Психологическое насилие в "Церкви Христа"

Раздел библиотеки: "Механизмы контроля в МЦХ" 25.08.2003


Исследование психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В РЕЛИГИОЗНОЙ СЕКТЕ "ЦЕРКОВЬ ХРИСТА"

В данном разделе представлен подробный социально - психологический анализ и групповая динамика религиозной секты "Церковь Христа", которую одни исследователи считают одной из наименее опасных сект в мире, а другие наоборот - одной из самых опасных деструктивных религиозных организаций. Веским аргументом в поддержку последней точки зрения может служить тот факт, что "Церкви Христа" за ее радикализм официально запрещено действовать в учебных заведениях США и Великобритании.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СЕКТЫ "ЦЕРКОВЬ ХРИСТА"

"Церковь Христа" (Бостонское движение) классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:

  1. "Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы и права человека", прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г., а также в официальных обращениях участников этой конференции;
  2. Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций", 1996 г;
  3. Итоговом заявлении Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России", прошедшего 16-20 мая 1994 г. в Москве;
  4. Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим", 1996 г;
  5. Информационном бюллетене Новосибирского центра по борьбе с сектантством "Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности" (1996 г.).

Характерной особенностью "Церкви Христа" является детально проработанная система психологического давления на самих адептов культа и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит индивидуальный и групповой характер.

Сектой используются следующие методы: навязчивость, бомбежка(сверхопека) любовью, депривация (лишение) свободного времени, депривация сна, групповое давление, неадекватное питание, индоктринирование комплекса вины. Парадоксы, несоответствия Библии в доктрине и политике секты, представлены в Приложении № 18.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В "ЦЕРКВИ ХРИСТА"

Для адептов выявленными стандартными последствиями их пребывания в "Церкви Христа" являются следующие нарушения различного характера:

  • агрессивность в вопросах веры,
  • аномальные психические изменения,
  • деградация интеллектуальной сферы,
  • инфантилизм,
  • искаженное понимание Библии,
  • неполноценное духовное развитие,
  • обеднение лексикона, - адепты используют преимущественно внутренний сленг,
  • подавление способности критического и самостоятельного мышления,
  • подавление самостоятельности,
  • потеря адептами друзей вследствие замкнутости на общении с членами секты,
  • потеря интереса к учебе или работе.

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО "ЦЕРКВИ ХРИСТА"

Главный принцип - принцип "многоуровневого маркетинга"- привлекай новых членов и становись их начальником (формирование карьеризма): Плох тот "ученик" (член секты), который не мечтает быть лидером (по аналогии с поговоркой - "плох тот солдат, который не мечтает быть генералом").

Главная деятельность - привлечение новых членов: "спасись сам - спаси других". Привлечение активное, агрессивное, манипулятивное, через "конфессиональную анонимность", ложь, полуправду (сокрытие важной информации, которая может сразу отпугнуть человека от секты).

Главный товар - "место в раю".

Главный аргумент - запугивание адом.

Главные обязанности адепта - приводить новых людей и сдавать денежные взносы.

Формирование стремления к иждивенчеству у адептов - быть профессиональным верующим ("Работать на церковь") и получать заработную плату из фонда секты.

Идеализация секты - рекламирование самого позитивного и отрицание наличия негативного внутри.

ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - "ICOC - International Church Of Christ" - "Международная Церковь Христа".

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ - ЦХ (Церковь Христа), Бостонское движение.

МЦХ -"Московская Церковь Христа" - представительство ICOC в России. Представительства в других городах подчиняются МЦХ. Свою секту адепты называют “Царство Бога” и “Семья Бога”.

ОСНОВАТЕЛЬ - Кип Маккин, который в 1979 году, отколовшись с группой студентов от традиционной Церкви Христа США, нарушил один из главнейших принципов своей нынешней "Международной Церкви Христа" - внес раскол в церковь. Пастор Кип Маккин был назначен в небольшую протестантскую общину в город Бостон (штат Массачусетс, США), где начал проповедовать собственное учение. Большая часть прихожан тогда покинула его приход, но вскоре стали появляться новообращенные. "Церковь Христа" основана в 1979 г. как "Бостонская Церковь Христа". В отзыве об обвинениях своей секты в психологическом насилии, К.Маккин отождествляет себя ни с кем иным, как с Иисусом Христом: "...Обвинения эти были очень эмоциональны, сопровождались характеристиками типа "бомба любви", "промывание мозгов", "секта"... Обвинения в адрес Христа почти всегда сопровождались эмоциональным накалом - его называли "одержимым бесом", "богохульником", даже семья называла Его "лишенным рассудка". Первая церковь обвинялась "повсеместно"."(Кип Маккин. / Сопроводительная брошюра к 6-й конференции 11-13 июля 1997. Стр.14). Себя К.Маккин называет “Евангелист Мировых Миссий Международных Церквей Христа”.

ЦЕЛЬ - обратить весь мир в себе подобных. Целью "Церкви Христа", является "при жизни одного поколения осуществить "евангелизацию всей планеты", возрождение христианства в том виде, в каком оно было в 1 веке". Все члены "Церкви Христа" убеждены, что живут по Библии, они утверждают, что именно "Церковь Христа" призвана возродить "чистое" христианство - такое, каким оно было во времена апостолов. К.Маккин заявляет: "Я верю всем моим сердцем, что Бостонское движение является современным движением Бога".(Кип Маккин. Сиять как звезды / Сопроводительная брошюра к 6-й конференции 11-13 июля 1997. Стр. 20 ).

ДОКТРИНА - примитивное, искаженное, буквалистическое толкование Христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых состоит в подавлении рефлексии, критического чувства и мыслительных способностей человека.

Ниже представлена схема поэтапного формирования мотивации в "церкви христа".

ФОРМА ПОДЧИНЕНИЯ - авторитарная иерархическая организация. Тотальный контроль за всеми сферами жизнедеятельности адепта. Некоторые известные исследователи, в частности заведующий кафедрой сектоведения ПСТБИ А.Л.Дворкин, убеждены, что “Церковь Христа” по форме подчинения является полувоенной организацией, где начальник (наставник, лидер) всегда прав, и его указания должны безоговорочно исполняться. Причинами этому могут служить факты из автобиографии основателя секты К.Маккина: "Я родился в Индианаполисе, штат Индиана, 31 мая 1954 года. Как и многие молодые люди того времени, я был вдохновлен теми, кто отвергал компромиссы и хотел пожертвовать всем ради "настоящих дел". Мой отец, который служил адмиралом в американском флоте, не только оказал на меня значительное влияние, но и стал моим первым примером лидера, стремящегося к великолепию. Всегда очень заботливая и радушная, моя мама дала мне невероятную страсть к жизни". (К.Маккин. / Сопроводительная брошюра к 6-й конференции 11-13 июля 1997. Стр.5).

