«О роли и значении» российской «духовной» интеллигенции в украинских событиях
Православие
Православие

«О роли и значении» российской «духовной» интеллигенции в украинских событиях

08.12.2004

В глубокомысленной роли поспешил, увы, выступить и о. Андрей Кураев, принявшийся оправдывать действия УПЦ Московского Патриархата.
[Критическое рассмотрение статьи А. Кураева о выборах в Украине]


Михайло написал "

<О роли и значении> российской <духовной> интеллигенции в украинских событиях


К сожалению, участие в агитации за В. Януковича принимали не только клирики Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Уже после второго тура выборов известный православный публицист диакон Андрей Кураев решил открыто присоединиться к <рекламе> провластного кандидата и даже попытался оправдать сам факт подобной агитации. Его статья <Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?>, продемонстрировала не только полную неосведомленность автора в <украинском вопросе> (некоторые его суждения о политике и региональных особенностях нашей страны могли бы <сделать честь> какому-нибудь затулинскому Константину Фролову), но и явную тенденциозность суждений. Рассмотрим основные тезисы о. Андрея:


1. Прежде всего, о. Андрей, не обращая никакого внимания на положения <Основ социальной концепции> (см. подробнее О <православном> кандидате, афонских старцах и <старце> Леониде Даниловиче) и явно противореча им, не ставит под сомнение правомочность самой агитации со стороны Церкви. Без каких-либо критических замечаний (!) он говорит об <активном и настойчивом участии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в президентской кампании>, о том, что Блаженнейший Владимир <дал благословение на участие в выборах только одному кандидату> - В. Януковичу, что <в храмах распространялись календари и листовки в поддержку именно этого кандидата>, что <даже в день выборов, 21 ноября, в храмах служились молебны о даровании победы не просто рабу Божию Виктору (оба кандидата носят одно и то же имя), а именно Виктору Януковичу> и что <была даже составлена специальная молитва с упоминанием этого имени в ее названии - <Молитва верных чад Украинской Православной Церкви за раба Божьего Виктора Януковича>. О. Андрей в своей статье не приводит ни единой строчки из <Основ социальной концепции> и даже не упоминает о существовании этого документа.


Беспринципное пренебрежение официальным документом РПЦ сполна проявилось в той ответной реплике о. Андрея на форуме его <именного> сайта, которую он дал одному из участников по поводу своей статьи:


Николаев Олег Николаевич: <а как же быть со словами из Основ социальной концепции РПЦ?>


д. Андрей Кураев: <Как, как... Как обычно: нужды ради применение закона бывает:>


Чем принципиально отличается такой ответ от иезуитского <цель оправдывает средства>? Если учительство Церкви так примитивно отбрасывается, Священное Писание (<не лжесвидетельствуй!>) цинично нарушается, то не становится ли о. Андрей каким-то православным иезуитом?


Об этом пишет в своей статье один из уважаемых киевских священников о. Богдан Огульчанский: <К сожалению, мы часто заменяем нравственность Евангелия корпоративной этикой. Другими словами - то, что нам представляется выгодным для нашего церковного сообщества - с материальной точки зрения, или в плане повышения влияния в обществе - мы поддерживаем. А нравственными ли средствами достигается поставленная цель - совсем уже не важно. Здесь мы, увы, следуем правилу иезуитов - цель оправдывает средства. Тем более печально, если эта цель достигается повышением напряжения в обществе и неприятием Православной Церкви со стороны оппонентов>.


2. Одним из главных тезисов статьи о. Андрея является утверждение, что причиной нынешнего политического кризиса в Украине является исторически сложившееся в стране противостояние Востока и Запада. Автор отрицает единство украинского государства: <По большому счету единой Украины сегодня не существует. Есть шесть разных регионов с очень разной историей, разной историко-культурной, национальной и религиозной самоидентификацией>. Более того, отдельные выражения о. Андрея указывают на отрицание им даже единства украинской нации, когда он, к примеру, говорит о галичанах как о <национальном меньшинстве> (<национальное меньшинство галичан-западенцев>). Именно в противостоянии Востока и Запада, причем окрашенном религиозно - <католический Запад и православный Центр и Восток> - он видит как причины происходящих ныне событий, так и оправдание агитации со стороны Православной Церкви в пользу одного из кандидатов.


