Раздел библиотеки: "Механизмы контроля в МЦХ" 13.10.2003 В дополнение к практике контроля, описанной в первой и второй частях, МЦХ умеет принудить своих членов к подчинению таким образом, что они даже не в состоянии осознать происходящего. Здесь я хочу привести примеры некоторых методов, являющихся частью субкультуры (манеры общения и взаимоотношений членов) МЦХ, которые во многом способствуют тому, чтобы навязывать членам церкви образ жизни и мыслей, выгодный МЦХ. Я произвольно выделил их под заголовком «Культура контроля» на основании того, что они применяются и действуют, в первую очередь, на уровне группы. Часть III: Культура КонтроляВ этой главе я хотел бы рассмотреть следующие явления: 1. «Особый язык»Как уже упоминалось во II части, МЦХ использует особые, ею самой придуманные выражения, чтобы манипулировать своими членами. Если перечислять их все, то объем данной статьи увеличится вдвое. Поэтому я просто продемонстрирую, в чем заключается суть этого приема, на примере одного из типичных выражений, использующихся в МЦХ. Многие слышали выражение «негорячий». Когда кто-то из учеников уделяет недопустимо много времени и внимания какой-либо деятельности вне церкви, или не проявляет требуемого рвения на встречах, или с недостаточно выраженным энтузиазмом участвует в программах церкви, ему говорят, что он «не горяч». И поскольку такой упрек звучит подобно прямому обвинению в грехе, ученики просто вынуждены делать все для того, чтобы соответствовать ожиданиям лидеров. Всего одно слово из уст лидера, вызывая в уме ученика конкретные образы, способно, как по волшебству, заставить его делать то, что требуется. Для тех, кто находится вне группы, для «внешних», это слово ничего или почти ничего не значит, но для членов церкви оно значит порой больше, чем собственное откровение. Полагаю, что любой из членов церкви может составить свой собственный список подобных «кодовых» слов и выражений. Возможно, он даже будет весьма удивлен, осознав, как их много. И, хотя характер данной статьи не позволяет мне приводить все выражения, которые я знаю, я позволю себе перечислить некоторые из тех, которые вспомнил я сам и моя жена. Первая фраза в каждом пункте следующего списка – собственно «особый язык» МЦХ, вторая – истинный смысл этой фразы или смысл, который чаще всего подразумевается. Иногда вторая фраза описывает воздействие, которое выражение «особого языка» оказывает на члена церкви.
2. Отрицание контроля как таковогоОбычно члены МЦХ категорически отрицают наличие контроля над ними как такового. Они не желают откровенно говорить на эту тему, особенно с теми, кто не принадлежит церкви. Хотя этим утверждением я вовсе не стремлюсь обвинить их во лжи. Просто они настолько привыкли отстаивать свой образ жизни перед «внешними», что, отрицая контроль, не осознают, что говорят не вполне откровенно. Этот феномен, как и его причины, я бы разделил на внешние и внутренние. Обычный довод в пользу того, что контроля не существует – обвинение того, кто так считает, в пристрастном или необъективном подходе к этому вопросу. Эл Берд в 1993 году утверждал, что МЦХ не заставляет людей поступать каким-либо образом, а лишь «очень настойчиво убеждает их делать так». Однако, эти попытки «убедить» не предполагают реального выбора. Таким образом, они скорее похожи на жесткий контроль. Другой способ скрыть контроль – это создание иллюзии свободы. Эта тактика начала применяться примерно с 1992 года, когда доктринальное по своей категоричности требование подчиняться лидеру во всем, что не подразумевает противоречие с Писанием и совестью, было подвергнуто пересмотру. Например, если теперь лидер давал совет в той области, которая его не особенно волновала, человек мог без последствий для себя ему не следовать (хотя обыкновенно совет принимался без возражений). Таким образом, член церкви ошибочно полагал, что свободен в том, следовать ли ему советам лидеров. Однако если лидер по каким-то причинам был заинтересован в том, чтобы его совет был принят и исполнен, картина в корне менялась. Тогда для того, чтобы «убедить» человека последовать совету применялись все методы, описанные выше: несправедливые намеки на «ненадежность» и «испорченность», многочасовые «разговоры» с применением морального давления, лживые опасения за духовное будущее и прямые угрозы потерять спасение – все, что могло бы воздействовать на человека, шло в ход. Столкнувшись с таким «настоятельным убеждением» человек, как правило, решал впредь следовать всем советам, независимо от того, насколько разумны и бескорыстны они были. В противном случае ему предстояло выдержать столкновение с лидерами, не приносящее ничего, кроме боли и всевозможных осложнений. После отставки Кипа, когда почва под ногами МЦХ пошатнулась, уровень контроля над ее членами несколько ослаб. Например, в некоторых общинах ученикам позволили самим выбирать себе наставников и «пары». Но это лишь обмануло членов церкви, которые приняли уступку за доверие. В этой уступке они увидели подтверждение тому, что «свободны». Однако следует признать, что механизмов контроля в МЦХ так много, что лидеры почти ничего не потеряли, отказавшись от некоторых из них. Более того, поскольку члены церкви действительно вздохнули свободнее, это укрепило их веру в то, что все страшные последствия безграничного вмешательства лидеров в жизнь учеников остались в прошлом. [Примечание: Я ни в коей мере НЕ хотел сказать, что, поступая подобным образом, лидеры НЕ имели благих мотивов. Вполне возможно, что они также были убеждены, что поступают правильно и действуют в интересах доверившихся им людей. Однако, многолетнее пребывание внутри системы, где ты вынужден контролировать всех, и тебя тоже контролируют, мешает им осознать всю глубину этой проблемы.] 3. Контроль «во благо» ("контроль - это хорошо!")В тех областях, где отрицать наличие контроля было бы бессмысленно, он преподносился как необходимый и благой. Например, безусловный авторитет лидерства была оправдан тем, что Бог якобы поставил этих людей «отвечать» за своих собратьев. Ради объективности следует признать, что эта практика в настоящее время уже не столь распространена, как раньше. Гораздо более популярен сейчас подход, который можно было бы описать словами: «Я должен знать, что ты и я согласны в том, что…» или «Мне необходима твоя поддержка». Время от времени кто-то другой обращается с подобными призывами от имени лидера, особенно если последний носит звание евангелиста. В любом случае, члена церкви подталкивают к мысли, что контроль над ним – это благо, способ попечения, установленный и освященный Самим Богом. Странным образом оба приведенных примера сочетаются с утверждением, что группа не контролирует своих членов индивидуально. 