ОСНОВНОЙ ПОСТУЛАТ: ученик = христианин = спасенный.
На этот счет существует масса исследований христианских теологов и священников, значительное время назад выявивших и уверенных в том, что:

УЧЕНИК (Христа) - священнослужитель;
ХРИСТИАНИН - последователь учения Иисуса Христа, принадлежащий к христианской вере;
СПАСЕННЫЙ - человек, покаявшийся в грехах, и принявший обряд крещения.
Следуя же формуле, провозглашаемой К.Маккином, уравнивающей все эти три понятия, каждый, кто хочет "попасть в рай" должен одновременно быть и "учеником", и "христианином", и "спасенным", совмещая в себе образы жизни, мысли и тип поведения, присущие всем этим трем терминам. Если в священнослужителе и могут сочетаться все они одновременно, то, начиная с остальных людей, начинаются серьезные проблемы: с одной стороны - человек не должен быть священнослужителем в традиционном понимании этого слова, с другой стороны - быть им, но лишь в той мере, в какой трактует "Церковь Христа". То есть - человек не должен служить в храме, а должен работать, зарабатывая как можно больше денег, а затем отдавать их в сбор, а также все свое свободное время Церкви Христа, служению ее идеалам. В переводе с греческого слово "Христианин" обозначает "как Христос", и поэтому К.Маккин утверждает, что каждый без исключения человек, чтобы попасть в рай должен "быть как Христос", то есть иметь точно такой же образ жизни (Причем Его аскетизм как-бы опускается). И недостаточно просто жить по библейским заповедям, как завещал Иисус Христос. Но это понимается в том свете, что человек должен отказаться от своих убеждений, устремлений, вступить в "Церковь Христа" и все свое время тратить на встречи с единомышленниками и привлечение новых членов. Причем дружить и создавать семью можно только с членами секты "Церковь Христа", провозглашающей себя "единственно правильной церковью на планете Земля". К.Маккин заявляет, что он "получил откровения от Бога", и ему "открылось значение написанного в Библии".

DPI - "международное издательство учеников" - издательство ЦХ. Управляется семьей Джонс.

ФОНД "НАДЕЖДА ПО ВСЕМУ МИРУ"

Благотворительный фонд "Надежда по всему миру" - дочерняя организация "Церкви Христа", в которую направляется часть денежных сборов секты. Логотип представляет собой силуэты пяти бегущих, взявшихся за руки детских фигур. Цвет - зеленый на белом или наоборот. Лидеры секты постоянно утверждают, что: "Надежда по всему миру" - не религиозная организация. Но, тем не менее, ее членами - сотрудниками и добровольцами могут быть только члены "Церкви Христа". В данном случае налицо ложь. Ее причиной является тот факт, что серьезные светские организации предпочитают не связываться с религиозными сектами и их дочерними организациями. А так как объектом заботы в "Надежде по всему миру" преимущественно являются дети из приютов, интернатов, домов ребенка, то члены фонда тщательно скрывают свою принадлежность к "Церкви Христа". Управляющие фондом - лидеры "суперрегионов", "секторов" города. Президент - К.Маккин (он же верховный иерарх секты). В России - управляющий фонда - Шон Ли Вутен. Головная организация также находится в Москве. Сотрудник фонда обязан быть "духовным" - то есть по всем требованиям соответствовать "стандарту ученика"(см. Приложение № 13). Если сотрудника фонда обвиняют в "недуховности" (нарушении законов, негласного устава секты), его изгоняют из фонда под предлогом, что он: "не может работать на Надежду". В "Церкви Христа" считается, и пропагандируется, что "работать на Надежду" - "это привилегия" (цитируется дословно). Поэтому многие члены секты стремятся заслужить возможность "работать на Надежду". "Работать на Надежду" - это значит числиться штатным сотрудником благотворительного фонда "Надежда по всему миру" при "Церкви Христа" и получать фиксированную заработную плату. Это желание культивируется, подкрепляется и поощряется лидерами секты. Значительная часть членов секты так или иначе являются "добровольцами Надежды", в силу того, что:

  1. Формируются и направляются в приюты, интернаты, дома ребенка "команды добровольцев", которые состоят только из "духовных учеников".
  2. Периодически проводятся олимпиады, фестивали для детей из этих учреждений, где необходимо большое количество добровольцев (волонтеров).

Открыто стремящихся "работать на Надежду", организация использует как бесплатную рабочую силу. Такое использование "учеников" практикуется во всей секте лидерами и в частности, при:

  • перевозе личного имущества;
  • ремонте помещений, автомобилей;
  • "субботниках" в квартирах и офисах лидеров; и т.п.

Для поощрения такого бесплатного труда обычно используются стандартные фразы из двух слов: "Спасибо брат!" или "Спасибо сестра!" и легкое обнимание. Причем фраза произносится обязательно с улыбкой и дружелюбным выражением лица. Нередко при этом выражение глаз человека диаметрально противоположно его вербальному дружелюбию. Этот бесплатный труд расценивается как "духовность", а "ученик" - "отдающим". Впоследствии такой "ученик" может быть рекомендован к повышению звания в иерархии секты.

КОНФЕРЕНЦИИ В "ЦЕРКВИ ХРИСТА"

Бывают " двух видов:
  1. Общероссийские;
  2. Для женщин.

На общей конференции Московская "Церковь Христа" должна присутствовать в полном составе, а страны СНГ присылают свои делегации, в составе примерно 5-10 человек. Каждая конференция имеет свой порядковый номер, название, символику, специальная литература. Например: "Пятая конференция учеников "Бежать чтобы выиграть", "Шестая конференция учеников "сиять как звезды" (см. Приложение).

На конференции:
  1. обязательно проповедует иностранец - (гражданин США, Канады, Великобритании).
  2. Темы проповедей должны соприкасаться с названием конференции. Например на "пятой конференции", жизнь "ученика" сравнивалась с бегом на длинную дистанцию, цель которой - выиграть, попасть в рай.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВНУТРИ "ЦЕРКВИ ХРИСТА"

ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ происходит в ЦХ за всей жизнью каждого адепта - за сознанием, мышлением, эмоциями, информацией. Это происходит через специально организованные и ориентированные наставником "беседы", "время учений", "время с наставником", "тихое время", "семейное время", "покаяние", обязательные для каждого адепта.

Управление - имеет тоталитарный характер, высший всегда прав, потому, что он - якобы "богом поставлен". Наставник назначается исключительно сверху.

ОЦЕНКУ ВЫСШИМ ЛИДЕРАМ в ЦХ давать запрещено, и лидеры не обязаны отчитываться.

ПАРУ адепту разрешается искать только среди других адептов ЦХ.

ЧЛЕН СЕКТЫ называется "ученик". Среди адептов ЦХ приняты обращения друг к другу: "брат", "сестра". Остальных называют "мирские".

НАЗЫВАТЬ принято друг друга только по именам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ВСЕХ СБОРИЩ вменяется в обязанность каждому члену секты. Посещать предписано сборища того подразделения, к которому адепт приписан.

