, чем что-либо еще, ведь письмо может быть неправильно прочитано или понято, может оказаться, что оно, совершенно неосознанно, написано в тоне, которого ему первоначально вовсе не хотели придавать. Если у нас возникло с кем-либо разногласие, мы можем разрешить его лишь одним способом: поговорить с ним с глазу на глаз. Словом можно часто разрешить разногласие, которое письмо лишь усугубит.

3. Если личная встреча с глазу на глаз не принесет никакого результата, следует повторить попытку, взяв с собой одного мудрого человека или несколько мудрых людей. Во Втор. 19,15 говорится: "Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело". Вот что имеет в виду Матфей, но в данном случае свидетели берутся вовсе не для того, чтобы доказать человеку, что он поступил неправильно. Они должны облегчить саму процедуру примирения. Чаще всего человек больше всех ненавидит как раз тех, кого он обидел, и, возможно, никакие наши слова не смогут обратить его мысли. Но обсуждение всего дела в присутствии мудрого, доброго и любезного человека может изменить всю атмосферу, в которой мы получим возможность увидеть себя такими "какими нас видят другие". У раввинов была мудрая пословица: "Не суди один, потому что один никто судить не может, кроме Одного (то есть Бога)".

4. Если и тогда не будет достигнут положительный результат, мы должны обратиться с нашими личными проблемами в церковную общину. Почему? Потому что неприятности нельзя разрешить в суде, или в безбожном споре. Обращение к закону и в суд вызывает лишь дополнительные неприятности. Личные отношения могут быть исправлены в атмосфере христианской молитвы, христианской любви и о христианскго братства. Следует допустить, что церковь старается судить обо всем, не в свете судебной практики и процессов, а в свете любви.

5. Вот здесь мы подходим к трудному месту. Матфей говорит, что, если даже это не поможет, то тогда человека, причинившего нам зло или несправедливость, надо считать язычником или мытарем. На первый взгляд кажется, что человека надо бросить, как безнадежного и неисправимого, но ведь именно этого-то как раз Иисус и не мог иметь в виду. Он никогда не устанавливал никаких границ человеческому всепрощению. Что же тогда имел Он в виду? Мы видим, что о грешниках и о мытарях Он говорил с сочувствием и нежностью и высоко ценил их качества. Возможно, что Иисус в действительности сказал нечто такое: "Когда вы сделали все это, когда вы дали грешнику всякую возможность, а он остался упрямым и ожесточенным, вы можете считать, что он нисколько не лучше предателя мытаря или даже безбожника-язычника. Вы, конечно, может быть, будете и правы, но Я не считаю сборщиков налогов и язычников безнадежными. Я нахожу, что и у них есть сердце, которое нужно тронуть, и многие из них, подобно Матфею и Закхею, стали Моими лучшими друзьями. Даже если упрямый грешник подобен сборщику налогов или язычнику, вы все же можете обратить его, как это сделал Я". Это не является приказанием бросить человека; это призыв любовью обратить его на свою сторону, которая может тронуть даже самое закоснелое сердце. Это указание на то, что Иисус Христос никогда никого не считал безнадежным.


Заключение

Не допускайте манипуляций отрывком Мтф 18:15-20 со стороны лидерства, узкой группы верующих в МЦХ. Заботьтесь о том, чтобы люди рядом с вами не страдали от предвзятых убеждений, основанных на нелюбви и нежелании терпеть. Учите тех, кто по жестокосердию не умеет прощать до седмижды семидесяти раз. Рано или поздно в этой ситуации можете оказаться и вы... Не предпочитайте легкий путь псевдо-единства с ложными убеждениями !

В любом случае наши отношения должны быть проверены следующими отрывками:

34 Я даю вам новую заповедь: возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас.
35 И если у вас будет любовь друг к другу, то всякий будет знать, что вы Мои ученики" (WBTC Иоан.13:34,35)

7 Возлюбленные друзья мои! Я пишу вам не о новой, а о старой заповеди, которая была дана вам с самого начала. Эта старая заповедь - послание, которое вы уже слышали.
8 Но притом то, о чём я вам пишу - новая заповедь, и эта истина была доказана жизнью Христа и вашими, ибо тьма отступает и свет истины уже сияет.
9 Кто говорит, что принадлежит свету, а сам ненавидит брата своего, всё ещё находится во тьме.
10 Кто любит брата своего, остаётся во свете, и ничего нет в его жизни, что побудило бы кого-то ко греху.
11 Тот же, кто ненавидит брата своего, находится во тьме, живёт во тьме и не знает, куда идёт, ибо тьма ослепила его. (WBTC 1Иоан.2:7-11)



Автор? (Всего: 1)
от Олег Козырев на 18.02.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Мне кажется, есть такое правило, что уроки по Библии обычно имеют автора.
8-)

Почему без подписи?
8-)
Re: О восстановлении отношений, Мтф.18:15-20 (Всего: 1)
от Михаил на 19.02.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение) http://reveal.ru
>>Мне кажется, есть такое правило, что уроки по Библии обычно имеют автора. 8-)
Мне пришло лишь вложение к письму и ни единого комментария. Я не смог определить кто этот человек. Очевидно, автор предпочел быть неизвестным.
Тем не менее я взял на свою совесть редактирование шероховатостей статьи (основанных на неизвестных источниках). К тому же есть добавления к оригиналу - анонс на первой странице, комментарий Баркли и первый абзац заключения.

И язык - огонь, прикраса неправды (Всего: 1)
от Михаил на 20.02.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение) http://reveal.ru
Это урок, который проповедовал всем и вся Паша Голуб в Киеве. Я сам в шоке :) , оказывается сосем не сложно из компрометирующего урока сделать сносный, достаточно взять ножницы :) :
Читайте подробнее здесь [reveal.ru]
Re: О восстановлении отношений, Мтф.18:15-20 (Всего: 1)
от Михаил на 25.02.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение) http://reveal.ru
Удалось получить аудио-файл проповеди Павла Голуба от 11.02.2004
Скачать его можно здесь: http://reveal.ru/downfile15 [reveal.ru]
Размер файла 7 Мегабайт. Качество записи не самое лучшее
Re: О восстановлении отношений, Мтф.18:15-20 (Всего: 1)
от tallib на 28.02.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
А. Костенко просил прощения в Иксе за то, что в МЦХ использовали этот отрывок в качестве схемы для предупреждений и отрезания, а не пути для примирения.

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article242.html