Часть IV: Самое важное (суть вопроса)

Раздел библиотеки: "Механизмы контроля в МЦХ" 13.10.2003


В предыдущих разделах я подробно описал, каким образом лидерам МЦХ удавалось насаждать и поддерживать в общинах целую систему тотального контроля над рядовыми членами. Однако механизмы контроля над личностью – это не самое важное. Именно поэтому такие «послабления», как отмена системы наставничества, не принесли ожидаемой свободы. Да, подобные меры могут несколько улучшить положение, но они не способны предотвратить грубое вмешательство в личную жизнь рядовых членов общины, повсеместно практиковавшееся в МЦХ.

Во многих сектах «Избранного Остатка» гибель или исчезновение их основателей (или первых лиц) равнозначны гибели секты. Это происходит потому, что группа держится, скрепленная мировоззрением и измышлениями своего лидера. В ней все держится на его убеждениях, как балки крыши – на опорах стен. Несмотря на то, что Кип МакКин был для МЦХ непререкаемым авторитетом, даже легендарной личностью, он никогда не был таким «столпом» для МЦХ. Поэтому его падение не разрушило МЦХ, точно так же как оно и не принесло ожидаемого разрешения всех ее проблем. Да, МЦХ распалась на множество несвязанных между собой общин, групп и группок, но она не исчезла (хотя, возможно, некоторые общины перестали существовать).

Самое важное в учении МЦХ, то, что заменило ей «живого мессию» - это убеждение о том, что спасение доступно только человеку, абсолютно преданному группе. Как я уже писал, эту доктрину до сих пор не могут ни забыть, ни исполнить. На практике она означает, что человек должен быть предан группе СВЕРХ человеческих возможностей и даже вопреки собственному здравому смыслу и, ВМЕСТЕ С ТЕМ, даже такая преданность может быть ему засчитана лишь как МИНИМУМ, достаточный для того, чтобы попасть на небеса. И, поскольку эту доктрину никто не отменял (хотя, быть может, ее и замалчивают до времени), лидерство не пересматривает допустимых границ своего вмешательства в личную жизнь члена общины, а проводимые «реформы» не позволяют оставить порочную практику тотального контроля в прошлом.

Может быть, кто-то из вас спросит: «Разве не учит Библия тому, что мы должны любить Бога всем сердцем, и всей душою, и всем разумом, и всеми силами?». Да, это так. Но в Библии нигде не говорится о том, что люди должны делать нечто сверх этого. В МЦХ же учили, что человек должен быть предан даже более, чем позволяют его возможности. Даже если никто никогда не говорил об этом официально, это не перестало быть правдой. В жизни доктрина о «полной преданности» Христу стала учением о безоговорочной преданности МЦХ (да, на словах вас призовут быть преданными Богу, но, если вы внимательно прочли все, о чем я писал, то поймете, почему очень скоро для этого вам будет просто «необходимо» быть всегда и во всем преданным именно лидерам). Требовать такой преданности - значит, требовать куда больше, чем любви к Богу от всего сердца, от всей души, всем разумом и всеми силами. Никто и никогда не объяснял ученикам, в чем разница. Поэтому они не просто стали легкой добычей для грубых и самоуверенных тиранов, но и сами, добровольно искали такой власти над собой.

Христианская доктрина о том, что человек не в силах заслужить спасение, общеизвестна. Только Иисус может «выкупить» наше спасение. В зависимости от того, чью доктрину в разнообразии христианских течений вы прочтете, это спасение будет основано на милости Бога, или на нашей вере в Него, или нашем благочестии в сочетании с верой и крещением (хотя, как, вероятно, известно многим членам МЦХ, среди последователей этих течений существуют немалые разногласия). Но только МЦХ самовольно прибавила к этим условиям свое: благочестие, необходимое для спасения, должно быть достигнуто своими силами и своими делами. Это убеждение лежит в самом основании МЦХ, поэтому сколько-нибудь значительные перемены в ней невозможно без основательного, глобального пересмотра ее доктрин.

Может быть, кто-то спросит меня: «Но чем же плоха «полная преданность»? И почему она непременно должна вести к тотальному контролю?». Это замечательные вопросы. Честно сказать, это именно те вопросы, которые помогут мне раскрыть, насколько правдивы сделанные мною ранее выводы.