СТАНДАРТ АДЕПТА ("УЧЕНИКА"). "Настоящий ученик" должен прежде всего иметь следующие качества:

  • "горячесть" - религиозный фанатизм, постоянное привлечение новых членов; Недостаточно “горячий” (фанатичный) адепт пренебрежительно называется “тепловатым”.
  • "щедрость" - сдавать указанное количество денег;
  • "открытость" - рассказывать о себе и других адептах все без исключения по первому требованию наставника; Аргументируется обязательная "открытость" примерно так: "Если у вас малейшие недосказанности, сомнения, обиды, чувство боли, не позволяйте дьяволу, этому рыкающему льву, завладеть вами; будьте открыты и попросите о помощи. Иначе вы будете ближайшим кандидатом на то, чтобы уйти и быть съеденным заживо" (Кип Маккин. / Сопроводительная брошюра к 6-й конференции 11-13 июля 1997. Стр. 25 ).
  • "духовность" - знание текста Библии и умение манипулировать отрывками из нее, а также иметь убеждения в идеальности, эксклюзивности, истинности и исключительности ЦХ.

ПОДМЕНА. В ЦХ как и в большинстве подобных организаций происходит манипуляция религиозными чувствами людей и подмена понятия "мы" (верхушка секты), понятием "Бог". На сборищах проповедники используют такие фразы, как:

"Бог хочет, чтобы Вы любили его и отдавали больше денег в сбор, больше приводили людей, больше стремились подражать лидерам, меньше думали и больше делали!"

Люди, некомпетентные в вопросах религии и психологии влияния не могут обнаружить подвох и верят этой лжи. А если начинают сомневаться - это им вменяется в грех и им индоктринируется комплекс вины. (Мой "наставник" постоянно удивленно спрашивал меня: "Ну почему ты со мной не советуешься?". Это при том, что он намного лет младше меня по возрасту и имеет только среднее образование. А я никак не мог понять - зачем мне его советы, когда я и сам прекрасно принимаю решения относительно своей жизни).

ОБЪЯСНЕНИЯ в "Церкви Христа" строятся по принципу "направленного домысливания" - при поучениях, нотациях, используются фразы, которые начинаются со слов:
"А ты уверен, что..."; "Не считаешь ли ты, что..."; "Как ты думаешь, а правильно -ли будет, если...". Причем, если ответ не соответствует преследуемой "наставником" цели, то он корректирует вопросы с целью добиться от подопечного нужного ответа - "Да", или "Нет". После этого цель достигнута - человеку навязана определенная установка.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ. Несмотря на утверждения "учеников", что "они не религиозны", религиозности у них хоть отбавляй. Одним из подтверждений этому может быть тот факт, что перед принятием почти каждого, даже малозначительного решения, или совершения действия, перед началом спортивного состязания - обязательная молитва.

СОВМЕСТНАЯ МОЛИТВА. Даже, несмотря на то, что Библия утверждает, что молитва - это дело индивидуальное и должна совершаться в уединении, в "Церкви Христа" практически все молитвы совместные, демонстративного свойства. Один начинает молитву, остальные продолжают по очереди. В данной ситуации происходит контроль эмоций, сознания, мышления и информации. Так как молящийся раскрывается в своих устремлениях, мыслях перед окружающими его адептами. И если они даже немного отходят от внутригрупповых норм, принятых в секте, то на него обрушивается поток критики. Причем с помощью сплетен негативная информация распространяется на большое количество адептов, которые затем подходят и говорят "Я буду молиться, чтобы ты изменился!", "Тебе нужно покаяться!", "Я в тебе разочаровался!", и т.п. Далее происходит череда нотаций наставников, и установки адепта корректируются до нужных убеждений( до соответствия доктрине секты).

ВЫГОДА ДЛЯ СЕКТЫ. Любая деятельность человека, его устремления, цели, мотивы, ценности, рассматриваются с точки зрения выгоды для секты. Например:

  1. Человек учится в вузе на вечернем отделении. Отсутствует на очередном сборище.
    Наставник: "Что для тебя важней - Бог или учеба?"
  2. Человек пропускает воскресное сборище из-за того, что есть дела на садовом участке.
    Наставник: "Я вижу ты свою дачу любишь больше Бога!"

Для лучшего отображения реальной структуры и деятельности Московской Церкви Христа", в Приложении № 4 приведены фрагменты из опубликованных в 1995 году в журнале "Альфа и Омега" воспоминаний бывшего приверженца МЦХ С. Глушенкова, рассказывающего о своем пребывании в секте.

ЗАПРЕТ НА РАЗГЛАШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ существует для каждого члена секты. Общение с журналистами, репортерами и незнакомцами, "задающими много вопросов", членам "Церкви Христа" запрещено. Этот запрет мотивируется тем, что, кто - то, получивший "ненужную" информацию возможно попытается использовать ее против "Церкви Христа". Если выявлен нарушивший это правило, то он подвергается различным санкциям, в зависимости от серьезности последствий для "Церкви Христа".

ТАЙНА ИСПОВЕДИ отсутствует, как таковая. Более того, члену секты надлежит быть "открытым перед братьями" и публично каяться в грехах. То есть - тайна исповеди не только не соблюдается, но даже придается широкой огласке. Наставник, узнав о грехах подопечного часто просит людей из других групп "молиться за грешника", рассказывая суть греха, после чего - через небольшой промежуток времени о "грехе" и его "носителе" узнает максимальное число адептов, а реально "молятся за грешника" минимальное число адептов.

ПОКАЯНИЕ в грехах происходит в гомогенной группе (среди однополых "учеников") при всех. Лидеры вдобавок часто рассказывают о своих прошлых грехах, до прихода в секту, со сцены, в порядке очереди, установленной их наставниками. Причем чередуются покаяние "братьев" и "сестер" (мужчин и женщин). Излюбленное покаяние - в "половой распущенности" и "онанизме" (мастурбации).

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТАЗ И ПОКАЯНИЕ. Человек в религиозном экстазе начинает каяться в тех грехах, которые он не совершал. Это происходит по причинам идентификации с группой, которая является для него референтной, то есть человек стремится быть похожим на свое окружение. То есть, если в группе приняты определенные правила (будь то вышеуказанное, или нечто иное) для человека важно следовать этим правилам, чтобы получить привилегии или заслужить поощрение.

В ситуации "рассказов о прошлых грехах" - чем больше и страшнее были прошлые грехи, тем больший ажиотаж вызывает покаяние у рядовых слушателей из членов секты – это бурное поощрение и одобрение, которые вызваны тем фактом, что теперь этот человек "такой же, как и они", из "самых лучших и замечательных", "самых правильных и святых", "лучей света в темном царстве", "богом избранных" людей. Лидеры как бы "соревнуются" в количестве и тяжести совершенных ими до вступления в секту грехов на "собрании для учеников". Они "вспоминают" совершенные ими грехи с показательным "отвращением", как бы "отказываясь от себя прежнего", и свой монолог обязательно заканчивают словами: "...А теперь я изменился, бог очистил меня и простил!...". Причем их интонации звучат так, как будто "сам Бог им лично об этом сообщил". Самоуверенность является одной из необходимых черт характера "ученика", а тем более лидера в секте.

Всегда "проповедь" сопровождается истеричными выкриками из зала, например:

  • "Давай Шон!(Саша, Миша, и т.п.);
  • "Мы с тобой Шон!";
  • "Скажи нам Шон!".

Интроспективный анализ и наблюдение за адептами позволил автору наблюдать и ощутить пример изменение отношения к "кающемуся".