Нынешнее противостояние в действительности происходит не между <православными> Востоком и Центром Украины и ее <католическим> Западом, а между проворовавшейся властью, потерявшей практически везде народное доверие, и самим народом. Прежде всего, абсолютно неверным является обозначение Запада Украины как <католического>. В западных областях (за исключением Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, где доминируют униаты) находится наибольшее количество приходов УПЦ (МП) - 47%, при том что плотность населения здесь значительно ниже, чем в восточных регионах. Совершенно неправомерным было бы утверждать, что западные области, проголосовавшие за В. Ющенко - Ровенская, Закарпатская, Волынская, Черновицкая - являются <католическими>. Количество православных храмов в пересчете на численность населения здесь намного выше, чем, скажем, в Донецкой и Луганской областях. О. Андрей не говорит ничего и о том, что за В. Ющенко проголосовал весь Центр Украины и даже некоторые восточные области - Сумская, Черниговская и Полтавская. В одной из южных областей - Херсонской - официальный перевес В. Януковича составил всего 10% (52% против 42%, с учетом фальсификаций, а последние составили более 30% по этой области в пользу <честного> Януковича). Всего в тех 16 областях Украины (из 25), где победил оппозиционный кандидат, находится 70% всех приходов УПЦ. Поэтому следует решительно отвергнуть тезис, будто за выбором украинского народа стоит конфессиональная составляющая и будто В. Янукович пользуется поддержкой <православного Востока>, а В. Ющенко - <католического Запада>. Скорее следует говорить о поддержке провластного кандидата в нескольких густонаселенных восточных регионах, религиозность населения в которых, кстати, в действительности намного ниже, чем в голосовавших за В. Ющенко центральных и западных.


3. Для обоснования <религиозной составляющей> в нынешних выборах о. Андрей приводит в качестве примера якобы использование Виктором Ющенко слова <пасторский> в обращении к христианам Украины. На основании всего лишь одной буквы (<пастОрский> вместо <пастЫрский>) и утверждения, что <пастора - обозначение проповедников в новопротестантских образованиях - пятидесятников, адвентистов и т. д.> (а как же лютеране, кальвинисты, баптисты?), о. Андрей делает следующее заключение: <Для меня одна буква в этом тексте значила очень многое: Это означает, что или сам Виктор Ющенко, или же люди, которые формируют его религиозную политику, причастны к неопротестантским группам американского происхождения. Так что, как видим, религиозная составляющая проявилась в деятельности прозападного кандидата>. В ответ о. Андрею совершенно правомерно было указано все на том же форуме его сайта, что в официальных пресс-релизах указанного обращения (опубликованных штабом В. Ющенко как на украинском языке, так и в русском переводе) было использовано слово <пастырский>, а ошибочное <пасторский> фигурировало лишь в сообщении пресс-службы ВОО <Гражданская Позиция>, не имеющей к штабу В. Ющенко прямого отношения. Таким образом, основанием для столь далеко идущих выводов о. Андрея послужило отнюдь не содержание заявлений В. Ющенко, а журналистская ошибка и последующее спекулирование о. диаконом вокруг одной-единственной буквы - прием, отнюдь не подобающий для дискуссии.


Кстати, наивысший процент протестантов в структуре украинского населения зафиксирован в Донецке (2%) и Киеве (2%), самый низкий - в областях Западной Украины (0,2%). В Донецке после атеистической зачистки советской власти протестантам проповедовать как раз несравнимо легче. А после православных политинформаций в пользу кандидата <от власти> у них появились весомые дополнительные аргументы на тему <беспринципности православия>.


