Торжествующая Церковь!
Уроки из Библии
Уроки из Библии

Торжествующая Церковь!

08.04.2005

Церковь, сохранившая веру...

Олег Козырев написал "Олег Козырев

ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОТРЯСЕНИЕ

Последние два года были самыми бурным временем в моей жизни, и не самым легким. Подобно многим братьям и сестрам настоящего и прошлого я задавался вопросом «Господи, почему?». И иногда действительно хотелось в ответ на реплики «если бы это все было неправильно, Господь бы вмешался» ответить словами Давида:

Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
Боже мой! я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нет мне успокоения.
(Пс.21:2-3)

Казалось, все основание жизни было потрясено. То, что раньше казалось незыблемым, вдруг стало песком. Те, кто казался примером в вере, вдруг променяли Христа на 30 серебренников И неожиданно часть из тех, кто был проверен испытаниями и показал свою верность Христу, вдруг оставили церковь и стали частью церкви другой.
Что происходит?!
И вдруг, неожиданно, все изменилось. Тучи отступили и яркий луч солнца пронзил тьму, буря сдалась пред тишиной, - все стало на свои места. Длинная цепь бесчисленных встреч, разговоров, размышлений, молитв, Писание, история, чувства – все это обрело то основание, которого (как я сейчас понимаю) все же не доставало. И самое забавное в том, что все эти годы это основание было под моими ногами. Оно давало мне силы все эти годы, а я не видел его. Не всегда доверял ему, время от времени пытаясь строить на песке.


ВЕЛИКАЯ НЕПОКОЛЕБИМАЯ ЦЕРКОВЬ

Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
(Пс.21:4)

Церковь непоколебима! Ни время, ни люди, никто не мог бы сдвинуть ее устои. Иисус заложил краеугольный камень своей Церкви:

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
(Матф.16:17-19)

Вдумайтесь в то, что здесь написано! Основание старого Завета – заповеди, записанные на каменных скрижалях. Камень нового Завета – человек. С грехами, с недопониманием, с трусостью иногда, но и с верой великой, любовью невероятной – обычный человек, рыбак, апостол, необразованный, но покорявший мудрых. Человек по имени «Камень». И на этом основании записан этот Новый Завет.
Иисус, кто сам был отвергнутым камнем, сделал таким же камнем своего ученика.

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер.31:31-34)

Вдумайтесь, что здесь написано! Этому завету не надо будет учиться. Этот завет будет вложен в сердца, во ВНУТРЕННОСТИ. От самого малого в Церкви до самого великого – все будут знать Господа! Слушайте, что говорит Писание.

Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы".
Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем не боги?
Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое - Господь.
(Иер.16:19-21)

Все народы будут собраны воедино в этой Церкви. Эта Церковь – не прибежище одной нации, или одного народа, эта Церковь – дом для всех языков, для всех наций. Здесь каждый друг другу брат или сестра.

Не хватит времени, чтобы перечислить все, что говорит Писание о Церкви. И можно задаться вопросом, зачем я все это говорю, если и так все понятно?

Потерпите еще немного. Пока же – несколько вопросов о чувствах.


ПОЧЕМУ?

На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
(Пс.21:5,6)

