Протестантам о необходимости крещения детей
Православие
Православие

Протестантам о необходимости крещения детей

17.08.2005

Оказывается, главной причиной разхождения в учении о крещении младенцев между Православной Церковью (ПЦ) и ЕХБ является различное понимание сути самого крещения! Если понимать крещение так, как его понимают евангельские христиане, то можно согласиться с запретом на крещение детей. Но, в свою очередь, в основе разногласия в понимании крещения между православными и протестантами лежит глубинное расхождение в вопросе о спасении...

Гость написал "Взято с сайта

Мой диалог с баптистом о необходимости крещения детей

Уважаемый, А! Оказывается, главной причиной разхождения в учении о крещении младенцев между Православной Церковью (ПЦ) и ЕХБ является различное понимание сути самого крещения! Если понимать крещение так, как его понимают евангельские христиане, то можно согласиться с запретом на крещение детей. Но, в свою очередь, в основе разногласия в понимании крещения между православными и протестантами лежит глубинное расхождение в вопросе о спасении... Сначала я в нескольких предложениях приведу положения веры ЕХБ о крещении, потом аналогично для сравнения приведу то же из учения ПЦ. Потом сделаю очень краткий экскурс в историю крещения, в самом же конце напишу, почему можно (и даже нужно) крестить детей.


1) ЕХБ:

Насколько я понял, по вероучению ЕХБ крещение – это всего лишь:


a) символ, знак, свидетельство публичное об уже обретении Христа…


«Крещение символизирует покаяние и прощение грехов (Деян. 2,38; 22,16), со Христом (Рим. 6,1-10), начало пути ученика Христа (Мф. 28,19).» (Чарльз Райри. Основы богословия.)

"Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни", "крещение - прообраз омытия наших грехов", "наше публичное свидетельство пред людьми и перед Богом о том, что в смерти Христа мы нашли спасение". (Павел Рогозин. “Откуда все это появилось”.)

“Крещение напоминает нам реальность нашего союза со Христом, так как мы соединены с Ним подобием Его смерти, погребения и воскресения… Церемония крещения, несомненно, символизирует наше погребение и воскресение со Христом”. (Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей.)

“Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым”. (“Вероучение Евангельских христиан составленное И.С. Прохановым)

“Это открытое и публичное исповедание Христа Господом”. (Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию)

«Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов...» (Библейский словарь В.П. Вихланцева)

“Итак, крещение – выражение веры и свидетельство единения человека со Христом в его смерти и воскресении, то есть его духовное обрезание – это публичная демонстрация верности Христу”. (Миллард Эриксон. "Христианское богословие").


б) Установление, обряд, традиция:

Из Священного Писания также видно, что крещение не просто форма, но оно — Божественное установление. Об этом свидетельствует личный пример Самого Господа Иисуса Христа, который Он оставил нам, чтобы мы шли по следам Его (1 Петра 2, 21 )(7 Баптистских принципов (Я. Я. Винс, 1924))

“В Церкви существует два ритуала: крещение и Вечеря Господня. Эти ритуалы называются обрядами или таинством... Чтобы избежать мистицизма и сакраментализма, характеризующегося выражением “таинства” (сакрамент), лучше было бы пользоваться словом “обряд” для определения этих двух ритуалов Церкви” (Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию)

Магистр богословия М.В. Иванов о крещении и евхаристии говорит так: “(христианство) придерживалось двух обязательных церемониалов: Водного крещения и Вечери Господней”.(М.В. Иванов. История христианства)

“Нет более неосновательного обвинения, как утверждение, что баптисты держатся обрядности и таинств. Они как раз их отрицают” (“Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992г. стр. 96.) На самом деле нет более неосновательного утверждения, чем то, что баптисты отрицают и обрядность и таинства. Действие Духа Божия (т.е. таинство), безусловно, ими отвергнуто, а обрядность осталась. Формы и действия как пустые сосуды остались одни без содержания.