4. Заочное обвинениеЭтими словами я хотел описать вызывающую много споров частую практику МХЦ, когда одного из ее членов, несогласных в чем-то с учением церкви и политикой лидерства, заранее и часто за глаза ложно обвиняют перед остальными для того, чтобы лишить его доверия общины и отмести все его доводы без какого-либо рассмотрения. МХЦ весьма преуспела в том, как следует применять этот принцип себе на пользу. Любая критика сразу же называлась «духовной порнографией» и «восстанием против Бога». МЦХ открыто и категорически запрещало своим членам знакомиться с подобными аргументами не в ее пользу, а также общаться и поддерживать связь с теми, кто высказывал критику в ее адрес. Понимая, что полностью ограничить общение членов церкви с подобными людьми или перекрыть им всякую возможность получить подобную информацию невозможно, МЦХ периодически «подстраховывалась». Лидеры утверждали, что все обвинения построены на устаревшей или искаженной информации, исходят из уст «горьких» и «неверных» бывших последователей, или, на худой конец, говорят лишь о «частных перегибах», не имеющих никакого отношения к официальной политике церкви. Можно услышать и аргументы вроде «это лишь одна сторона медали», и, поскольку член церкви не может увидеть в подобных материалах и «вторую сторону», он и вовсе должен избегать знакомства с критикой церкви. Эти рассуждения тем более странны, что пресловутая «вторая сторона» должна быть знакома членам церкви более, нежели кому-либо. Критики церкви обвиняются в искажении фактов и рассуждениях о том, что «кажется правдой», «кажется не лишенным основания». Но на самом деле все истории, о которых те говорят, абсолютно правдивы. Я не исключаю того, что некоторые факты могут быть преувеличены, однако, МЦХ сама по себе так богата злоупотреблениями, что, как мне кажется, людям со стороны просто нет нужды додумывать что-то. Благодаря такой позиции, МЦХ ставит себя «над критикой»: она вовсе не обязана пункт за пунктом опровергать нелестные утверждения – она просто выражает презрение к тем, кто посмеет высказать что-то нелестное в ее адрес. Один из первых отзывов, которые я получил на первую публикацию этой статьи, содержал обвинения в том, что я столь хитроумно искажаю действительность, что МЦХ и в самом деле выглядит как тоталитарная секта. Автор процитировал заголовок (в нем я использовал гиперболу) и обвинил меня в том, что я клевещу на церковь. Позже я сменил заголовок. В первой редакции он звучал как утверждение: «Вы должны быть апостолом, чтобы спастись». И все же, я считаю необходимым ответить на это обвинение. Считает ли мой оппонент, что эта статья искажает факты и содержит клевету, или она все же может быть названа точным описанием политики и приемов церкви? Я попросил его перечислить все мои утверждения, которые он считает клеветой. Кроме заголовка, однако, он не привел ни одного примера. Его реакция – хороший пример того, к чему приводят приемы МЦХ, о которых я здесь пишу. Главное для МЦХ – найти в словах критика хоть какую-то зацепку для того, чтобы обвинить его в клевете. Не имеет значения, ошибся ли критик, перепутав фамилии лидеров, или неточно подобрал слова для описания той или иной доктрины – главное, что, ссылаясь на это, можно отмести все его аргументы как ложные, клеветнические или, в лучшем случае, необъективные. Никаких расследований. Никакого диалога. Такое отношение блестяще выполняет свою главную цель – обезоружить критику. Миф об «отдельных случаях» заслуживает того, чтобы рассказать о нем отдельно. К сожалению, некоторые сюжеты и публикации СМИ, посвященные МЦХ, действительно были сделаны с одной целью – поразить воображение зрителей и читателей. Некоторые странные утверждения, сделанные как бы от имени лидерства МЦХ, преподносились так, словно они являются общепризнанной доктриной церкви. Например, в своем рассказе один из бывших членов церкви поведал, что ему якобы говорили, что «самоубийство может быть совершено по воле Бога». (Это сомнительное утверждение было озвучено в программе 20/20 канала АВС в 1993 году.) Более того, иногда об МЦХ печатали и говорили такое, что никогда и ни при каких обстоятельствах не могло быть правдой. МЦХ использовала подобные выпады для того, чтобы лишить доверия своих членов абсолютно всех критиков и специалистов, публикующих свои исследования в этой области. Впоследствии любая «неудобная» информация об МЦХ, достигающая слуха ее членов, представлялась им как «частный случай», мнение кого-либо из настоящих или бывших членов, не имеющих отношения к политике церкви. Так, например, «список грехов», который был озвучен Риком Бауером в той же программе 20/20, не был «частным случаем», а был, по словам Рика, официальной версией высказываний Гордона Фергюсона, весьма авторитетного лидера МЦХ, чьи работы я уже упоминал. Еще один способ контроля, упомянутого выше – это прямые требования или настоятельные «советы» лидеров МЦХ тем из своих членов, кто женат на людях, не принадлежащих к ней, развестись или расстаться с ними. Я лично знаю таких людей, которых настойчиво «разводили» лидеры. В Интернете можно также найти много подобных историй. Но простые члены церкви в большинстве своем не имеют ни малейшего представления о подобных требованиях. Поэтому миф о «частном случае» может легко отмести любые правдивые истории о подобных фактах, если эта «неудобная» для официальных представителей церкви информация дойдет до ее членов. В этой статье, как и в других работах, содержащих критическую оценку МЦХ, которые я публиковал, я никогда не упоминал об абсурдных случаях или о тех нетипичных историях, которые и в самом деле можно отнести к разряду «отдельных случаев». Моя критика касается основополагающих принципов и повседневной практики церкви, ее обычных, повсеместно распространенных приемах общения и «наставления». Я говорил о том, с чем приходится сталкиваться практически всем членам церкви, в особенности тем, кто не принадлежит к лидерству. Правда в том, что МЦХ не хочет, чтобы ее члены признали, или хотя бы осознали очевидное. 