4. О. Андрей говорит об агрессивности роликов В. Ющенко, в которых призывалось к очищению Украины от коррумпированной власти, названной <бандитами>. Такой лозунг, по опросам <Социального мониторинга>, поддерживает 92% населения Украины, тогда как доверяет власти лишь 8% населения. <Бандой> в Украине называют слившихся воедино коррумпированную высшую бюрократию и олигархов, которые ежегодно вывозят из страны многие миллиарды долларов (по некоторым сведениям, объем ежегодно вывозимого превышает бюджет Украины). Именно по этой причине В. Янукович на дебатах позиционировал себя как <новую власть> и притворно критиковал власть Л. Кучмы, Администрации Президента и <всей вертикали власти>.


Сомневаемся в том, что о. Андрей не знает о роликах против В. Ющенко, которые демонстрировались на центральных и местных телеканалах Украины. Вся Украина видела кадры, разжигающие межэтническую и межконфессиональную рознь, навязывающие миф о <националисте> и <фашисте> Ющенко, распространяющие недостоверные сведения о нем и его окружении. При этом телеканалы игнорировали запреты судов на демонстрацию таких роликов как лживых. И тем более не выполняли требования судов об опровержении содержащейся в них информации. Не видевшие эти ролики могут судить о степени их лживости по тому, что они были запрещаемы кучмовской судебной системой. Если бы их можно было хоть как-то оправдать, то таких судебных запретов, безусловно, не было бы. Так что высказывание о. Андрея: <Ролики штаба Януковича были подчеркнуто нейтральны и не несли в себе запала агрессии>, - так же необоснованно, как и тенденциозная интерпретация роликов В. Ющенко, ибо вся грязная работа делалась подлинным штабом Януковича - Администрацией Президента - при помощи технических кандидатов: Базилюка, Козака и Корчинского. После первого тура такие ролики показывали как <социальную рекламу> (!).


5. К сведению о. Андрея, украинские греко-католики уже давно требуют от Папы Римского учреждения Патриархата именно для большей своей самостоятельности. И у римо-католиков, и у греко-католиков нет организаций типа <Союза православных братств>, <Союза православных граждан> и <Путь православных>, которые выступали бы против существования самого государства Украины, отрицали существование украинского народа и языка (!).


6. К сведению о. Андрея, все церкви и религиозные организации Украины поддерживали требование свободного выбора народа, а М. Денисенко или Л. Гузар и дружественные им старцы не благословляли В. Ющенко на президентство.


7. Так же о. Андрей, наверное, не знает, что выбор Митрополита Владимира был в действительности свободным выбором Святейшего Патриарха Алексия и ОВЦС, отвечающего в МП за Украину. ОВЦС следовало бы сделать в начале кампании правильный анализ перспектив В. Ющенко и договориться о <взаимном нейтралитете> оппозиционного кандидата и УПЦ, что так и не было сделано. Да и теперь толкают к тому, чтобы УПЦ не <отступала от твердой линии>. Никогда не отступала. До самого конца: Просто больно смотреть на <свободные> решения УПЦ.


Православные агитаторы за В. Януковича открыто показывали, что цель (<православный президент, спасение Украины от фашистов>) оправдывает любые средства - и ложь в том числе. Но в данном случае ради <православной цивилизации> происходило нарушение заповеди <не лжесвидетельствуй>, а значит - отступление от Христа. Таким образом, происходила замена православного христианства на <православное язычество>, в котором главным объектом поклонения становится <Русь>. Эта новая богиня, поклонение которой для многих уже давно уже стало их подлинной религией, не имеет места в христианском вероучении. <Православный> же колорит не делает поклонение <Руси> христианством.


Пока не поздно, задумаемся о последствиях для Церкви


Участие УПЦ в пропаганде за В. Януковича оборачивается для большинства областей Украины, в которых население поддержало В. Ющенко, разочарованием в Московском Патриархате. И вряд ли УПЦ приобрела верующих на Востоке и Юге Украины благодаря своей позиции. Архиепископ Павел уже паникует, что народ перестал ходить в Киевскую Лавру. Это отнюдь не боязнь людей выйти на улицу, как он утверждает, - на улицах масса народа. Это симптом совершенно иного. От УПЦ отворачиваются интеллигенция, предприниматели, остаются же бабушки и <патриоты> <единого пространства с Россией>. И такими ресурсами УПЦ будет проводить миссионерскую деятельность среди населения Украины?!