Давайте скажем прямо, не так уж мы что-то и знали все о доктрине в нашей церкви. Даже можно сказать, не было ее у нас в том виде, в каком обычно говорят о доктрине. Не было у нашей церкви ни катехизиса (сложно назвать Первые Принципы катехизисом), не было у нашей церкви толкового свода пониманий о причащении, воскресении мертвых, Святом Духе, Боге – Отце, Сыне – Христе – обо всем том бесчисленном, что касается веры. Но ПОЧЕМУ тогда совершенно удивительным образом так много из нас совершенно верно понимали учение об Отце, Сыне и Святом Духе? ПОЧЕМУ многие из нас настолько глубоко видели смысл Причастия, брака, крещения?
Есть две традиционные церкви, в которые перешли довольно много из наших братьев и сестер. Многие из них отмечали, что к их удивлению и православие и католицизм в части своего учения нашли у них глубокий отклик в сердце, как будто они встретили что-то свое, изначальное там. А ряд исследователей учения наших Церквей признает, что взгляды Церквей Христа гораздо ближе к традиционным взглядам, нежели обычное учение протестантов. ПОЧЕМУ так происходит?
ПОЧЕМУ мы могли проехать сотни километров и найти на другом краю земли ту же веру и те же чувствования? Откуда это потрясающее единство? Откуда это знание «малыми и великими» Христа?
ПОЧЕМУ многие из нас независимо друг от друга приходили к одним и тем же выводам, к одним и тем же чувствованиям?
ПОЧЕМУ жизни многих из нас так сильно изменил Господь?
Что же есть такого в основании Церквей Христа? Неужели дело все в Первых принципах? Или может, в личности Кипа? Или Энди? Или еще каких-то людей?
Или… или есть что-то более глубокое, что мы раньше не замечали? Или видели лишь фрагментами, или догадывались, но не называли это четко?

Зачем я все это говорю?
Потерпите еще немного.


ОСНОВАНИЕ НАШЕЙ ОБЩИНЫ

Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
"он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему".
(Пс.21:7-9)

Кто-то может подумать, что наше движение сейчас в упадке. А я отвечу – просто мы несколько отошли от своего основания. Мы чересчур увлеклись личностями людей и стали слишком много строить на них. Но это легко исправить. Надо лишь вернуться в Церковь, которую основал Иисус.
Реальность состоит в том, что есть вполне конкретное сообщество общин, которые обозначаются как Церкви Христа, ученики Христа (частью этого большого объединения являемся и мы – маленькое ответвление имени Кипа Маккина – Международные Церкви Христа).
Прежде, чем перейти дальше, я напомню о том основании, которое выбрало для себя сообщество Церквей Христа.
Изначально мы базировались на Писании. Конечно, все вроде бы базируются на писании, но наше движение началось именно с целью и с желанием восстановить христианство в его первоначальном смысле, не разделенное доктринальными барьерами и личными амбициями религиозных лидеров. Нетрудно заметить, что многие религиозные споры во многом упираются в личную неприязнь и неготовность руководителей общин встречаться, общаться и просто говорить друг с другом. (Если бы представить чисто теоретически, что кардиналы католичества и патриархи православие просто напросто были бы друзьями, духовными друзьями, которые ездили бы друг к другу в гости, любили бы друг друга, желали бы друг с другом говорить, не ввязываясь в дипломатические войны, неужели они бы не смогли бы найти единства? Конечно бы смогли! Русская Православная Церковь вполне прощает монофизитство ряда Восточных православных церквей и явно оказывает им больше любви, нежели вполне отвергающим монофизитство католикам.). Впрочем, я отвлекся.
Итак, желание и вера была одна – быть в единстве друг с другом, быть в единстве во Христе. И изначально ученикам Христа удалось сделать много в этом направлении. В начале прошлого века несколько крупных церквей объединились и стали одним целым. Казалось, мечта о неразделенном христианстве начала воплощаться.
Знали ли вы это?
Знали ли, что наше движение ИЗНАЧАЛЬНО было по сути ЭКУМЕНИСТИЧЕСКИМ (!!!). Но экуменизм этот был основан не на говорильне и не на внешнем объединении, а на единстве в ЖИЗНИ СВОЕЙ ВО ХРИСТЕ.
К сожалению, не все здесь получилось, личные амбиции лидеров движения раскололи его на три части. А мы сами появились тоже из раскола, который начал Кип Маккин.
Но вернемся к нашей истории. Вдумайтесь, изначально Церкви Христа хотели единства во Христе, хотели собрать в себя всех, кто верил в Бога и практиковал свою веру. При этом это единство не было построено на желании доминировать. В самом начале лидеры этого движения намеренно становились частями разных церквей, как бы «растворяясь» в общинах, жертвовали организацией ради более важного – единства Тела Христа.