5. ПропагандаМЦХ не перестает вести пропаганду в рядах своих членов. Все песни, используемые на собраниях, преследуют определенную цель. Обычно песни, отбираемые лидерством, должны настроить слушателей и певцов на восприятие последующей проповеди. Сама по себе, эта практика не плоха. Но те слова, которые для этого используют, наводят на мысль о манипуляции. Например, в песне «Молитва за смелость» (один из вариантов) есть такие строки: Пусть не каждый примет нас, Этот образец славословия способствует насаждению комплексов, усердно взращиваемых в МЦХ, комплексов, которые помогают сохранять лояльность членов и контролировать их. Когда их окружает «мир», единственные, кому можно доверять – это другие члены МЦХ. Кроме того, он призывает доверять группе в целом, группе, как таковой, поскольку любой из ее членов может покинуть МЦХ и перейти в стан ее противников. Кроме того, подобные песни укрепляют мировоззрение по типу «свои – чужие», «МЦХ – мир», что также мешает членам церкви с уважением относиться к мнению и вере внешних. Еще более откровенны песни подобные «О, Господь, мой Господь», «Церковь предназначенья» и некоторые другие, написанные самими членами церкви. В них открыто говорится об исключительной роли МакКина и его группы, а также о том, что вне групп МЦХ не было, нет, и не может быть спасения. Официальные выпуски КНН, видео, многочисленные постановки и праздничные мероприятия также носят манипулятивный оттенок. Они преподносят доктрину МЦХ как непреложную истину. Они прославляют дела церкви, ее доктрину и образ мышления, прославляют «идеальный» образ ученика Христа, одновременно принижая другие концессии и верующих как носителей зла и заблуждений. «Неидеальный» член группы также представляется неполноценным. Книги, издаваемые «Учеником» (DPI) также целиком и полностью поддерживают доктрину МЦХ. В общем-то, это логично. Но любое недоверие членов церкви к правдивости и правомерности содержания этих книг, мягко говоря, не поощряется. Эти книги толкуют библейские принципы, но делают это, вплетая их в канву доктрины МЦХ. Причем таким образом, что у читателя возникает ощущение, что доктрины эти взяты прямо из Писаний. В подтверждение своих слов авторы часто приводят отрывки, которые имеют очень мало отношения к сказанному, а часто и вовсе не связаны с рассматриваемым вопросом. Трактовка отрывков ведется таким образом, что читателю кажется, что все выводы автора логично проистекают из библейских наставлений. Для примера рассмотрим утверждения Гордона Фергюсона, о которых я упоминал в первой части статьи. В начале перечислив несколько библейских отрывков, не имеющих отношения к теме своей работы, Фергюсон в заключении дает вывод, который сам по себе не подкреплен ни одним отрывком из Писаний. Читатель склонен принять его умозаключения на веру, потому что перед этим, в начале статьи, было приведено множество отрывков. И вряд ли он заметит, что решающий вывод сделан автором без каких-либо библейских оснований. Такого рода подтасовка очень характерна для работ, публикуемых официальным издательством МЦХ. Иногда внутри церкви лидеры сами предлагают и поощряют написание и постановку пародий на острые темы – миссионерство членов церкви, собрания и т.д. Они не лишены юмора и объективности. Но в то же время эти шуточные постановки противопоставляют ожидаемую манеру поведения и образ мыслей всем другим, выставляя практику других конфессий смешной и глупой. И никто не может возразить по поводу правомочности и этичности подобных «пародий». На фоне остального выпуски КНН – самая вульгарная пропаганда МЦХ. Эти выпуски рассказывают лишь о тщательно подобранных фактах, предположительно произошедших в МЦХ или при ее участии. Никогда ничего, кроме восхваления деятельности МЦХ, вы там не найдете. Правдивые истории о боли и страданиях тех, кто, желая следовать Богу, стал следовать МЦХ, никогда не найдут отражения в этих выпусках. «Новости» КНН представляют МЦХ как великое и дружное братство, непрестанно рекламируемое в качестве «современного движения Бога». Сомнительные утверждения, которые можно услышать в выпусках – самое примечательное доказательство ревизионистской истории МЦХ, как ее сейчас пытаются представить. МЦХ, пытаясь возвысить Кипа МакКина, замалчивает свою истинную историю и связь с движением Перекрестка (Кроуссроадс). Например, МЦХ утверждает, что она возникла в 1979 году, тогда как на самом деле это произошло на 12 лет раньше. В 1979 году Кип МакКин сменил на его посту лидера Перекрестка Чака Лукаса. Сегодня Кип уже утерял свое место «лидера движения», и, полагаю, за этим могут последовать и другие значительные перестановки в высшем лидерстве, но от прогнозов я воздержусь. Представление отставки Кипа перед членами МЦХ по всему миру тоже может послужить хорошей иллюстрацией работы пропагандистской машины. Я уже писал об этом в своей статье «Шалтай-Болтай сидел на стене…» (ориг. название статьи - "Humpty Dumpty Had a Great Fall") , но позвольте мне здесь напомнить несколько сделанных в ней выводов:
6. Игра «в радость»Другой способ формирования среды, податливой к контролю – это создание иллюзии легкого, радостного общения, веселья и ликования. Члены без конца слышат призывы «быть радостными», «радоваться», «быть горячими», «поддерживающими» и т.д. Заученные улыбки, навязанные объятия, «я тебя люблю» и т.п. Ожидаемый ответ на вопрос «как дела?» - «отлично», «супер». Если кто-то не выказывает должной радости – его принудят это сделать. Сколько раз я наблюдал за тем, как службу останавливали по одной причине – «ученики не достаточно радостны»! Встреча будет продолжена только тогда, когда зал выкажет достаточно «поддержки» и вымученного восторга. Такое начало уже предполагает, что любое последующее «учение» будет принято на ура. Всё, что происходит с членами группы, в таком состоянии «искусственной радости» будет воспринято ими положительно. И сейчас часто можно услышать о том, что члены МЦХ не хотят покинуть группу только потому, что боятся лишиться привычного ощущения «радости», в котором так уютно и комфортно. 7. Неписаные правилаЕще одна важная часть организации тотального контроля – вымышленные правила в церкви. Ни одно из них не будет известно тем, кто еще только собирается прийти на собрание или начать «изучать Библию» с членами МЦХ. О них станет известно не раньше, чем человек станет частью группы. Некоторые из них «провозглашены» лидерами, но ни одно не имеет четкого бибейского обоснования. Однако, вся система в целом, как и то отношение, с которым новый член группы столкнется, вздумай он нарушить неписанные правила, не оставят ему никаких сомнений в их «обоснованности». Странным образом, эти правила иногда даже опровергаются официальным учением МЦХ, но на практике это не мешает отстаивать их правомочность. Вот лишь несколько примеров:
8. Мнимые измененияПод этим заголовком я объединил два схожих явления. Первое – попытка убедить окружающих в том, что все проблемы остались в прошлом. Вторая – поверхностная корректировка каких-то принципов, помогающая отвлечь внимание от сути проблемы и перевести его на решение второстепенных вопросов. Цель у них одна – убедить учеников том, что все проблемы уже решены. В МЦХ применяют оба этих приема. Они помогают укрепить позиции лидерства, отвлекая членов группы и мешая им осознать и признать реальные ошибки и проблемы системы. Иногда предосудительное поведение лидеров скрыть не удается. И тогда пускается в ход прием под названием «все дурное осталось в прошлом». Честным отношением можно было бы назвать признание прошлых ошибок вкупе с решимостью не повторять их, а также открытое признание, что подобные проблемы существуют и по сей день и требуют решения. Однако, если речь идет о проблемах, свойственных МЦХ как системе, они никогда не признавались как «настоящие», имеющие место здесь и сейчас. А уж если было возможно привязать проблему к какому-то человеку – тут начинались бесконечные пространные рассуждения о «недостатках» и «единичных перегибах», в которых лидеры по чем зря честили найденного козла отпущения. И никогда, никогда и ни за что они не признавали, что «частная проблема» - это проблема всей системы, всех групп и общин МЦХ. Особенно когда это касалось превышения власти, лицеприятия, бесцеремонности и самодурства, поощряемых системой отношений МЦХ. Рядовые же члены вообще должны были относиться к этому так, как будто бы ничего предосудительного не происходит. Они должны были молчать до тех пор, пока кто-то из лидеров не объявит со сцены, что «да, были у нас ошибки, но они уже в прошлом». До этой самой минуты, когда, наконец, лидер не признает «ошибок прошлого», члены общины вынуждены были отрицать их существование, как друг перед другом, так и перед внешним миром. Очевидно, что лидерство всячески старается убедить своих членов в том, что за последнее время МЦХ очень сильно изменилась, и все те обвинения, которые выдвигают против нее критики, больше не актуальны. Если вопрос касался кого-то из лидеров лично – всех убеждают, что он или она уже раскаялись в том, что было необходимо, и изменились, если только они по-прежнему занимают ведущие позиции в иерархии церкви. [Напротив, потерявшего свое высокое положение лидера не считается зазорным оклеветать, утверждая, что именно его неподобающее поведение и было причиной всех бед церкви в прошлом.] Но ни в коем случае недопустимым считается признать, что идеалы всей группы хоть в чем-то были ошибочны (отличны от тех, что проповедовал Христос). Иногда, особенно когда случай незначителен, лидер может позволить даже некое подобие публичного обсуждения и «изменения курса». Но это, к сожалению, нельзя считать общепринятой практикой. И даже в таких случаях «покаяния» проходили не на общих собраниях, а «на выезде», в узком кругу, или в группе тех, кто остался по окончании собрания, после всех объявлений и планерок. И, по-прежнему, всё, что обсуждалось, обсуждалось под строгим контролем лидера. Рядовой член не мог не то что поднять вопрос по своей воле, но даже опротестовать что-то, уже сказанное лидером. Тех, кто смел открыто выражать свои сомнения и недовольство, быстро изолировали от группы, а то и изгоняли из церкви. Исключение составляли довольно частые «публичные» обсуждения на темы: почему мы не достаточно горячие, почему мы недостаточно преданные, почему мало крестим, почему мало трудимся и т.д. и т.д. Такие «обсуждения» должны были укрепить всех присутствующих в мысли, что им есть, чем заняться для славы Божьей, а также, что они сами не достаточно хороши для того, чтобы критиковать лидеров. Эти-то и подобные им темы, напротив, никогда не освещались в ключе «прошлых» проблем. Они всегда были «настоящими», чтобы ни на минуту не ослаблять напряжения, с которым рядовые члены трудились ради оправдания амбиций своих вождей. Иллюзия изменений удерживает членов группы от решительных действий. «Что было – то было, - говорят им, - теперь настало время все простить и забыть». Члены церкви, так и не прошедшие через опыт открытого и серьезного диалога по неприятным темам, становятся легкой добычей для тех, кто уже привык к бесконтрольной власти. Лидеры, в свою очередь, только черствеют в своих притязаниях на единоличное решение этих вопросов. Те же из них, кто пытался повлиять на это положение, оказываются в ловушке, не в силах противостоять авторитаризму вышестоящих «наставников». И среди лидеров есть такие, кто за свое стремление как-то повлиять на эту порочную систему, были уволены и вышвырнуты из МЦХ своими бывшими «дорогими наставниками». Такая расплата не миновала никого, кто пытался обличать грехи самого Кипа. Теперь же его вина признается всеми. Но… опять разговоры идут в том же духе: «Всё это осталось в прошлом. Мы решили все проблемы. Теперь вам осталось только простить нас, и любить по-прежнему». И никто из рядовых членов до сих пор не вправе поднять серьезные вопросы, требующие пересмотра и изменений сегодня. Даже я, бывший член церкви, получал от нынешних ее членов письма с упреками в том, что я обличаю «прошлое». Они уверены, что раз Кип МакКин и ему подобные объявили эти грехи «грехами прошлого», то так оно и есть на самом деле, и те, кто считают иначе – просто «не в курсе». Такое поведение только подтверждает печальную истину, о которой я говорю: члены церкви до сих пор не имеют права говорить о НАСТОЯЩИХ проблемах, которые отнюдь не преодолены. «Всё плохое осталось в прошлом, в прошлом, в прошлом», - твердят им. И они верят. Эта ложь, навязанная искренним последователям МЦХ, говорит о том, что ни одна из причин прошлых ошибок до сих пор не преодолена. Недопустимое отношение к рядовым членам группы, что повсеместно насаждалось и культивировалось в прошлом, по-прежнему списывают на «отдельные случаи перегибов на местах». Очевидные и всем известные случаи морального и психологического насилия над членами церкви замалчиваются с постыдным упорством. Никаких серьезных теологических исследований ошибок в мировоззрении МЦХ, особенно исследований доктрин, которые и позволили столь пышно расцвести всем этим злоупотреблениям. Никто не сомневается в том, что все проблемы – только следствия грехов отдельных лидеров, и не более того. Это наводит меня на мысль, что