Человек начинает жалеть кающегося, сочувствовать ему. Кающиеся, унижая себя, "возвышаются" в его глазах. Человеку нередко хочется обнять их, поблагодарить за "урок". Затем человека переполняют радостные чувства солидарности, причастности к чему - то великому, хорошему, чего он искал всю жизнь. Он ощущает себя частицей целого организма, и не замечает, как теряет свою индивидуальность. Человек не чувствует что его сознанием манипулируют. Срабатывает "стадионный эффект".

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕКТЫ. В проповедях, разговорах, предписаниях создаются иллюзии гармонии и счастья внутри секты, а снаружи, где человек реально живет - иллюзии несчастья и пороков. "Внешний порочный мир" становится объектом ненависти - сброса негативных эмоций, а секта, и все, что с ней связано - наоборот. Нельзя иметь общих дел с чужими - "мирскими" людьми, но тем не менее необходимо "строить с ними отношения" - под различными предлогами заманивать в секту, рекламируя ее достоинства. Главный аргумент - "если ты поменяешь свои убеждения и уйдешь от нас - над тобой все будут смеяться как над человеком с нестойкими убеждениями...".

ВЛАСТЬ НАД АДЕПТАМИ. "Церковь Христа" учит быть скромными, все принимать со смирением, все наставники, лидеры - начальники, якобы "от бога". Оценивать и критиковать секту и вышестоящих запрещено. К критике своей секты у лидеров однозначно негативное отношение: "Борцы против сектантства", так же как сатана, чьими инструментами они и являются, пытаются разрушить веру учеников через размывание их доверия лидерам и доктрине церкви".(Кип Маккин. / Сопроводительная брошюра к 6-й конференции 11-13 июля 1997. Стр.25). "Враги и критики, Пилаты и Иуды всегда будут в изобилии" (Там же, стр.4). "Что же касается тех, кто продолжает идти против нас - они потеряны. И не из-за того, что их крещение больше недействительно, но Библия ясно говорит, что восстающий против лидеров Бога и раскалывающий Его церковь, фактически, идет против Бога. Итак, непокоряющийся становится потерянным из-за того, что не имеет правильной веры"(Там же, стр.27). Из цитат видно, что К.Маккин приписывает лидерам секты божественный промысел, преподнося их как святых, чье слово - закон для остальных людей. Под "правильной верой" К.Маккин подразумевает доктрину ЦХ.

Лидеры секты не стесняются в выражениях против своих бывших друзей и собратьев, которые слепо не следуют доктрине секты, и это видно из следующих слов К.Маккина: "Эд Пауэр, ведущий евангелист Индианапольской церкви Христа, подобно Корею, будучи исполнен обид и эгоистичных амбиций, ввел в заблуждение целую общину и способствовал тому, что многие потеряли веру и отвернулись от Бога..." (Там же, стр. 27).

УШЕДШИЕ КАК НЕГАТИВНЫЙ ПРИМЕР. На бывших адептов, покинувших по каким - либо причинам секту списываются все проблемы, недостатки, грехи, и вина. Они становятся "негативным примером". Часто практикуется так называемое "посмертное отрезание". К ним отсутствует любое сочувствие. Человек, изъявивший желание вернуться в секту обязан пройти унизительную процедуру написания самообличающего письма, в котором он должен:

  1. Обличить себя, перечислив свои грехи;
  2. Признать истинность и идеальность секты;
  3. Дать обещания исправиться.
Письмо систавляется с помощью группы наставников и затем зачитывается со сцены. Желательно, чтобы оно вызывало слезы. Этот механизм заставляет колеблющихся адептов остаться в секте.

ЧТО В ЦХ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННОСТЬЮ:

  1. Сколько "накрестил" - привел в секту;
  2. Сколько было гостей на сборище;
  3. Сколько лет в секте;
  4. Сколько денег отдает в сбор;
  5. Какую ступень занимает в иерархии лидерства;
  6. Насколько влиятельны друзья из числа адептов.

ДЕНЕЖНЫЕ СБОРЫ В "ЦЕРКВИ ХРИСТА"

Бывают двух видов: Обязательные и желательные.

Обязательные: Происходят только на закрытых для посторонних сборищах.

  1. 10 % от всех доходов ежемесячно ("ученический сбор");
  2. 100 % доходов за месяц 1 раз в год ("особенный сбор");
  3. Целевые сборы с фиксированной суммой (например на приобретение какой- либо техники, мероприятия, аренду помещения, вечеринки, "беседы").

Желательные: Суммы желательных поборов в этой секте не ограничены. <.p>

  1. пожертвования на внутренние нужды;
  2. пожертвования в благотворительный фонд;
  3. пожертвования на открытие представительств в новых городах;

Если по каким-либо причинам "ученик" не сдал деньги (все равно обязательный или желательный побор), то устраивается разбирательство, которое заканчивается как правило санкциями против "ученика".

Из достоверных источников известно, что по России представительства "Церкви Христа" в целом за 1 год собирают со своих членов и гостей на сборищах около 1 миллиона долларов США. Существует также и постоянная зарубежная материальная помощь от 100 тысяч долларов. Выдержки из финансовой статистики секты представлены в Приложении № 16.

На нужды рядовых членов секты выпадает совсем небольшой процент. В основном деньги тратятся высшими лидерами, которые имеют "неограниченные кредиты". Это естественно, практически для любой секты. Высшие лидеры не пользуются общественным транспортом, предпочитая личный автотранспорт или такси. Одежду приобретают только в самых дорогих и престижных магазинах, квартиры снимают только самые дорогие и в самых престижных районах города. Например: Шон Ли Вутен, лидер МЦХ, коллекционирует все "ноу-хау" независимо от цены. Другой лидер Энди Флеминг предпочел приобрести диван с двумя креслами из красного дерева, стоимостью 14.000 долларов США. Все оплачивается из финансовых поступлений от сборов. Лидеры привыкают к подобному образу жизни, к роскоши. Когда такой лидер покидает секту, он лишается всего - источника дохода, квартиры, автомобиля. И если человек не имеет профессии, талантов, способностей к чему - либо полезному, не может себя нигде реализовать, кроме секты, то вряд ли он покинет свое "свято место", которое, как известно "пусто не бывает".

ПООЩРЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К ВЛАСТИ И АМБИЦИЙ, НАСТАВНИЧЕСТВО.

Культ построен по "пирамидальному" принципу (см. Приложение № 5), для сект характерна жесткая иерархичность, строгая подотчетность "учеников" лидерам.

При чем:
  1. Лидер может быть назначен исключительно сверху.
  2. Лидером может стать лишь фанатично преданный секте адепт.

Каждый лидер является наставником приписанных ему нижестоящих адептов.