“Бог по милости Своей может дать Свои дары людям, которые совершают символические действия; однако само по себе установление не несёт в себе силы” (Чарльз Райри. Основы богословия)

На основании этого, до совершения крещения водою, Церковь имеет право и обязанность убедиться, что лицо, желающее креститься водою, пережило рождение свыше и желает исполнить установление Господа сознательно (Деян.8,37). (Изложение Евангельской веры ВСЕХБ, сост. И.С. Прохановым, 1910)


2) ПЦ:

Церковь содержит в себе полноту даров Святого Духа (Еф. 1,23). Только жизнь в Церкви есть жизнь во Христе, ибо Церковь есть Тело Христово, а мы члены тела его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5,30). Посему вхождение в Церковь (т.е. крещение) - это причастие Церкви, причастие Христу, поэтому оно не может быть безблагодатным. Апостол Павел в крещении видит одновременно и символ, и реальность, называя его банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3,5). Апостол Павел вполне ясно исповедует крещение делом Святого Духа, а не просто человеческим, говоря: все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом (1Кор. 12,13).

“Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа” (1Пет.3:21). Т.е. в крещении мы получаем всё то, что Христос сделал крёстной смертию и Воскресением. (Рим.6). См. ниже ИСТОРИЮ (п.3)

Сергий Страгородский: В крещении «нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силу как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека. Какое бы ни было это прошлое, будет ли это наследство от родителей (грех первородный), или последствия поступков самого крещаемого, все это одинаково зачеркивается в жизни человека...»


Кирилл Иерусалимский (кот. по Вашим словам учит всему только на основе Писания) «Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть: пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления»


Климент Александрийский: «Этот акт именуется различно: благодатью, просвещением, совершенством, омовением. Омовением называется он потому, что в крещении омываются наши грехи; благодатью - потому, что в нем освобождаемся мы от наказания за грехи; просвещением - потому, что в нем усматриваем мы небесный спасительный свет, т.е. Бога познаем.»

Василий Великий: «Крещение - искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие (возрождение – Р.Б.) души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения.»…


Максим Исповедник: «Крещение Господне есть полное умерщвление нашего произволения по отношению к чувственному миру»

Николай Кавасила: «Креститься значит родиться во Христе и получить самое бытие и существование тем, кои еще не существуют… » И ещё такой пример: «хотя свет сияет и солнце доставляет чистый луч, но не образуется тогда глаза ни у одного человека». Вот в крещении мы и получаем глаз. А вот как мы им воспользуемся – это другое дело…

Господь даровал способ, благодаря которому можно получить духовное семя Нового Адама. Это семя - и есть начало рождения! Грехи прощаются во многих таинствах. Прощение личных грехов в крещении не составляет его назначения (цели). В чём же особенность таинства крещения? Вся суть крещения в том, что в этом таинстве происходит рождение нового человека.

При крещении даётся семя, которое мы должны в себе возрастить. Разве происходит преображение в нового человека автоматически? Нет, мы остаёмся плотяными, т.е. подверженными всем болезням (духовным и физическим) и самой смерти. Происходит нечто иное: в нашего ветхого человека всевается семя Нового Человека и, как при каждом таинстве, происходит освящение.

3) ИСТОРИЯ:

Итак, Александр, выше я дал материал в сравнении… Посмотрим, что говорит история:

Помните, я выше писал о взаимосвязи крещения и Воскресения??? Так вот: в далеком прошлом, во времена «золотого века» христианского богослужения, таинство крещения совершалось в пасхальную ночь и составляло органическую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи. Даже теперь, когда между этими двумя торжественными актами давным-давно уже не существует никакой внешней связи, чинопоследование крещения и пасхальное богослужение все еще несут на себе следы первоначальной взаимозависимости. Вы знаете, что пасхальное богослужение, развилось из богослужения крещального, что радость, освещающая Святую Ночь, с ее ликующим возгласом «Христос Воскресе!» — это радость тех, кто «крестились во Христа и во Христа облеклись», кто «погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца», так и им «ходить в обновленной жизни»??? Знаете ли, что Пасха — как литургический праздник, и Великий Пост — как литургическое приготовление к Пасхе, первоначально возникли из чинопоследования крещения, что Пасха, этот «праздников праздник», есть, таким образом, исполнение крещения, а крещение есть истинно пасхальное таинство???