в некоторых случаях прощение преступно. Прощение – великий дар, но и его можно использовать во зло. Прощение призвано восстанавливать добрые отношения, порушенную дружбу, оскорбленное доверие, попранную любовь. Это недопустимо – без конца совершать одни и те же преступления против любви, доверия и дружбы, и снова и снова требовать прощения, даже не потрудившись хоть что-то изменить! В такой атмосфере отношения между людьми рушатся, а лицемерие, безнаказанность, бесцеремонность и самонадеянность процветают. И именно такую атмосферу создали в свое время в МЦХ. К тому же, иллюзия изменений поддерживается тем, что МЦХ время от времени создает впечатление «реформ», выдавая поверхностные перемены за глобальные. Позвольте мне воспользоваться такой аналогией: Представьте себе заключенных в тюремной камере. У них был очень строгий начальник тюрьмы. Он не позволял заключенным иметь хотя бы минимальный выбор в том, что они едят, где и сколько спят, чем занимаются, с кем общаются, даже какие носки каждое утро натягивают себе на ноги. Начальника сместили, на его место пришел другой. Он не был столь строг. Он ввел тюремное меню, и теперь заключенные могли сами выбирать, что им подадут на ужин. Он разрешил им самим решать, когда ложиться спать. Он даже позволил им выбирать себе сокамерников! Все заключенные счастливы. Они вздохнули с облегчением: столько свободы сразу! Но разве они от этого перестали быть заключенными? Ответьте! Да, может быть, им стало легче, но они по-прежнему в тюрьме. До тех пор, пока они не покинут ее пределов, они будут всё теми же заключенными. Свобода не стала им ближе оттого, что теперь они могут выбирать между чаем и компотом. Точно также и оттого, что некоторые (и не самые насущные) проблемы были решены, система тотального контроля не исчезла и не осталась «в прошлом». Члены МЦХ, подобно заключенным в гипотетической тюрьме, по-прежнему живут под неусыпным оком «старшего брата». Только полное отречение от былой системы может изменить это положение. Любые полумеры – это только смена сурового начальника тюрьмы на более мягкого. К таким поверхностным изменениям можно отнести бесконечную перетасовку лидеров на местах, изменения названий групп и их «положения» относительно друг друга, легкая подправка второстепенных доктрин и правил и т.д. Иногда члены общин МЦХ и в самом деле получают некоторые послабления в надсмотре, но чаще это – лишь временные уступки. Благодаря им лидерам удается убедить общины в том, что все проблемы позади, и вот-вот сквозь темные тучи запретов пробьется солнечный луч и запылает на небе яркая многоцветная чудо-радуга свободы… если только они не отступят в своей беззаветной преданности от тех целей и установок, которые им дали, чтобы трудиться еще самоотверженнее, служить ее беззаветнее, отдавать еще щедрее. Вот-вот, ребята, вот, еще немного, и мы победим! А пока… События, последовавшие за отставкой Кипа, как ничто другое могут быть примером таких мнимых «перемен». Вот лишь некоторые из них, объявленные во всеуслышание:
Но большая независимость одних лидеров от других практически никак не сказалась на жизни простого члена общины. Не так много среди лидеров церквей тех, кто решился дать им некоторую свободу. Кроме того, любую из объявленных «свобод» они в любую минуту могут отозвать обратно. Они – те же тюремщики. Кто-то из них более мягок, кто-то – нет, но все они одинаково твердо стоят на том, что их заключенные должны оставаться в тех же стенах, что и раньше. Все эти «изменения» - не более, чем мираж, попытка выдать желаемое за действительное. Кому-то они могут казаться началом движения к свободе во Христе, но они слишком незначительны для того, чтобы оправдать такие надежды. Возможно, эти изменения стали настоящим подарком, глотком свежего воздуха для некоторых лидеров, но, повторяю, для рядовых членов ничего не изменилось. Сегодня все серьезные вопросы свели к одному: могут ли лидеры церквей вести свои общины независимо от «вышестоящих», могут ли они стать лидерами автономных общин. Но что это меняет для обычного ученика? Какая разница, кто осуществляет над тобой контроль – тот, кто живет за океаном, или тот, кто сидит за стенкой? Ты все равно у него под колпаком. Нет надежды для рядового члена МЦХ. В МЦХ не проводили и не проводят серьезных исследований на тему наставничества, никто не знает толком, что подобает и что не подобает пастырю Христову, что ему позволено, а что – нет, где он несет ответственность, а где – только сам человек. По сути, лидеры сами устанавливают границы своей власти и своего влияния. Они и только они пишут те правила, по которым будут «играть» остальные. С моей точки зрения, те потуги на реформы, что наблюдаются сейчас, по меньшей мере, непоследовательны. Подлинные изменения должны были коснуться самых основ МЦХ. Непоправимый ущерб церкви нанесли вовсе не всем известные персоны. Он наносился систематически, в этом процессе принял участие каждый, кто наставлял и кого наставляли. Он является результатом всех тех способов контроля, которые применялись, и о которых я пишу. Они, по кирпичику, выстроили стены нашей темницы, они заменили в ней цепи, замки и засовы. Они сковали тех, кто однажды вошел в систему МЦХ, надежнее самой проверенной стражи. Лидеры МЦХ, и я говорю не только о тех, кто принимал судьбоносные решения – они стали нашими тюремщиками. Конечно, сейчас (в июне 2003 года) ученики получили некоторую возможность озвучить свои сомнения и донести до лидеров свои проблемы. Но я не думаю, что это продлится долго. Это очень, очень маловероятно. Никто так и не осмелился сказать, что ученики ВОЛЬНЫ вводить любые изменения в систему, какие только они сочтут необходимыми. Они не могут ни выбрать своего лидера, ни отказаться от него, если он утерял их доверие. Они ничего не могут сделать с тем, что кажется им неправильным или несправедливым. Вкупе с убеждением, что только МЦХ является избранным остатком народа Божьего, который будет с Ним на Небесах (убеждением, которое не опровергнуто официально до сих пор), все предыдущие размышления заставляют меня думать, что никаких сколько-нибудь значимых перемен не было и не будет допущено впредь. Да, иногда доходят слухи об общинах, которые не боятся вступать в конфликт с собственным лидером, вплоть до требования его отставки, но эти сообщения очень редки, и, похоже, это происходит лишь там, где лидерская хватка ослаблена противоборством нескольких «евангелистов» между собой. Впрочем, время покажет. Некоторые