У каждого "наставника" есть несколько "учеников", которые, в свою очередь, являются "наставниками" и имеют своих "учеников", и так далее. "Наставник" постоянно контролирует "учеников", принимает от них ежедневные отчеты обо всем, что с ними произошло за день. "Ученики" ответственны перед "наставником" за каждый свой шаг. Этим достигается контроль каждого адепта культа и поддерживается строгая дисциплина. Главная цель всего этого - создать атмосферу, в которой наставник всегда прав, его слово - окончательно, его власть - абсолютна. Тот же принцип соблюден в административном строении ЦХ: Бостонская церковь управляет двадцатью четырьмя столповыми церквами, которые, в свою очередь, основывают свои дочерние церкви в разных местах. В каждом регионе обязательно присутствует гражданин США, который контролирует ситуацию. Все лидеры выше руководителя региона не имеют прописки. В каждом городе есть ответственный по ЦХ администратор.

В обязанности "наставника" входит:
  1. полный контроль над подопечным (в том числе и за его мыслями);
  2. докладывать все о своем подопечном вышестоящим лидерам, и в первую очередь об отступлении от правил секты;

Причем это "наушничество" не только поощряется, но и провозглашается одним из главных принципов "Церкви Христа". ( Это так называемая "открытость").

В "Итоговом заявлении" Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России" (16-20 мая 1994 г., Москва) записано: "Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению".

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

В адептах формируется и подкрепляется наряду с религиозным фанатизмом, желание "расти духовно" - расти по иерархическим ступеням, "работать на церковь" (получать зарплату примерно 200 долларов США за успешное привлечение новых членов, быть "профессиональным верующим").

Этапы карьерного роста адепта в иерархии "Московской Церкви Христа" (фрагмент внутренней статистики): ученик, лидер беседы (привел в культ 2 человек), лидер семейной группы (привел 5 человек), руководитель сектора (15 человек).

Для "быстрого роста в вере" необходимо скрупулезно соблюдать шесть приведенных в специальной брошюре правил. В частности, пункт № 4 предписывает следующее: "Делись об изученных уроках с более зрелыми учениками, которые смогут проверить, насколько глубокие убеждения ты берешь из них... С рвением следуй советам изменить что-то в себе". "Рвение" и "глубокая убежденность" присутствуют в проповеди основателя "Международной Церкви Христа" К.Маккина: "Время не бояться сказать: Я человек Бога! Я несу слово Бога. И это мое послание - послание Бога...(!) 1979 - одна церковь с 30 будущими учениками. Бог взял и к 1990 создал всемирное движение - 65 церквей, 20 тысяч учеников, сорокотысячные службы, 26 наций. И Ангелы пели: "Слава! Слава! Аллилуйя!" Время присоединиться к этому хору Ангелов ... Есть одно движение, движение Бога. Вы избраны вести его в странах, районах, городах, секторах, "беседах... Нужно создать момент силы. Как это сделать? Это когда лидеры собираются вместе!.. Потом - организация. Как делать лидеров, где их брать? Ищите в водоемах, где мы крестим людей ... Нам нужно крестить людей... Нам не нужно 1, 2, 3 таланта. Нам нужна толпа таких людей". Все достаточно просто и располагает к действию. Если Христос в каждом человеке видит прежде всего личность, образ и подобие Божие, то основателя "Церкви Христа" интересует, по его признанию, главным образом, толпа. Таинство крещения низводится К.Маккином до конвейерной обработки. Определенно, он обладает достаточным талантом внушения и глубокими знаниями психологии влияния.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВЫХ ЧЛЕНОВ

Для пополнения членства, источника финансирования и поддержания своего престижа, "Церковь Христа" использует стандартные методы для любых организаций, и старается привлечь в свои ряды:

  1. Богатых людей - чтобы обогащаться за их счет;
  2. Известных людей - чтобы "гордиться ими";
  3. Красивых людей - чтобы с их помощью привлекать новых членов, так как красивый человек внушает больше доверия, чем некрасивый.

Лучше всего, когда эти три характеристики сочетаются в одном человеке. А если он обладает достаточным уровнем внушаемости, то он - идеальный объект для сект.

Примером тому могут служить следующие данные:

Джон Траволта, известный голливудский актер по совместительству является "публичным лицом" секты "Церковь сайентологии".

Игорь Сорин, бывший участник поп группы "Иванушки-интернешнл", театра "Ученая обезьяна", мюзикла "Метро" - был членом секты "Белое братство" и как следствие - совершил самоубийство.

Кристиан Рей российский поп-исполнитель, бывший участник поп - группы "МФ-3" сейчас является членом и лидером одного из подразделений секты "Церковь Христа".

Что касается пополнения "Церкви Христа", то ее адептов лидеры программируют на разнообразные тактики привлечения новых людей внутрь организации. Тактики вообще в сектах могут быть самыми разнообразными:

  • Беседы по Библии;
  • Сборища по воскресеньям;
  • Дискотеки, вечеринки, концерты;
  • Приглашение на улице;
  • Конференции - общие и для женщин;
  • Открытие досуговых клубов;
  • Обзвон знакомых;
  • Письма рекламно - религиозного содержания, содержащие предписание о том, что их обязательно нужно размножить до определенного количества и разослать по любым адресам для того, чтобы получить за это "место в раю" и "не попасть в ад".
  • Хождение по квартирам и офисам, нередко под предлогом продажи литературы. Это например - кришнаиты, продающие стопки книг, мунниты ("церковь объединения"), продающие наклейки, открытки и картинки. Часто они себя называют "студенческой организацией", которой нужна материальная помощь).

Тактики привлечения новых членов в "Церкви Христа" стандартные за исключением раздачи буклетов, рассылки писем и продажи чего - либо.

В тактике работы с людьми используются разнообразные психологические приемы, в основном манипулятивные, повсеместно используемые в маркетинге.

"БЕСЕДА ПО БИБЛИИ" - "Беседа по Библии" - еженедельное дополнительное мини-сборище низшего подразделения в секте, имеющего аналогичное название. Проводится назначенным "лидером беседы" в будни, как правило у кого-нибудь дома, иногда в кафе, летом часто в парках. Происходит это так: предлагается "на обсуждение" определенный отрывок из Библии. Гости пытаются его обсудить, но лидер навязывает свою заранее заготовленную и тщательно спланированную трактовку Библейского отрывка, а несогласных в мягкой форме заставляет замолчать, говоря, примерно: "ну, мы об этом с тобой потом поговорим, встретимся, как-нибудь и обсудим". Нетрудно догадаться, что никаких встреч с таким "особо умным" не будет. Процесс имеет определенный, утвержденный с более высшими лидерами сценарий и правила, по которым адепты, приписанные к "беседе" должны обязательно присутствовать в полном составе и во всем соглашаться с лидером. Возражать лидеру запрещается, а нарушивший это правило адепт подвергается санкциям. Высказывать можно лишь аргументы в поддержку утверждений лидера. Правилом для адептов является то, что на "беседу" необходимо привести "гостей". На "беседе" используется метод групповой дискуссии, цель которой - вызывать групповую нормализацию у всех присутствующих, и прежде всего - у "гостей", для облегчения дальнейшего воздействия на них.

"ПРОПОВЕДОВАНИЕ" - приставание к прохожим на улице, в метро, других местах, которое типично: "а Вы верите в Бога? Приходите к нам!" и т. д.; обход квартир с приглашениями придти на "христианское собрание"; обзвон друзей, знакомых, зазывая на сборища (обязательно ежедневно для каждого члена секты).