Да, христианин прошлого знал, например, что ежегодная Пасха есть празднование его собственного крещения, его вступления в жизнь Воскресшего Христа. Он знал, что в этом акте возрождения и обновления, которым новые члены вводятся в «обновленную жизнь», вновь открывается и подтверждается Воскресение Христа.

ТАКИМ ОБРАЗОМ: крещение — таинство возрождения и восстановления, личная Пасха и личная Пятидесятница человека, вступление в laoV, народ Божий, «переход» из старой жизни в новую и, наконец, эпифания (явления) Царства Божьего…

4) Рассмотрев историю, перейдём непосредственно к учению о сути крещения: (Библия + Христиане в хронологическом порядке):

В Крещении мы получаем СПАСИТЕЛЬНЫЕ дары Жертвы Христовой:

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5)

“Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа” (1Пет.3:21)

1. Сущность крещения состоит в:

а. Освобождение от первородного греха:

Рим.6:3,6 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? … зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху»

Кол.2:11-13 «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи…»

Киприан Карфагенский: «... то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи»


Григорий Богослов: «Сия благодать и сила Крещении ... очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением»

Крещение не символ, а реальная смерть: См. 6-ю гл. Рим.

Василий Великий: «Если не будешь сообразен подобию смерти Его, то как сделаешься причастником воскресения (Рим.6,5)? Если бы Израиль не перешел чрез море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь чрез воду, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства.»

Иоанн Златоуст: «Или не разумеете, братья, говорит он, яко елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть (ст. 3, 4). Что значит: в смерть Его крестихомся? То, что и мы должны умереть, как Он, потому что крещение есть крест. Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех. Потому (апостол) не сказал: снасаждени смерти, но: подобию смерти. То и другое -смерть, но не в отношении к одному и тому же бытию: во Христе - в отношении к плоти, а в нас - в отношении ко греху.»

Николай Кавасила: «Ибо тем самым, что умер Сам Владыка, он дал нам власть умерщвлять грех, поелику же воскрес, соделал нас наследниками новой жизни»


ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: „Окрестившись во Христа, мы в смерть Его окрестились. Очевидно, что крещение в смерть Христову есть умертвие греху. Как же это так? — Это объясняет значение и сила смерти Христовой. Умерши на кресте, Господь Спаситель грехи наши вознес на крест и стал очищением о гресех наших. В крестной смерти Господа — очистительная сила греха, Кто крестится, — погружается, — в смерть Христову, тот погружается в очистительную силу греха. Сия сила в самом действии погружения снедает всякий грех, так что и следа его не остается… Для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещенные в лице Господа потребности спасения перешли в каждого, и им были усвоены. Cиe последнее совершает Святый Дух. Словом благовестия возбуждает веру в силу крестной смерти Господа и в купели крещения омывает верующего и от первородного греха и от всех произвольных, обновляя в то же время его духовную жизнь и делая ее сильною противостоять греху и преуспевать в добре. Обе потребности исполняются зараз. Исходящей из купели крещения бывает и оправдан и праведен, всякая вина греха с него. снимается, и он желает лишь одного Богу угодного добра и силен на делание его. Это и есть облачение в Христа, в коем потребное для спасения от Христа Господа переходит на верующего крещающегося и ему усвояется не номинально, а существенно. Пока он верует только во Христа, сии потребности его суть, но только номинально, как определенные ему и готовые для него; в купели же крещения они существенно становятся его собственностью" (Письма к одному лицу в С.-Петербург)

б. Освобождение от личных грехов:

Деян.2:38 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа»

Деян.22:16 “Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса”

1Кор.6:11 “И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего”

в. Облечение во Христа (вхождение в Церковь, усыновление Богу):

1Кор.12:13 «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело»

Гал.3:27 «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»

Гал.2:20 «и уже не я живу, но живет во мне Христос...»