лидеры, действительно, пытались что-то изменить. В прошлом они были раздавлены компанией во главе с Кипом, часто с позором изгнаны из общин и заклеймены как отступники и еретики. Сегодня силы Кипа и его людей уже не те (возможно, это тоже временно), поэтому некоторые лидеры вновь подняли голову и попытались изменить существующую систему. Но, если рассматривать всю историю МЦХ, скорее всего, бывшие «топ-лидеры» вскоре попытаются вновь отвоевать и свои общины, и свою власть над ними. И повернут реформы вспять. И тогда, скорее всего, те общины, которые уже успели пересмотреть свои взгляды, будут вынуждены покинуть движение. Может, это и не так: поживем - увидим. Пока не могу сказать, что хоть где-то намечается глобальный отказ от прежних позиций и приоритетов в системе взаимоотношений лидеры - ученики. За исключением четырех общин, мне неизвестно, чтобы люди в МЦХ добивались чего-то большего, чем поверхностные изменения. О свободе во Христе пока даже не говорят. Менталитет большинства позволяет легко подменить это понятие теми уступками, которые лидеры могут себе позволить. Но эти уступки лишь усугубят кризис, потому что они отодвигают все дальше и дальше неотложные вопросы, которые нужно решить. Они лишь смазывают картину кризиса, мешают увидеть, как важно пересмотреть всю систему взаимоотношений в МЦХ, от самого верха, до самого низа. Конечно, любое движение все же лучше чем полный паралич. Любое послабление контроля со стороны лидерства – это благо. Я не собираюсь это оспаривать. Я лишь говорю о том, в чем уверен: любой контроль лидерства приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому без полного пересмотра схемы отношений не обойтись. Настоящие изменения должны уничтожить все недостойные методы, которые я описал выше. Они должны подразумевать, что лидеры, как и все члены общины, принимают друг друга такими, какие они есть, без условий и оговорок. Никто никого не пытается больше переделать по образу и подобию того лидера, что сегодня стоит у власти. Я полагаю, что мало что изменится от того, кто и кого будет «вести», или от того, как будут назначаться или избираться лидеры. Нужно изменить саму концепцию отношений лидер-ученик. До тех пор, пока существует система наставник-ученик, злоупотребление властью будет процветать, даже если одни периоды будут кому-то казаться лучше, чем другие, и одни лидеры – мягче, мудрее или «духовнее» других. Любые послабления при сохранении системы наставник-ученик – это только иллюзия изменений, фата-моргана, мираж, который рассеется, лишь только вы попытаетесь его коснуться. Тюрьма должна быть разрушена раз и навсегда. Не нужно ни ремонта, ни смены ролей надзирателей и заключенных. Просто разрушьте темницу и выйдите на свободу! Тюремщик, каким бы он ни был, не станет вам ни другом, ни братом. Тюрьма, как ее не перестраивай, не станет вам родным домом. 9. «Рука Бога»В первой части своей статьи я описал, как МЦХ незаконно присваивает своим лидерам право Бога рассчитывать на наше подчинение и преданность. В добавление к этому, МЦХ дает лидерам право говорить и действовать так, будто бы они – наместники Божьи на земле. Лидеры недвусмысленно заявляли, что Бог Сам «поднял» их и поставил над другими для того, чтобы сделать наставниками и проводниками Его воли. Наставник, не дюже сумняшеся, мог сказать: «Бог поставил меня в твоей жизни для того, чтобы я помог тебе раскаяться». Другой вариант подобного самомнения – утверждать, что все планы и учения лидеров – прямая директива от Самого Господа. Члены церкви не имели права сомневаться в том, что их лидеры – «от Бога», что они озвучивают и воплощают в жизнь Божью волю. Вместо того чтобы искренне признать, что их планы и учение, по сути – лишь их собственные догадки и толкование, и они лишь надеются, что Бог благословит их, лидеры без всякого стеснения объявляли собственные измышления Божьей правдой на том основании, что они «решили служить Христу», и «Он их призвал». Это было очень полезно для тех, кто хотел удержать за собой право бесконтрольно распоряжаться всеми общинами и судьбами всех их членов. Ведь убедить учеников в том, что через тебя говорит и действует Сам Господь – это значит, убедить их в том, что сомневаться в твоей правоте – все равно, что восставать против Господа. Объявление о создании «Конференции Единства МЦХ» - яркий тому пример. Действия Кипа и его ближайших подчиненных провозглашены делами Божьими, ясно и однозначно. Немало этому способствует весьма распространенное мнение, что именно Бог приводит людей в МЦХ. Каждый, кого допускали на сцену рассказать «историю своего обращения», начинал и заканчивал свой рассказ этой мыслью. Как много было таких «откровений», единственная цель которых – доказать: если будешь поступать так, как велит Бог через лидеров, будешь «в шоколаде»». В МЦХ никогда не пренебрегали такими выступлениями «счастливых и радостных учеников». Этот прием стал одним из излюбленных и самых действенных и применялся на всех публичных собраниях общин, куда, как предполагалось, приходили будущие последователи. В самих же проповедях можно было время от времени услышать душераздирающие отступления об ужасах, случившихся в жизни тех, кто усомнился и ушел из МЦХ, или же отказался в нее вступить. Умолчат лишь о тех бесчисленных историях, когда члены группы страдали оттого, что выбирали по совету лидеров, или от того, как поступали их лидеры, и через что они вынуждали пройти свою доверчивую паству. 10. Дискредитация членов других религиозных группМЦХ часто порочила другие религиозные группы в глазах своих последователей. Это позволяло создать впечатление, будто бы МЦХ - единственная, кто со времен апостолов достоин называться Церковью Христовой, единственная, сохранившая остаток избранных по воле Бога, кто наследует Его Царство. Ученики решали, что их церковь так пренебрежительно относится к другим христианским церквям потому, что все они отошли от истины и заблуждаются. И, если у них возникали сомнения в достоверности учения МЦХ, они спрашивал себя: «Куда же мне идти тогда?», «Где же мне искать истину?», «Что будет со мной, с моим спасением, если я покину МЦХ?». Они чувствовал себя совершенно беспомощными, ведь их лишили надежды на то, что спасение возможно вне этой системы. Если они поверили, что МЦХ – лучшее, что есть на земле – они готовы вынести любые злоупотребления, любые притеснения, несправедливости и даже издевательства, лишь бы не оставить своей надежды на Небеса. Они снесут все, что ни скажут и ни сделают лидеры, потому что свято верят: покинувшие МЦХ идут в ад, прямой дорогой! 