ЦХ прибегает к классическим методам вербовки, использующимся в большинстве деструктивных культов. В "Московской Церкви Христа" существуют инструкции по вербовке, причем для каждого адепта определено количество тех, кого нужно "пригласить". Вот образец листа записи приглашенных, даваемого каждому адепту МЦХ при инструктаже его перед рейдом по привлечению в культ новичков:

"Суббота 13 августа 1994 года. Центральный сектор Московской церкви Христа. Вам предлагается пригласить следующих людей: милиционер, юноша в джинсах, мужчина с дипломатом, женщина с зеленой сумкой..., мужчина в спортивной форме, пожарник, дедушка с тростью, женщина в шляпе, девушка в платье в горошек..., мужчина с собакой, солдат, женщина с ребенком, лысый мужчина, бородатый мужчина..., продавец книг, музыкант, девушка с зонтом.... необычные люди...".

Причем необходимо не только отметить факт завязывания разговора с указанным человеком и приглашения его на свои богослужения, но и записать его фамилию, имя и телефон. Завязывают разговор обычно с таких вопросов, как "Верите ли Вы в Бога?" "Можно ли Вас пригласить на проповедь (христианское собрание, службу)?". В случае, если человек хоть немного заинтересовался, его приглашают на проповедь (службу, собрание, беседу по Библии). Адепты в основном говорят : "У нас будет особенная служба, приходите обязательно с друзьями и родственниками!". Нужно отметить, что в ЦХ - практически все службы "особенные", так как имеют разнообразные завлекательные названия, типа "В поисках сокровищ", но происходит на них одно и то же - проповедь, денежные сборы и пение в перерывах.

На этом собрании человек сразу же попадает в атмосферу "внимательного отношения", "искренней" теплоты и заботы. К пришедшему человеку сразу же подсаживаются ответственные за это адепты. Всеобщая вовлеченность усиливается поощрением творческой активности: проповеди сопровождаются концертами самодеятельности. Атмосфера нагнетается периодическими выкриками из зала: "Давай, бра-ат!", "Скажи, Шон!" (имена выступающих объявляются заранее), "Давайте, братья и сестры, мы с вами!" При этом импульсивная, подчас истеричная, речь проповедника доводит аудиторию до экстатического состояния. Зал отвечает беспорядочными восклицаниями: "Аминь!", "Аллилуйя!" Постепенно всех присутствующих охватывает всеобщий психоз. И новичок невольно становится его участником. Проповедник не дает времени на то, чтобы отыскать предложенную им цитату из Библии и неискушенный гость не успевает даже задуматься над ней и осмыслить. При этом "братья" - проповедники пользуются переводом Нового Завета, который сильно отличается от классического. В Приложении № 6 присутствует описание типичной проповеди в МЦХ очевидцем.

ТЕХНОЛОГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ ЧЛЕНОВ

На первом этапе адепты представляют заинтересовавшемуся человеку лишь внешнюю сторону деятельности секты, рекламируя различными способами ее преимущества перед другими традиционными и нетрадиционными религиями и объединениями. Недостатков якобы не существует вовсе. На отдельные задаваемые вопросы относительно доктрины секты, выдаются неинформативные ответы или разговор переводится в другое русло, не относящееся к интересующей теме. Так же используется "конфессиональная анонимность", проявляющаяся в том, что на вопросы о названии секты, ее члены отвечают: "Мы просто христиане". Когда введенный в заблуждение человек проявляет заинтересованность, ему предлагают "ЗАНИМАТЬСЯ БИБЛИЕЙ", что на самом деле является поэтапным формированием умственных действий(по П.Я. Гальперину), т.е. навязыванием определенной идеологии, строящейся на субъективном толковании Библии основателем секты Кипа Маккина(см. Приложение № 8 ). Если после "занятий Библией" человек изъявляет желание "креститься" (вступить в секту), он проходит "подсчет" - разговор с одним из лидеров подразделения, где он "перед лицом бога" должен пообещать следовать Библии (на самом деле - идеологии "Церкви Христа"). После этого назначается специальный день для ритуала "крещения". Человеку сообщается место, куда он должен прибыть. Как правило это квартира лидера подразделения или одного из адептов. Человек обязательно должен взять с собой сменную легкую одежду. Когда наступает назначенный день - человека сначала при заранее собранных свидетелях "лидер" спрашивает: "Веришь ли ты, что Иисус - сын Бога и послан для спасения людей?". Человек должен дать утвердительный ответ, после чего, окружающие сектанты начинают хлопать и завывать на американский лад, выражая радость. Следующий вопрос из уст "ведущего ритуала": "Кто твой господь?". Человек должен ответить: "Иисус", после этого также звучат аплодисменты и завывания. "А теперь мы можем крестить тебя. Сейчас все твои прежние грехи смоются с тебя и ты станешь как "чистая доска", Бог простит тебя, ниспошлет на тебя "святой дух" и дарует "спасение". После чего, в сопровождении религиозных песен человека окунают с головой в одежде в ванную, наполненную водой из-под крана. Тот, кто привел этого человека и тот, кто с ним "занимался Библией" обязательно нажимают на его тело руками, помогая ему полностью погрузиться под воду (это так называемое "рукоположение"). После этого вновь аплодисменты, завывания, объятия сектантов и скромное чаепитие. Далее человек приобретает статус "МОЛОДОГО УЧЕНИКА", к нему прикрепляется "наставник" и он включается во внутреннюю систему взаимоотношений.

СБОРИЩА

Сборища в "Церкви Христа" называются "службы", "собрания". На каждом сборище -обязательная проповедь, которая представляют собой формирование определенных ценностных установок. Тематика определяется докладами, доносами, проблемами на данный момент. "Ученик" должен посещать сборища только в том подразделении, к которому он приписан.

Сборища бывают:
  1. ОТКРЫТЫЕ - вместе с "гостями" (не членами секты):
    • "Воскресная служба";
    • "Беседа по Библии" - 1 раз в неделю;
    • "Спортивное время" - 1 раз в неделю;
    • "Уроки по Библии" - дополнительные "службы" несколько раз в неделю, с гостями;
      • ЗАКРЫТЫЕ - только для членов секты:

"Время для учеников" - сборища среди недели, на которые посторонние не допускаются - время поборов и усиленного воздействия, после нее часто вокруг места его проведения "учеников" отправляют на улицу "проповедовать", где они зазывают прохожих на последующие сборища.

"Лидерства" - дополнительные собрания для лидеров системы пирамидной иерархии, для каждого уровня - свое сборище. У каждой ступени иерархии свои сборища, на которые нижестоящим вход воспрещен. На них происходит обработка в соответствии с уровнем лидеров. Высшие лидеры учат низших методам и приемам манипуляции сознанием подопечных.

ПРОГРАММА ВОСКРЕСНОГО СБОРИЩА ("СЛУЖБЫ", "СОБРАНИЯ"):
  1. Пение
  2. Объявления
  3. Пение
  4. Публичные покаяния, рассказы о прежних грехах
  5. Пение
  6. Молитва
  7. Пение
  8. Причащение
  9. Пение
  10. Молитва
  11. Пение
  12. Проповедь
  13. Пение
  14. Концерт самодеятельности
  15. Пение

Пункты № 4 и № 14 имеют место не всегда. Часто воскресные сборища проходят по сокращенной программе.