Давайте немного подробнее остановимся на словосочетании «полная преданность». Возможно ли быть «полностью преданным» хотя бы чему-то из того, что требует доктрина МЦХ? Неважно, сколь поразительны будут ваши «победы в вере» сегодня – завтра вам смогут предложить нечто куда более «вызывающее». Вспомните себя, и задумайтесь: вы и сами легко можете придумать новый «уровень преданности», стоящий «над» тем, что вы только что считали своим «потолком». А значит, ваша преданность еще не «полная». В жизни же на каждую вашу «победу» будет приходиться бесчисленное множество поражений, когда вы не смогли дотянуть до предложенного вам стандарта. И хорошо бы еще, если б эти стандарты преподносились как нечто возвышенное, идеальное, к чему можно стремиться, но чего вряд ли получится достичь. Но не так обстоит дело в МЦХ. Нет, эти стандарты будут вам преподнесены как нечто вполне достижимое, чуть ли не само собой разумеющееся для «истинного и преданного ученика Христа». Задайте себе вопрос: «По стандартам МЦХ сколько людей вы должны крестить за месяц, чтобы сказать себе – я сделал «достаточно»? Какая степень откровенности и доверия лидерам «достаточна»? Какая степень послушания? Какая семья, какой брак может быть назван «достаточно хорошим»? Сколько человек нужно обойти за день, призывая читать Библию и уверовать в Христа, прийти на службу или посетить иное собрание – сколько нужно обойти, чтобы этого было «достаточно»? Насколько «горячим» и «поддерживающим» должен быть ученик, чтобы соответствовать «стандарту»?». Правильный ответ – никогда не будет «достаточно». Такой взгляд в сочетании с уверенностью, что даже беспрецедентные жертвы – всего лишь МИНИМУМ для стремящегося на небеса, приводит к тому, что ученики пребывают в неослабевающем страхе никогда туда не попасть.

В этом кроется одна из причин столь часто возникающих у учеников депрессий: члены МЦХ глубоко подавлены сознанием того, «как низко они пали» в свете всех тех требований, о которых я говорил выше. Любые их достижения тут же обесцениваются, потому что нельзя достичь многого во всем, нельзя быть сразу и самым лучшим проповедником, и самым лучшим наставником, и самым лучшим благотворителем, и самым лучшим работником, и самым лучшим сыном, отцом и мужем – нельзя быть совершенством во всем. Если даже ученик и достиг многого в чем-то одном – ему не успеть достичь того же во всех остальных областях. На всех встречах членам МЦХ не устают напоминать о том, как далеки они еще от «стандарта преданного ученика», от МИНИМУМА, который необходимо исполнить, чтобы Бог признал их «верными». Нередко в жизни члена общины нет и дня, в который он предоставлен сам себе. И, даже покидая эти встречи, он будет без конца мысленно возвращаться к неутешительным выводам о собственном духовном состоянии, которые он сделал после очередного «учения». Поэтому совершенно ясно, что смена лидеров или пересмотр второстепенных доктрин ни чего изменят, пока не будет решен главный вопрос. Нужно отказаться, публично раскаяться и вычистить из доктрины МЦХ и ее устоев сам принцип «полной преданности» и все его последствия. Только после этого реформы будут иметь смысл. Но почему этот принцип неизбежно порождает злоупотребления контролем над верующими? Есть две причины. Первая – потому что смысл «полного» и «абсолютного» понятия не предполагает рамок и ограничений. Нет предела у «абсолютной преданности», а следовательно, ради нее не зазорно потребовать от ученика чего угодно. Нет четкого определения того, что входит в это понятие (да его и не может быть!), а потому МЦХ может вкладывать в него совершенно разные значения, в зависимости от того, чего необходимо добиться. Вторая – потому что это понятие, как оно трактовалось в МЦХ, подразумевает ответственность «преданного ученика» не только за себя, но и за тех, кто окружает его в церкви. Ответственность за их «преданность» наряду с собственной. Если кто-либо из членов общины подозревается собратьями в недостатке преданности, им вменяется в долг обличить такого и добиться его покаяния (и подчинения в том, в чем он еще не подчинился). А найти «изъян» при таком подходе нетрудно. Чем более члены церкви зависимы от навязанных «стандартов», чем искреннее они их принимают и чем ревностнее стараются соответствовать, тем настойчивее требуют они того же от своих собратьев, и даже склонны прибавлять нечто от себя (особенно если они в чем-то преуспели более остальных). Постепенно первоначальные требования все более искажаются. И вот уже группа сама по себе формирует все новые и более жесткие «условия», которым должен соответствовать каждый. То, что началось с лидеров, было поддержано самой структурой МЦХ, так или иначе культивировалось каждым из ее членов, пока система контроля над каждым не перейдет всякие разумные пределы. Обманчивое стремление к совершенству, попытка воплотить в себе идеальную личность, порождает тоску по несбыточному, которое, как кажется, вот-вот должно осуществиться. Люди пытаются воплотить навязанную им мечту, и ломаются, не понимая, что их ожидания от себя и других неосуществимы. Порочный круг замыкается: завышенные требования порождают усиления контроля, который, в свою очередь, снова приводит к завышению требований. Этот бег по кругу никогда не прекратится, хотя случаются промежутки некоторого затишья (обычно это происходит, когда из группы уходит слишком много людей). Никакая гонка не может продолжаться вечно, но, к сожалению, пока в МЦХ узаконено право требовать от членов группы больше, чем они в состоянии сделать, этот порочный круг разорвать не удастся.