11. Имитация миссионерской деятельностиМЦХ настаивает на том, что обращает мир. Но неверно было бы считать, что это и вправду происходит. Во-первых, потому, что слишком самонадеянно считать, что вне общин МЦХ не существует ни веры во Христа, ни христиан, ни христианских церквей, ни проповеди спасения. Вера в то, что МЦХ - единственная истинная церковь – не более, чем самообман. Говорить, что «может быть, где-то вне МЦХ существует горстка учеников, которые еще не нашли настоящую церковь» – только играть в скромность. Утверждать, что нынче уже никто не верит, что все члены МЦХ спасены лишь потому, что они члены МЦХ – значит, искажать правду. Да, МЦХ обращает неверующих, но куда чаще она ломает тех, кто уже верил, убеждая их в том, что их веры и убеждений было недостаточно, и что до встречи с учениками они не были христианами и не имели шанса на спасение. Еще одна сторона этого грандиозного лицедейства – миф о чудодейственном росте групп МЦХ. Поначалу рост был и вправду впечатляющ, но это продлилось не долго. Большинство общин в США последние несколько лет численно либо вообще не росли, либо росли очень и очень незначительно. Некоторые даже уменьшились. Но этот факт старательно обходят молчанием. Такие, как община в Бостоне в 80-х и в Лос-Анджелесе в 90-х, в значительной мере «росли» за счет того, что забирали членов других общин. Большей частью это были лидеры и те, кто хорошо показал себя на ниве миссионерства. Их силы требовались для того, чтобы без устали поднимать и растить «эталонные» общины. Другой известный способ искусственно завысить численность «примерных» общин заключался в том, что к ним приписывали членов других общин, находящихся за сотни километров от них, в других городах и даже в других штатах(!). Многие из этих «присоединенных» церквей вели обособленную жизнь, и даже их касса была отдельной! При помощи этих немудреных приемов МЦХ могла везде и всюду заявлять, что «вот эта наша церковь – самая многочисленная в этом городе, штате или даже стране». Сегодня МЦХ учит, что ее история началась с «тридцати отважных», которые собрались вместе в 1979 году, чтобы начать церковь Бога в обольщенном сатаной мире. Роль множества общин «движения Перекрестка» (Кроуссроадс) и их переход в движение МЦХ при этом умалчиваются. Многие тысячи «новообращенных», которые появились в статистике МЦХ в 80-х – ученики «Перекрестка». Многие из них вынуждены были «перекреститься», когда Кип возглавил их общины. Все эти люди были отображены в официальной статистике так, будто бы их обращение к Христу – заслуга тех самых «тридцати отважных». Лидеры МЦХ во всеуслышание заявляли, будто бы необыкновенный численный рост в их общинах – прямое свидетельство того, что они являются «избранным остатком народа Божьего», называя себя «современным (живым) движением Бога на земле». Никто из них не хотел говорить о том, что даже в те дни было немало других конфессий, обладавшие не менее впечатляющими данными роста своих общин. Еще одна «обманка» МЦХ – это нагнетание «цейтнота» среди своих последователей, утверждения вроде: «Мы должны успеть обратить весь мир в нашем поколении». Утверждение о том, что в первом веке весь мир был обращен еще в поколении Христа – ложь от начала и до конца. Эта ложь, однако, весьма успешно помогала насаждать в головах учеников мысли о том, что и они, и все последующие поколения христиан обязаны повторить этот «подвиг». Это создавало в общинах МЦХ атмосферу лихорадочной гонки за крещениями. Любое давление на членов МЦХ, любые понукания и принуждения оправдывались ими потому, что они ощущали себя в ответе за судьбы всех ныне живущих, в своих глазах став спасителями мира, который без них катился в пропасть. 12. Искусственный разрыв связейВ «смутные» времена (когда окружающая среда нестабильна, или положение отдельного человека в ней не определено достаточно четко), в поисках хотя бы минимальной уверенности и определенности, люди легко принимают навязанный жесткий контроль. Бывает, они даже стремятся к нему – лишь бы избавиться от неприятного ощущения неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне. МЦХ намеренно создает и поддерживает такую «текучую» среду, которая может внести в жизнь учеников изрядную долю неопределенности. Я уже упоминал о том, какие способы для этого обычно применяются (бесконечная перетасовка состава групп, попытки как можно чаще менять ближайшее окружение человека в церкви, частые смены «целей» групп и их лидеров, смены наставников вкупе с постоянно довлеющими требованиями соответствовать недостижимым «стандартам» праведности и ученичества). Дополнительно ощущение неуверенности в своем положении усиливается приемами, которые наводят учеников на мысль о том, что спасение следует «оправдать» своими делами. Внутри группы ее члены постоянно «участвуют в спасении» друг друга. Все эти приемы, вкупе со многими другими, позволяли лидерам МЦХ достичь невиданных высот в деле контроля над своей паствой. Давайте несколько подробнее рассмотрим три типичных (и связанных между собой) способа насаждать атмосферу неопределенности, и увидим, какие «ниточки» они дают в руки кукловодам. Один из них можно было бы назвать «Лаодикийской тактикой». Он применялся на всех уровнях системы. В МЦХ он скрывался под разными названиями и приемами («подрезания», «переподсчеты» и позднейшие «перепосвящения», «радикальные» проповеди и уроки на тему «первой любви» и т.д. и т.п.). Во время подобных разговоров часто звучал отрывок из книги Откровений, обращенный к церкви в Лаодикии. Иногда в качестве подкрепления зачитывалось и обращение к Ефесской церкви. Затем следовали безапелляционные заявления лидеров о том, что церковь «остыла», а ученики утратили свою «первую любовь» к Господу. За таким уроком следовала волна «подрезаний», в процессе которых с каждым из членов общины лично вели серьезный разговор с целью выбить признание в его недостаточной преданности целям движения с последующим обещанием оставить все свои интересы ради этих целей и даже «выполнить то-то и то-то к заранее оговоренному сроку». Все, кто проходил через подобные беседы, с самого начала сталкивались с предвзятым отношением – «ты перестал быть учеником Христа, и тебе нужно раскаяться». Тех, кто был с чем-то не согласен, безжалостно исключали из общины, зачастую даже простое общение с ними ограничивалось или осуждалось. Также из общины вышвыривали тех, кто не мог принять весь список требований к