Пение играет роль разогрева в начале и в дальнейшем - отдыха между отделениями "службы".

На каждом сборище ведется статистика, являющаяся ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ (feed-back). Фиксируется следующие данные:

  1. Какое количество людей присутствует в зале;
  2. Какое количество "гостей" присутствовало;
  3. Какова сумма денежного сбора;
  4. Сколько заинтересовавшихся, желающих "ЗАНИМАТЬСЯ БИБЛИЕЙ".

Информация поступает "снизу вверх". Лидер самой низшей ячейки - "беседы", разузнает у подопечных:

  1. Кто из его подопечных и в каком количестве привел "гостей";
  2. Не желают ли они "ИЗУЧАТЬ БИБЛИЮ" ("ЗАНИМАТЬСЯ БИБЛИЕЙ");
  3. Кто отсутствует, и по каким причинам.
Затем докладывает вышестоящему, вместе с заполненными специальными бланками.

Таким образом выявляется:

  1. Прирост (увеличение/уменьшение численности секты);
  2. Эффективность действующей "политики" секты;
  3. Эффективность проповеди;
  4. Эффективность работы лидеров;
  5. Эффективность проповедника;
  6. Потенциальные лидеры.

Если по каким -то причинам адепт не пришел на сборище, и никто из его "БЕСЕДЫ" не в курсе почему, то после сборища, группа адептов направляется к нему (или к ней) домой за разъяснениями. Как правило это сопровождается впечатлениями, подобными компьютерному квесту, когда заинтригованные и напуганные адепты страшно хотят узнать - что же случилось с их единомышленником, а затем рассказать с преувеличениями о случившемся остальным. Дефицит информации и блокирование познавательных процессов в секте вынуждает адептов искать впечатления в рамках дозволенного, поэтому сплетни служат одним из основных видов коммуникаций внутри подобных групп.

ПОЛИТИКА "ЦЕРКВИ ХРИСТА"

В ЦХ используется термин "политика", который заключает в себе следующие понятия:

  • Тактики привлечения новых членов на сегодняшний день;
  • Порядок взаимоотношений между адептами внутри секты;
Часто, делясь впечатлениями адепты говорят:
  • "Сегодня в ЦХ такая политика...";
  • "Раньше в ЦХ была другая политика...".
Политика может меняться по несколько раз в год (прим. Автора).

ПОЛИТИКА "ИЗБЕЖАНИЯ ИСКУШЕНИЙ":

  1. Не находиться с лицом противоположного пола вдвоем где бы то ни было, и тем более с лицом "мирским", на вечеринках, дискотеках и праздниках ни в коем случае нельзя танцевать медленные танцы. Ходить на свидания разрешается количеством не менее двух пар, причем держание за руку, обнимание расценивается как грех половой распущенности.
  2. Не смотреть эротические моменты фильмов и передач при совместном просмотре телевизора - он на таких моментах переключается на другую программу; при просмотре видеофильма - он перематывается вперед, при демонстрации кинофильма - экран видеопроектора закрывается чем - либо, (даже, если этот "искушающий момент" - фрагмент верхней части тела).
  3. Купание разрешается только в шортах и футболке или раздельно мужчинам и женщинам.
  4. Воспрещается думать, а тем более говорить о сексе. В "Церкви Христа" это - "ГРЕХ ВОЖДЕЛЕНИЯ".
  5. Запрещено вместе ночью справлять "романтические" праздники - новый год, рождество, пасху, во избежании "нежелательных романтических порывов" приводящих к "половой распущенности".

СООТВЕТСТВИЕ РАНГОВ, СОЗДАНИЕ СЕМЬИ, РАЗДЕЛЕНИЕ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ,

Мужчина в ЦХ считается главней женщины, мужчины руководят всеми. Женщины руководить не имеют право, а лишь быть ассистентами, ответственными за других женщин, и лишь на раздельных собраниях руководить другими женщинами могут только жены лидеров, которые строго соответствуют рангу мужа.

Влюбляться разрешено только в членов секты. Друга или подругу (кандидата в женихи или невесты), можно выбирать лишь из членов секты. Лидерам - предписывается подбирать пару, из тех адептов противоположного пола, которые соответствуют им по рангу. Если, например, подруга или невеста не соответствует по рангу мужчине- лидеру, то ему рекомендуют расстаться с ней, если же связь крепкая, то по усмотрению верхних лидеров, ее "вытягивают" на этот уровень.

Если мужчине, например, нравится женщина с более высокой ступени иерархии, то он должен дослужиться до такой же ступени, а в том случае, если он "не заслуживает повышения" - она должна "опуститься" до его ступени (но в секте это считается позором). Категорически запрещаются свидания с лицами, не являющимися членами секты. Это трактуется как "недуховность", "дурной пример остальным", "грех", то есть нарушение негласного устава секты и служит предметом общего порицания и санкций.

Если одному "БРАТУ" понравилась какая-нибудь "СЕСТРА", то в разговоре о ней с кем- либо из секты, она называется "ОСОБЕННАЯ СЕСТРА". Если "брат" хочет проводить с ней как можно больше времени, то он обязан посоветоваться с наставником ("ученику" это необходимо делать всегда), и наставник должен "СДЕЛАТЬ ЗАПРОС" - разузнать через наставника "СЕСТРЫ", испытывает ли она к "БРАТУ" такие же чувства(см. Приложение №7). Если же наоборот, "сестра" заинтересовалась "братом", то "сестра" имеет право разузнать и возможно намекнуть "брату" сделать ей "предложение" (стать "подругой"), т. к. в "Церкви Христа" ведущая роль принадлежит мужчинам. Если ответ "сестры" положительный, то "брат" должен "сделать предложение" "сестре" стать его "подругой". И с этого момента они становятся официальными "друзьями". То есть ходят на "свидания" только друг с другом, и никто не имеет право пригласить одного из "друзей" на "свидание". Церемония предложения обязательно проходит при свидетелях (во избежании возможных искушений поцеловаться, что делать до свадьбы - грех, и приравнивается к "половой распущенности"), и сопровождается вручением цветов и аплодисментами присутствующих после слов согласия "сестры". В дальнейшем, если чувства растут и крепнут, наставники разрешают "сделать предложение" подруге стать невестой, после чего необходимо подать заявление в отдел ЗАГС. Далее - подобие церемонии свадьбы в США.

Сначала со стороны возникает впечатление, что процесс идеален: наставники тактично сватают подопечных, затем влюбленные терпеливо ждут своего часа и не вступают в интимные отношения до свадьбы. Но именно здесь скрыта опасность, которая выражается в следующем. "Запрос" проходит минимум 2 фильтра - двух наставников, но это еще не все. "Наставники наставников", "лидеры" других регионов и более высшие лидеры контролируют этот процесс, советуются друг с другом, и принимают решения: "достоин ли этот брат этой сестры". Если по каким -то причинам, кому-либо из них не нравится один из кандидатов в "друзья" (как правило это "брат"), ( он не соответствует "стандарту ученика", " низкая духовность", и т.п.), или он сам имеет какие-либо виды на "сестру" то через ее наставника, ей рекомендуется воздержаться от "поспешного" согласия и с помощью манипулирования информацией о нем, полученной от него же во время исповеди, или попросту лжи, провоцируется негативное отношение "особенной сестры" к "брату", или, что еще хуже - невесты к жениху. Человек, в таких ситуациях нередко оказывался на грани суицида.