Благословение Митрополитом Владимиром В. Януковича на президентство оказалось знаковым событием, которого народ Украины, вероятнее всего, никогда не забудет. <Агитаторы от России> это будут еще не раз напоминать. Худшее, что может произойти для УПЦ (МП) - это победа Януковича. И уже после года его президентства народ Украины с полным правом скажет: <Позор УПЦ, благословившей нам этого разбойника с большого террикона>.


ПРИЛОЖЕНИЕ


В качестве <приложения> приводим еще один отрывок из общения о. Андрея с паствой, на упомянутом выше форуме:


<А. Кураев: Кроме того, уже после выборов было совместное заявление католиков-раскольников-сектантов об их поддержке Ющенко.


Ю. Пидопрыгора: Но разве это доказывает, что Виктор Ющенко поддерживает этих <католиков-раскольников-сектантов>? Отец диакон, я уверен, что Вы прекрасно знаете логику и, следовательно, осведомлены о разнице между прямым и обратным утверждением, а также о том, что из истинности одного далеко не всегда следует истинность другого. Если бы, например, ассоциация колдунов вуду острова Гаити по каким-то своим причинам поддержала диакона Андрея Кураева в его деле проповеди Православия, из этого отнюдь не следовало бы, что диакон Андрей Кураев своей проповедью Православия поддерживает эту ассоциацию колдунов вуду и, тем более, колдовство вуду в целом.


А. Кураев: В любом случае карты уже розданы.


Ю. Пидопрыгора: Карты всегда можно и пересдать. Более того, если сдающий замечает, что колода крапленая, гораздо лучше ему САМОМУ СРАЗУ сказать об этом всем играющим, чем пускать игру на самотек - иначе САМОГО СДАЮЩЕГО могут обвинить в шулерстве.


А. Кураев: Для Ю. победившего или проигравшего УПЦ МП - проблемная зона.


Ю. Пидопрыгора: Думаю, что это далеко не так. Да, действительно, некоторая часть епископов, священнослужителей, монахов и мирян УПЦ МП по тем или иным причинам была вовлечена в предвыборную борьбу на стороне Виктора Януковича. Однако, многие также остались от всего этого в стороне, а другие поддержали и Виктора Ющенко. Мне известен один Владыка УПЦ МП, который, дословно, сказал, что <голосовать за Януковича - это поданафемное дело>, что, согласитесь, гораздо более сильное утверждение, чем <благословляю голосовать за> (я несколько раз об этом уже говорил на Форуме). Да и сам Блаженнейший Митрополит Владимир, несмотря на чудовищное давление на него со стороны власти, так и не высказался однозначно в поддержку Виктора Януковича. Его благословение, данное Виктору Федоровичу, безусловно имеет высокий ПОЛИТИЧЕСКИЙ вес, но по своей ЦЕРКОВНОЙ сути ничем не отличается от того благословения, которое Виктор Ющенко получил перед выборами от настоятеля храма УПЦ МП в своем родном селе Хорунжевке Сумской области. Да и после телеобращения о благословении, Блаженнейший Владыка уже не раз выступал с заявлениями, подчеркивающими, что в сложившейся ситуации миссия Церкви состоит не в поддержке одного из кандидатов, а в примирении противоборствующих сторон.


Так что никакого противостояния Виктора Ющенко и Церкви как целого нет, да и быть не может - как может любящий сын противостоять матери? А что касается конфликта между Виктором Андреевичем и отдельными иерархами и клириками Церкви, то мы должны надеяться и молиться, что он будет ими разрешен по-христиански, взаимным прощением и примирением.


Отец диакон, благослови Вас Бог за Ваши труды!


Молитесь, если можете, о грешных сторонниках Ющенко.


С уважением, Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ "

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article380.html