Позвольте мне еще раз вкратце перечислить те доктрины, следуя которым МЦХ обречена, подобно мифическому Сизифу, на тяжкий и бесполезный труд снова и снова толкать в гору камень, никогда не достигая вершины:

  1. Чтобы завершить спасение, ученик Христа должен быть «полностью предан» тому, что проповедуют лидеры.
  2. Члены церкви обязаны взвешивать и оценивать не только собственную жизнь, стремления, дела и мысли, но также отвечать друг за друга, отвечать за то, чтобы каждый из них оставался «полностью преданным учеником». Для того чтобы стать надзирателем за своими собратьями, есть причина – ведь если кто-то из них «отступит» и «упадет», то, оставаясь членом группы, он может повлиять на других и стать для них «препятствием к спасению».
  3. Член церкви должен снова и снова брать на себя ответственность за выполнение амбициозных планов лидеров, маскирующихся под требования к «полной преданности». Очень характерны бесконечные «зацикленные» проповеди о том, как важно каждому быть примерным миссионером, без конца увеличивать время, отводимое на молитву и изучение Библии, искать новых поводов для проявления «покорности» и «скромности» в общине, жертвовать все большие суммы, выходящие за рамки личных возможностей и т.д. и т.п. Членов церкви могут некоторое время особенно надрывно призывать «вывернуться наизнанку», выполняя что-то одно из предложенного списка, затем переключиться на другую цель, позже – на третью, и т.д.
  4. После того, как лидеры в очередной раз поднимут планку, члены общины, которых призывают «всем сердцем» принять сказанное лидерами, еще более ужесточают требования, побуждая друг друга им соответствовать.
  5. Лидеры, а иногда даже простые члены общины, начинают гонку, пытаясь соответствовать выдвинутым требованиям. Остальные, не имея в своих глазах оправдания для отказа, ее подхватывают, не думая о том, насколько эти требования реальны. Они полагают, что их неудачи – результат их грехов, и идут к лидерам за тем, чтобы те помогли им раскаяться. Они добровольно отдают себя во власть людей, оправдывая их злоупотребления. Так возникает прекрасная почва для тотального контроля и злоупотреблений властью.
  6. Новые требования к «полностью преданному» ученику сформированы, оправданы и приняты общиной. Через некоторое время они вновь пересматриваются, ужесточаются, и все начинается сначала.