желающим остаться (например, физически не мог посещать абсолютно всех собраний церкви). Общины лихорадило. После «подрезания» следовал шквал повторных крещений тех, чье обращение было поставлено под сомнение. И, поскольку практически достичь того уровня «преданности», который требовали лидеры, было чрезвычайно трудно, каждый член общины ощущал, как над ним зависло проклятие отлучения. Он трепетал за свою душу, за свое спасение, и рвался исполнить требования лидеров даже более ревностно, чем можно было бы ожидать с точки зрения здравого смысла. Были случаи, когда в начале такого «подрезания» общине объявляли, что со следующего дня в церкви нет ни одного ученика, и они появятся только после того, как пройдут повторный подсчет лично с лидером (одной из значимых групп)! Только тот, кто примет новые требования лидеров, получит право считать себя учеником Христа. Остальные будут исключены и предоставлены сатане. Этот способ укрепить пошатнувшуюся власть почти никогда не подводил. Я не могу с уверенностью сказать, что лидеры, которые его применяли, отдавали себе отчет в том, что они творят. Может быть, они искренне полагали, что для «рядового ученика» мыслить и действовать самостоятельно – тяжкий грех. Может, они стремились, во что бы то ни стало, удержать власть над людьми. Может быть – впали в самообман, полагая, что имеют право поставить себя на место Бога и вершить судьбы от Его имени. Не столь важно, с какой именно целью это делали. Важнее, что это порождало в сердцах людей столь сильную неуверенность в себе, в милости и любви Бога, в обещанном спасении, что они становились легкой добычей для приверженцев тотального контроля. Второй способ менее очевиден, но применялся он куда чаще. Его можно было бы назвать «Почему ты до сих пор не Иисус?». Для христианина личность Христа – это личность идеальная, безупречная и совершенная. Эта тактика сводилась к тому, что некоторые особенности совершенной личности Спасителя беспрестанно приводились в пример, каждого ученика призывали воспитывать в себе в первую очередь именно их, пусть даже в ущерб другим возможным достоинствам. Я имею в виду способность Христа служить совершенным проповедником и быть безупречным Сыном в отношениях с Богом. На Его поведение в этих областях смотрели не как на совершенный пример, а как на нечто легко достижимое, даже обязательное для каждого. Как я уже писал, преданность Богу в МЦХ была успешно заменена преданностью лидерам. По делу и без дела ученикам внушали, что они «не достаточно преданы Богу», «не любят Его так, как Он того заслуживает», «отворачиваются от Бога» и т.д. Никто не чувствовал себя уверенно. Любой член общины мог услышать в свой адрес подобные обвинения. Эта неуверенность, этот страх становились источником безграничного влияния и власти лидеров. Любимым вопросом лидеров, применявших эту тактику, был: «Если бы ты умел(ла) прямо сейчас, как ты думаешь, попал(а) бы ты на небеса?». Этот вопрос часто применялся в разговоре с теми, кого лидеры хотели подвести к мысли, что они «идут в ад». Если кто-то отвечал: «Я попаду на небеса» - целью лидера было доказать такому человеку, что в его жизни немало обстоятельств, которые, конечно же, не позволят ему там оказаться. Обычно «причинами» для сомнений в прощении Бога были недостаточно ревностная, по мнению лидеров, миссионерская деятельность, или обвинения в том, что человек «не горяч для Бога», «не открыт», не слишком часто и не слишком долго молится и т.д. Страх перед адом заставлял членов общины искать поддержки и наставления лидеров, которые, конечно же, могли вывести их «на свет» и помочь исправить свои «духовные проблемы». Эта тактика применялась как по отношению к одному человеку, так и по отношению к любой группе в общинах МЦХ. Очень часто она использовалась во всевозможных уроках, во время встреч учеников «на время учения», на проповедях или даже в рекомендованных «пособиях» для личного изучения Библии.
И, наконец, третий способ – тактика «Радикальных планов». Она использовалась по-разному. Часто всё начиналось с того, что на закрытом собрании лидеров представляли некий план (обычно миссионерской деятельности, или план по крещениям, или план по числу обращенных за какой-то промежуток времени, или план посещаемости), масштабы которого в сочетании с отведенными на это сроками были просто нереальны. Более того, они были чрезмерно тяжелы для тех, кто должен был их осуществить. Как вам, к примеру, план 100% посещаемости выездного мероприятия стоимостью 750 долларов на человека, которое будет проводиться за тысячу километров от вашего места жительства? Причем добраться туда и оплатить его должны будете вы сами. А ваших детей вам придется на это время куда-то пристраивать, потому что их там не ждут. Или, к примеру, во что бы то ни стало привести на Рождественскую службу еще пять человек (потенциальных новообращенных)? А если кто-то в вашей маленькой группе не сможет привести с собой столько – то «запастись» гостем и на его долю? Стремясь во что бы то ни стало выполнить этот план, ученики могли довести себя до изнеможения. Каждый, кто не мог выполнить подобный план, загодя подозревался в каком-то скрытом грехе. И каждый день вплоть до намеченного события вы должны были отвечать на вопросы ваших лидеров и наставников: «Ты нашел деньги на семинар?», «У тебя уже есть гости на службу?», «Ты уже сказал своему начальнику, что тебе нужен отгул в будний день?», «С кем ты сегодня будешь изучать Библию?», «Ты уже нашел человека, с которым оставишь своих детей?», «Где твое сердце?», «Как ты думаешь, ты сейчас – ученик Христа?». Подобные вопросы – не преувеличение и не выдумка. Они были слышны отовсюду. Часто каждый член общины должен был ежедневно звонить своему наставнику с отчетом по этому «плану». А наставники – звонить тем, кто стоял над ними, и, в свою очередь, отчитываться и за них, и за себя. В результате никто из тех, кому приходилось отвечать, не был уверен в том, что его «заслуги» позволяют ему рассчитывать на спасение. В сердцах жил страх и неуверенность в своем будущем, а это, как вы уже, конечно, догадались, только прибавляло весу лидерскому нажиму. Ученики добровольно отказывались и от тех остатков самостоятельности, которые у них еще сохранились, страдая от неуверенности в том, что их свободная воля выберет «не тот путь». А безумные планы оправдывались, как единственная возможность выяснить «где наши сердца». Неудивительно, что в общинах процветал патологический контроль над рядовыми членами.
|
||