Кол.1: «21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою»

По п. б и в есть масса цитат Отцов, но пока я это упущу…

КРЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ:

2. У детей нет личных грехов, но они наследуют первородный грех:

Иов.14:4 «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.»

Рим.5:12 “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили”

Пс.50:7 ”Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”

Иак.1:15 «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть»

Поэтому: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (см. Ин.3:5)

Итак: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» Да-да, Александр, приходить не в смысле «в веру обратиться», а реально облечься во Христа, стать членом Церкви, получить семя…

Кроме упомянутой выше цитаты из Киприана Карфагенского, могу добавить Григория Богослова: «Итак будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови ... Крестимся ныне, чтобы не потерпеть принуждения завтра; не будем отдалять от себя благодеяние, как обиду; не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено было нам дольше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами, не станем обременять себя сверх того, что можем понести, чтобы не потонуть вместе с кораблем и не подвергнуть кораблекрушению благодать, погубив все, когда надеялись получить дольше. Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком; пока не болен и телом и духом, или не кажешься больным для присутствующих, хотя и здрав ты умом; пока твое благо не в чужих руках, но ты сам господин ему; пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова тайноводства... Всякое время прилично для омовения, потому что во всякое время постигает смерть... спасение свое всегда соделывай, и всякое время да будет благовременно для крещения… Сколько нечаянных случаев! Или война потребила, или землетрясение подавило развалинами, или море поглотило, или зверь похитил, или болезнь погубила, или кроха остановившаяся в горле (ибо всего легче умереть человеку, хотя и высоко думаешь о том, что ты образ), или излишнее употребление пития, или порывистый ветер, или увлекший конь, или злонамеренно приготовленный ядовитый состав, а может быть и вместо спасительного оказавшийся вредным, или судия бесчеловечный, или неумолимый исполнитель казни, или сколько еще таких случаев, от которых в скорейшем времени бывает смерть, и никакие пособия не сильны остановить ее! Если же предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древле Израиль мощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием (Исх. 12, 13); тогда что может тебе приключиться? ...

Но ты опасаешься, чтобы не растлить в себе благодати, и потому отлагаешь очищение, как не имеющий другого? Что же? Не боишься ли, что подвергнешься опасности во время гонения и лишишься лучшего достояния - Христа? Ужели по сей причине станешь избегать того, чтобы и Христианином стать? Да удалится от тебя такой страх нездравого человека, такое рассуждение повредившегося в уме! Какое коварное ухищрение лукавого! Не имея возможности явно убедить тебя - презирать крещение, вредить тебе вымышленною осторожностью, чтобы тебе, чего ты страшился, когда сам не примечаешь, потерпеть то от страха, и поелику ты опасался растлить дар, чрез сие самое опасение лишиться дара.»

И всё же, спросите Вы, как быть с: сначала вера (Мф. 28,19) и покаяние (Деян. 2,38) , а потом крещение, как быть со словом «СОЗНАТЕЛЬНО»???? Что касается покаяния, то попытайтесь мне ответить, в чём нужно каяться ребёнку, если у него нет личных, а тем более осознанных грехов??? Что же касается веры, то по вере родителей Господь подавал исцеления их детям. (А ведь Крещение - лекарство от греха!) +

Мф.15:28 «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час»

Мк.9:24-27 « И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию… ». Господь исцелил и бесноватого лунатика по вере его отца. На этом примере наиболее явно выражено то, что именно вера отца, а не сына (не способного верить) сделала возможным исцеление.