[Чтобы меня не обвинили в том, что я против серьезного отношения к моральному облику и духовному состоянию ближнего, позвольте мне сказать, что мои доводы вовсе не против духовных отношений в общине. Более того, весьма разумно искать помощи в покаянии у близких и заслуживших доверие христиан, когда речь идет о таких грехах, как супружеская измена или мошенничество. Но нельзя применять наказания, предусмотренные за измену жене или мужу или за обман и мошенничество, к тем, кто только подозревает себя в недостаточной любви к Богу на том основании, что он побоялся заговорить о Христе с незнакомцем! Нельзя заставлять людей ощущать себя грешниками, стоящими на пороге ада, за каждый незначительный (и порой даже мнимый!) проступок!]

Если теория «полной преданности» останется без изменений, все остальные преобразования не дадут результата: система либо придумает для контроля новые обоснования, либо рано или поздно вернется к прежним. От этой болезни не спасет ни смена лидеров, ни даже их избрание всеобщим голосованием. Единственное средство – отказаться раз и навсегда от доктрины «полной преданности» и избавиться от всех механизмов контроля, о которых я писал выше. На сегодняшний день, к сожалению, я не вижу никаких оснований для того, чтобы надеяться, что это произойдет (за исключением, возможно, нескольких частных случаев). Сегодняшние реформы – только попытка сгладить общее впечатление упадка. Скорее всего, через несколько лет верхушка МЦХ либо вернется к прежним методам, либо изобретет новые, но не откажется от идеи подменять собой совесть своих подопечных. Десятки лет нас «опекали» контролем, а «по совести» мы живем еще очень недолго. И не важно, какую свободу нам готовы предоставить на словах: если доктрина «полной преданности» останется в силе – настоящей свободы во Христе нам не видать.

Предыдущие редакции этой статьи не содержали моих размышлений о том, какие именно реформы нужны МЦХ, поскольку лидерство не допускало никакого инакомыслия, уничтожая любого, кто осмеливался говорить нелицеприятные вещи. Существующая в данное время неопределенность дает такую возможность, позволяя общинам проводить реформы по своему усмотрению. Кое-где уже этим воспользовались. Но какие преобразования можно было бы признать достаточными? Если составлять список всего, что необходимо изменить или от чего отказаться – он будет слишком длинным. Я не насколько самонадеян, чтобы утверждать, что знаю наверняка, что нужно сделать, чтобы МЦХ стала братством свободных и искренних христиан. Но есть вопросы, которые рассмотреть просто необходимо. Как критик, я не могу о них умолчать. Поэтому позвольте мне перечислить те действия, которые, по моему мнению, необходимы для того, чтобы искоренить злоупотребления власти в МЦХ:

  1. Отказаться от всех провокационных и обманных методов давления и контроля, о которых я писал выше. К ним я отношу и практику наставничества, как ее понимают в МЦХ, и пирамиду власти, и отчетность, и обязаловку.
  2. Искоренить доктрины, оправдывающие безапелляционное вмешательство в личную жизнь членов МЦХ. Особенно – доктрину «полной преданности» и поощрение непрошенного вмешательства в жизнь друг друга. Мера личного вклада в дела церкви, также как и степень и форма участия члена общины в деле служения Христу, должны быть оставлены на совести каждого, и никто не вправе навязывать другому свое мнение на этот счет. Также и понимание мер добра и зла, и оценка полезности тех или иных решений и поступков должны оставаться неотъемлемым правом каждого. Община может разработать ряд основополагающих принципов (символ веры), соблюдение которых будет ожидаться от всех ее членов. Эти принципы должны быть изложены четко и однозначно, чтобы исключить разночтения. Никакие другие правила и требования сверх этих принципов не должны быть обязательными и не должны навязываться членам общины в качестве таковых.
  3. Отказаться от утверждения о том, что МЦХ – «единственная истинная церковь Христа». (Оправдания, которые звучали ранее, о каком-то мифическом «истинном ученике», который, может быть, заплутал в недрах других конфессий, но все равно должен присоединиться к МЦХ, чтобы спастись – просто детский лепет.) Христиане везде остаются христианами, независимо от разницы во мнениях. Вместо того чтобы искать все новые доказательства «потерянности» всех тех, кто принадлежит к другим движениям, лучше принять на веру, что любой, цель которого – жить «по Христу» - христианин. Оценивать достоинства и недостатки других, также как и единолично решать, будет ли человек после смерти оправдан Богом, или нет – это не входит в прерогативу МЦХ, как и любой другой организации. Такой подход противоположен всему, чему ранее учили в МЦХ, но его важно принять, чтобы уйти от ошибок прошлого. Важно признать, что те, кто ушел из МЦХ, вовсе не обязательно направляются прямиком в ад. Вполне возможно, что эти люди просто решили освободиться от гнета законников. Если перестать надмеваться над ушедшими, легко будет осознать, что человек вправе уйти оттуда, где его жизнь становится невыносимой, и это никак не отразится на его судьбе в вечности.
  4. Заменить существующую систему управления (и наставления) на такую, которая бы действовала в интересах конкретной общины, в то же время сохраняя заинтересованность в единстве с другими общинами движения, и в которой лидеры не имеют власти над членами общины. Лидеры должны вести и наставлять, опираясь лишь на свой авторитет, но не распоряжаться общиной, как своей собственностью. В небольших общинах все важные решения должны приниматься сообща, всей группой, и без какого-либо давления со стороны. В больших общинах это должны делать лидеры и наставники (такие как дьяконы и старейшины), избираемые всеми членами общины.
  5. Дисциплинарные меры и различные наказания могут применяться против лидеров, злоупотребляющих своим постом, или против других членов общины, ведущих предосудительный образ жизни, но должны быть строго ограничены. Причем в последнем случае проступки должны быть очевидны для всех и достаточно серьезны (например, уголовные преступления, половая распущенность и т.п.). Если кто-то грешит, но не столь серьезно, его можно обличить, но нельзя каким-либо образом притеснять или наказывать, пользуясь своей властью и влиянием. Каждый член общины должен сам отвечать за свою жизнь и за свою праведность перед Богом. Это не дело церкви – это личное дело каждого из христиан.
  6. Отказать в каких-либо значимых постах всем тем, кто, во главе с Кипом, много лет возглавлял общины и принимал участие в разработке стратегии движения и ее подкреплений соответствующим «учением». Они уже в полной мере показали, на что способны, и вряд ли что-либо может их оправдать. Их следует простить, но нельзя доверять им судьбы общин. Прощение дается для того, чтобы начать снова выстраивать праведные отношения с другими учениками, а не для того, чтобы изображать из себя несправедливо обиженных.
  7. Обдумать, как исправить уже нанесенный вред, и преследовать эту цель до тех пор, пока она не будет достигнута, не ограничиваясь разовыми извинениями в узком кругу и голословными обещаниями. Если подходить к этому вопросу серьезно, то это займет не меньше десятилетия. Профессиональное и полностью независимое консультирование всех бывших и настоящих членов движения, кто считает, что в этом нуждается, должно проводиться за счет МЦХ. Финансовый ущерб, нанесенный ее членам, к сожалению, нельзя возместить полностью, но тем, кто был вынужден под давлением руководства МЦХ предпринять губительные для своего благосостояния шаги, их нужно компенсировать небольшими ежемесячными выплатами, производимыми в течение нескольких лет.
  8. Отменить любую поддержку общин МЦХ извне и не пытаться искусственно восстановить былое «единство». Единственным исключением может стать помощь тем общинам, которые, стремясь реформировать свою систему, обращаются за поддержкой к тем, кто уже через это прошел. Поскольку такие реформы, скорее всего, не будут одинаково приняты и поддержаны всеми общинами, любая, особенно финансовая, поддержка МЦХ (или ее бывших составляющих) – это поддержка порочной системы. Воссоединение общин под одним началом тоже может закончиться тем, что новые лидеры вернутся к Лаодикийской тактике. Поочередно применяя то один, то другой из перечисленных выше способов, шаг за шагом можно злонамеренно вовлечь воссоединенные общины в возрожденную тоталитарную систему.

Заключение

Кроме тех методов контроля, о которых я писал, существуют и другие. И, тем не менее, многие если не большинство членов МЦХ категорически отрицают то, что их жизнь жестко контролируется. Но какие стороны их жизни неподвластны верхушке МЦХ? Возможно, их не понуждают за кого-то голосовать или покупать строго определенный сорт мороженого, но если объективно оценить их повседневную жизнь и выбор, следует признать, что МЦХ контролирует и то, и другое.