ОСНОВАНИЕ, КОТОРОЕ НЕВОЗМОЖНО ПОКОЛЕБАТЬ

Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
(Пс.21:10-11)

От самого начала нашей жизни во Христе Бог был с нами! Он учил нас первым шагам во Христе, Он давал понимание и питал нас духовной пищей. Нам действительно посчастливилось стать частью Церкви, которая была именно той, непоколебимой Церковью, которую никакие силы не смогли бы поколебать.
Эта Церковь не принадлежит какому-то народу. Эта Церковь не принадлежит какому-то учению человека. Эта Церковь пронизывает собой тысячелетия, впитывая в себя всех тех, кто ищет единства с единоверцами, всех тех, кто не готов размениваться на мелочи местных традиций, местного понимания, местных учений человеков. Эта Церковь всегда побеждала, она была сильнее гонений, времен и перемен политических веяний. Эта Церковь всегда была сильнее любой традиции и любого человеческого понимания. Эта Церковь впитала в себя все лучшее, что смогли придумать те, кто хотел быть ее частью.
Нам посчастливилось быть в Церкви, в которой вы можете с равным вниманием взять опыт католиков, православных. Протестантов, христиан-одиночек. Весь этот огромный опыт тысячелетий – это – наше. Писание все проверит и взвесит и во всем поможет разобраться. Слово Бога и Церковь Живая, хранительница Слова – это поможет нам увидеть истинное в том гигантском нашем наследии. Все эти тысячи и миллионы христиан, что жили до нас, все те, кто верою своей пытался постичь Бога – все это – наше наследие: Августин, Златоуст, Афанасий, Мень, Кальвин, Лютер, Шмеман, Тертуллиан, Гус, Лойола, Климент, Папий… все эти тысячи сынов Церкви – они несли в эту Церковь все лучшее, что могли понять о Боге. Что-то видели, в чем-то ошибались, что-то сложно было оценить тогда – но все это – наше наследие. Наследие единой, неделимой и в полном смысле апостольской Церкви Христа.
Соединение верного основания веры – Слова Бога написанного - с верным основанием жизни – Слова Бога Живого в нас – все это соединяет нас в теле Христа.


НЕ РАЗМЕНИВАТЬСЯ ПО МЕЛОЧАМ!

Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
(Пс.21:12-19)

Есть много тех, кто хочет уже разделить общину, есть много тех, которые вольно или невольно не верят в то, что за той болью, через которую мы сейчас проходим, может вырасти нечто удивительное и живое. Есть и те, кто то основание, которое заложено было самим Христом в единой церкви и тот отклик, который возник на это основание при переходе в традиционную церковь, приняли за подтверждение правильности своего выбора.
Я лишь прошу вас, Церковь помнить, к чему вы были призваны. Помните о том основании, которое невозможно поколебать! Не дайте себе обмануться и не разменивайтесь на мелочи.
Тот духовный опыт, который есть в локальных церквях, он может быть получен в этой – ЕДИНОЙ ЦЕРКВИ. Зачем идти в локальное и фрагментарное, когда есть возможность быть частью единой вечной Церкви Христа, которая хранила верность Богу жизнями миллионов предшественников. Это видимый образ невидимой Церкви Христовой! Церкви, которая простирается меж веков и народов.
Также не слушайте отчаявшихся в вере, тех, кто увлекшись движением за людьми, не знает, что делать. Не верьте им, когда они будут говорить вам «мы не можем повлиять на все, мы можем быть частью только местной общины, поэтому давайте займемся местными делами и забудем о внешнем мире»! Не разменивайте Церковь на эти компромиссы! Единая Церковь Христа – это не церковь одного города, или одного района. Это Церковь, объединяющая ВСЕХ верных сынов и дочерей во Христе. И учение Христа о том, что боли и радости наши общие – это написано не для местных церквей, а для всей Церкви.
Не верьте тем, кто зовет вас к расколу! Раскол – это опять надежда на себя, на человека. Желание создать «самую правильную церковь». Это наивно и невозможно хотя бы уже потому, что не может человек создать Церковь, она уже создана и есть. Надо просто увидеть ее во всей ее силе и полноте, во всем ее Духе, воспевающем Бога.

Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, [избавь] меня.
Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
(Пс.21:20-26)

Церковь Христа способна вместить в себя всех, кто ищет Бога! Пусть будет разномыслие, пусть будут разные практики, хватит бесконечно друг друга выгонять!
И только нечистому закрыт сюда вход. Только упорство в грехах и отвержение учения Христа закрывает врата жизни этого города Бога.


ПРИВИЛЕГИЯ

О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами.
(Пс.21:26-29)

Некоторые из нас ведут себя так, будто мы – хозяева этой Церкви. Важно всегда помнить, Кто ее Господин. Мы – всего лишь слуги. Недопустимо быть гордым «я в самой правильной церкви». В тот момент, когда ты так подумал – ты из нее скорее всего уже вышел, сам не подозревая об этом.
Понимание того, что нам посчастливилось стать Церковью, которая строит на основании апостолов, Церковью, сумевшей сохранить Дух христианства первых веков, сохранившей Писание в живом, воплощенном в наших жизнях виде – это понимание должно ускромнять нас. Есть много и других подобных движений и наверняка Господь позволит нам быть едиными с ними. Но горе нам, если мы отступим от этого основания и начнем опять искать своего, человеческого. Тогда Отец опять напомнит нм, Чьи мы сыновья.
И очень очень важно отдать дань благодарности всем, кто ищет Бога, всем, кто хочет быть частью единой Церкви. Кто-то видит это единство в сохранении традиций – не будем слишком укорять их. Кто-то – в разработке нового учения – не будем слишком укорять и их. Если и можем мы им помочь, то только любовью и только тем, что сможем показать торжество единой Церкви Христа.
Церковь Христа – лишь видимый образ той невидимой церкви, что простерлась по этой земле. Возможно, не все будут собраны в одну церковь сразу. Наверное, поэтому есть эти притчи:

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Матф.25:1-13)

(Разумных дев – несколько)

14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:14-30)

(Слуг несколько)

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
(1Кор.3:10-15)

(Несколько строений)

Не все девы-церкви донесут свой светильник до прихода Христа. Не каждый, кто числится в этих церквях, сможет сказать «я пребывал в Теле». И поэтому каждой общине нужно быть очень внимательной к тому основанию, на котором она строит. И часть этого основания – поиск единства.


ПОМНИТЬ

Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
(Пс.21:30-32)

Помним ли мы о том, что помимо нашей миссии обратить все народы, есть еще миссия любви – сохранить всех, кто пришел к Христу (по крайней мере тех, кого можно сохранить)? Помним ли мы о том, что наша обязанность еще и собрать воедино всех верующих в Христа? Помним ли мы о том, что наши корни – в веках и что нам нельзя забывать о них? Помним ли мы, что Слово оживает нас именно когда мы живем этим Словом? Церковь – это место, где Слово Написанное – Писание встречается со Словом Воскресшим – Христом. Слово стало человеком и поселилось в наших сердцах. Мы – то основание Церкви, которое простоит века. Точнее – наши сердца – то основание. Если Слово будет написано в наших жизнях, если по нашим жизням можно будет это Слово прочитать – тогда для всех будет очевидно, Чьи мы ученики.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:35)


ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ

Братья и сестры, мы не должны забывать, куда мы пришли. Мы пришли не к рукотворенному. Зачем нам опять возвращаться туда, к этим мертвым делам рук человека?
Нам нужно заново переосмыслить, кто мы такие, во что действительно верим и откуда мы напоены.
Живые чистые источники веры текут из наших сердец неспроста. И эти источники нельзя засорять. Иисус поможет увидеть нам в нашем прошлом то, что ценно и стоит на скале. Мы сможем научиться у тех братьев и сестер, кто жил прежде нас. И поможет нам в том Христос.
Прежде всего Писание, прежде всего – Слово Бога, прежде всего – Слово Бога, живущее в нас Иисусом Христом!
Вот – основание Церкви Христа, которая простояла века и выстоит в день пришествия нашего Господа.

Люблю тебя, Церковь!

08.04.2005
"
Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article434.html