Не стал Господь требовать веры и от дочери Иаира (Мк. 5,41), и от слуги сотника:

Мф.8:13 «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час»

Вот, четверо спускают с крыши расслабленного… «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5).

Вот как! И грехи прощаются по вере приносящих! Так веруют в Православной Церкви, принося детей к купели святого крещения. По вере их родителей и восприемников сообщается им благодать Божия. Думаю, и ЕХБ так могли бы верить, но догматика не позволяет.

Слова Спасителя о вере и покаянии не стоит относить к детям равно со взрослыми ещё и потому, что эта фраза имеет свое продолжение: кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16,16). Эти слова Христа могут быть относимы только ко взрослым людям, которые, конечно, прежде принятия крещения должны были уверовать, так как их неверие сделало бы их неспособными к восприятию благодати Божией. Неверие не как отсутствие положительного действия души (веры), а как наличие отрицательного. Так, например, в случае с Петром, неверие которого сделало его неспособным к хождению по водам посредством благодати Божией. Не просто, лишившись веры, он стал тонуть, а обретя сомнение (Мф. 14,30). Младенцы же, не имея веры, не имеют и неверия. Поэтому их нельзя считать неспособными к принятию благодати лишь по причине отсутствия у них веры.

Если же мы отнесём требования Христа (Мф. 28,19) и ко взрослым и к детям (как это делают протестанты), то эта палка о двух концах очень больно ударит по малышам. Получится, что все они осуждены. Кто не будет веровать, осуждён будет (Мк. 16,16). Неверующий уже осуждён потому, что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3,18). Верующий в Сына (взрослый) имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына (ребёнок?!) не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём (Ин. 3,36). Абсурд? Значит, речь тут не о детях, и ссылаться на повеление Спасителя: учить и крестить взрослых как на аргумент против крещения детей весьма недальновидно.

Итог по ответам А. из ЕХБ: Роман, все попытки оправдать детокрещение ссылками на Библию - это, извиняюсь, словоблудие, нет там крещения детей!!!

Как видим, если нечего возразить, используется ложный аргумент. Но ведь ни в Библии, ни в трудах Отцов Церкви нет указаний на обязательность крещения инвалидов и ... женщин с целлюлитом… Есть указательства на необходимость крещения для спасения, но нет никаких возрастных, классовых и др. ограничений! Поэтому я кратко прорезюмировал библейские слова, свидетельствующие о возможности крещения младенцев наряду со взрослыми:

Детей надо крестить, т.к. они рождаются с "греховным телом плоти" (Кол.2:11), нечистыми (Иов.14:4), во власти князя мира сего, будучи "по природе чадами гнева" (кстати, такими и остаёмся навсегда, если умираем некрещёнными...) (Еф.2:3), а совсем не чадами Божиими! Между ними (как и др. некрещёнными людьми), т.е. между теми, кто не во Христе, кто не новая тварь и Богом "великая пропасть", разделение. Христос Своей жертвой сокрушил преграду эту, дал возможность быть чадами Божиими, Кроме того, Христос - Новый Адам, начало новой твари. Вот только всё то, что Христос сделал для человечества на Кресте, сообщается (усваевается, даётся) нам именно в крещении, а не "при принятии Христа в своё сердце как своего личного Спасителя", т.е. не при уверовании. Спасение возможно только в Церкви, кот. есть Тело Христово, членом которого (не формально-юридически зачисленным, а реально) становится человек в крещении. Всё выше написанное и есть ОСНОВАНИЕ для крещения всех, НЕЗАВИСИМО от возраста!!! Крещение не обещание. Каятся младенцу не в чем. Просить даров по вере других нельзя только при условии, что ты лично (СОЗНАТЕЛЬНО) этого не хочешь... Так может быть по-баптистки получается, что у младенца есть злая воля, противящаяся соеденению со Христом???
"
Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article476.html