Поэтому в заключении я вынужден повторить свое исходное утверждение: МЦХ стремится, и не без успеха, практически полностью управлять жизнью своих членов. Более того, МЦХ начинает контролировать жизнь человека, как только он выражает согласие изучать Библию с ее членами, используя ради этого превратное толкование отрывков вне контекста. К подобным методам МЦХ прибавляет и другие, с целью «логичными» рассуждениями убедить человека в том, что в данное время выгодно системе. Немалую роль здесь играет и окружение, привычное к такого рода «руководству», и всемерно его поддерживающее.

Следует отметить, что различные по статусу члены МЦХ в этом смысле находятся в различных условиях. Некоторые «возлюбленные сыны» на деле куда более независимы, нежели большинство их собратьев. Другие, быстро поднявшись по иерархической лестнице МЦХ, так и не успели испытать на себе наиболее порочные и унизительные методы, хорошо известные большинству «простых учеников». К тому же разные лидеры используют пресловутые методы с различной интенсивностью – кто-то более «непримирим», кто-то – более «мягок». Но хитроумные ловушки, которые расставляются людям при вступлении в МЦХ, одинаково крепко держат их внутри организации независимо от того, какой пост они занимают и кто стоит над ними. Кому-то эти способы контроля кажутся оправданными и даже полезными, потому что они достаточно хорошо завуалированы или искусно оправданы, для кого-то они – тяжкое бремя, для кого-то очевидно, сколь они вредны, но, по большому счету, это не самое важное. В любом из этих случаев они существуют – вот что важно. Члены МЦХ не свободны.

Здравомыслящая церковь, прежде всего, предоставит своим членам место, где можно было бы собираться ради служения Богу, создаст сообщество, в котором можно учиться любви и дружбе, и поможет разобраться с вопросами веры и морали. Она никогда не будет распространять свою власть на личную жизнь верующего. Ее члены должны быть вольны ошибаться, выражать несогласие, самостоятельно определять меру своего участия в деле служения Богу и разделять добро и зло согласно собственным представлениям. Верующие в такой церкви имеют возможность применять собственную веру ради того, чтобы на свой страх и риск научиться жить, выбирая для себя наилучшее. Они строят свою жизнь сами. Религия, которая присваивает себе неотъемлемое право человека на свободу выбора, это не более чем злая пародия на истинную религию. МЦХ, к сожалению, не знает меры в том, насколько допустимо вмешиваться в личную жизнь своих членов. Я понимаю, что мою статью прочтут и те, кто до сих пор всецело доверяет МЦХ. Они могут оценить свои отношения с группой самостоятельно, и самостоятельно решить, насколько правдиво описанное мною. Я писал это ради того, чтобы помочь тем, кто покинул МЦХ, но до сих пор не освободился от навязанных там стереотипов мышления, от своеобразной зависимости в том, как они оценивают себя и окружающих. Их разум должен обрести свободу. Но мне хочется также, чтобы и те, кто остается в МЦХ, научились мыслить и оценивать окружающий мир самостоятельно. К счастью, это возможно. Пройдет время, и большинство находящихся в МЦХ осознает, кто на самом деле проживает за них их жизнь. Я надеюсь, что мои статьи помогут тем, кто страдает, запутавшись в своих и чужих предрассудках. Тот жесткий контроль, который в МЦХ применяется к людям, никак не связан с Библией и не исходит оттуда. Иисус никогда не учил обращаться друг с другом таким образом. Апостолы не делали этого и не призывали к этому своих последователей. Нет, это придумали другие люди, и произошло это гораздо позже. Многие из этих методов вообще нельзя назвать изобретением МЦХ. МЦХ лишь переняла их для того, чтобы использовать в своих целях. Что может быть преступнее, чем отнять у человека свободу? А ведь именно это и происходит с людьми, когда-то доверившими свою жизнь МЦХ. Моя статья – это не попытка кому-то отомстить или кого-то опорочить. Я хочу лишь помочь людям исцелиться и перешагнуть через собственный опыт жизни под гнетом чужой воли. Мы не можем забыть того, что с нами уже произошло, но за нами остается выбор, как применить свой опыт. Так пусть он послужит для того, чтобы сделать нас сильнее.


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-118.html