Пример: "...ты уверена, что он будет хорошим мужем, если он не "духовный"?..."; "...ты уверен, что она будет сильно любить тебя, и не изменять, если она "слабо любит бога", и "изменяет" богу?". При этом "брат" основываясь на советах собратьев по вере задается вопросом: "А мне разрешат "сделать предложение", если я никого не "крестил"?"

Из этого можно сделать определенный вывод, что: процесс подбора пар является одним из самых важных процессов в "Церкви Христа", так как служит способом скрытого ШАНТАЖА адептов.

Для примера ниже будут рассмотрены откровения отдельных реальных фигур, влияющих на политику МЦХ.

Кристиан Рей - лидер региона "ИКС", что означает "Искусство, Культура, Спорт". У К.Рэя жена - гражданка США, член секты с большим стажем, намного превышающем стаж мужа. В разное время, К.Рей "делился" со сцены (ритуал в секте) о фрагментах своей жизни - смерти бабушки, свадьбе и семейной жизни после нее.

В день смерти бабушки К. Рей пришел на сборище своего подразделения и произнес со сцены: "Сегодня у меня умерла любимая бабушка. Но я счастлив, потому, что она "крестилась" (в "Церкви Христа"), и теперь она будет на небесах". После чего, он спел песню из своего репертуара. Через несколько месяцев после свадьбы он рассказывал о своих впечатлениях: " В процессе приготовлений к нашей свадьбе, я чувствовал, что все происходит как бы не со мной. Нашли какую - то женщину, привели мне, и хотят меня на ней женить. Я совершенно не радовался предстоящей свадьбе, боялся и совершенно не желал этого. А сейчас я заставляю себя любить жену, заботиться о ней. Я принял решение носить ее каждый день на руках".

К.Рей признает, что у него не было никакой любви к невесте, и он сам не был хозяином ситуации. Реальные переживания стали как-бы "мыслями от лукавого", то есть произошла ПОДМЕНА реальных переживаний навязанными трактовками. "Наставником" К.Рея является лично Шон Ли Вутен, управляющий представительством "Церкви Христа" в России.

На сборищах для мужской части подразделения, К.Рей дает различные советы адептам. Например, относительно мастурбации: "Когда у вас утренняя эрекция, чтобы не было "вожделений" (мыслей, сопровождающихся сексуальным возбуждением), и "нечистоты" (мастурбации), нужно молиться". По свидетельству очевидцев из числа адептов, К.Рей любит "отрезать от общения"(выгонять на время) тех, кто "слишком часто мастурбирует".

Жене одного из лидеров московского подразделения Гале С. принадлежат следующие слова, произнесенные на закрытом сборище со сцены:

"До нашей свадьбы я думала, что комнат в квартире у нас будет больше, денег больше, машина лучше. Если бы не наша "Церковь", мы бы давно уже развелись".

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ ЧЛЕНОВ СЕКТЫ "ЦЕРКОВЬ ХРИСТА"

Этапы мысленных суждений члена секты:

ЭТАП 1: "Радость"

"Как мне хорошо! Как я счастлив, что попал туда, куда хотел попасть всю жизнь! Какие чудесные братья и сестры! Они принимают меня таким, какой я есть! Они просто любят меня!"

ЭТАП 2: "Долг"

"Я должен принести пользу. Я спасен, остальные нет. Их нужно спасать, иначе я не получу место в раю и туда не попадут остальные люди, а среди них мои родственники и те, кого я люблю и кто мне симпатичен! Но почему они не понимают как это для них важно? Мы - хорошие, особенные, богом избранные, попадем в рай, а остальные - несчастные, потому, что не члены Церкви Христа, которые не понимают как им сразу станет замечательно, если они станут членами "Церкви Христа", я должен им это объяснить".

ЭТАП 3: "Отделение"

"Их нужно крестить, но они не хотят! Они и меня отговаривают! Сатана овладел их сознанием! Не буду с ними общаться, чтобы сатана не овладел и моим сознанием!"

Тем не менее образом жизни "ученика" является обязательное приобщение новых людей к организации и навязывание им подобных ценностных установок. Люди, не принимающие ценности члена ЦХ (не соглашающиеся посетить сборище, перестают интересовать адепта как личности, а становятся лишь объектами второго сорта, но периодически и на них оказывается целенаправленное воздействие с целью завербовать в члены секты. Существует внутреннее правило, предписывающее периодически обзванивать знакомых и приглашать на сборища("приводить гостей"). Члены секты нередко это делают не только из собственных убеждений, но и для получения одобрения и признания, особенно если они фиксированы на карьере.

КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ У АДЕПТОВ

Через некоторый промежуток времени, у каждого по-разному, человек вдруг замечает, что внутри идеализируемой им ранее организации к которой он принадлежит существуют серьезные недостатки. Он задает вопросы лидерам, наставникам, на что получает стандартный ответ, что "все люди не совершенны", но проходит время, а ситуация не меняется. Например человека не устраивает тот факт, что ему предписывается как "истинному христианину" отдавать секте все свое свободное от работы время или львиную долю денег.

Итак, у человека возникают мысли: "Почему я чувствую себя не так радостно как сначала?". Затем он совершает ошибку, рассказывая об этих мыслях другим адептам или наставнику. Его откровенность используется против него. Незамедлительно с ним проводится "время", где ему внушается, что во всем виноват он сам, потому, что его сердце нечисто, что он - грешник, и ему нужно покаяться в недостаточной "духовности" или "жадности" или еще в чем-нибудь. Можно отметить, что в данной ситуации у адепта искусственно формируется комплекс вины, подавляется критичность и рефлексия.

ВАРИАНТЫ ВЫХОДА АДЕПТА ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Адепт, для которого секта является референтной группой, соблюдает внутригрупповые нормы под страхом санкций, самой серьезной из которых является "отрезание" - отлучение, изгнание из нее. В случае возникновения критической ситуации - угрозы изгнания имеется несколько основных вариантов дальнейшего развития событий:

  1. Человек подчиняется и становится безвольным, инфантильным, или религиозным фанатиком, а наиболее амбициозные адепты становятся лидерами и живут на иждивении рядовых членов.
  2. Человек покидает секту опустошенным, с комплексом вины, комплексом неполноценности, гипертрофированным чувством тревоги, Его бывшим "братьям" и "сестрам" запрещено иметь с ним любые контакты. Далее два варианта. Первый - адепт признает себя неправым и возвращается в секту. Второй - разочаровавшись во всем и во всех, в состоянии экзистенциального вакуума, человек теряет интерес к жизни, и как следствие этого - тяжелая депрессия, иногда приводящая к суициду.
  3. Человек покидает секту, переоценивает свои ценности, приобретает новый опыт и избегает контактов с членами различных нетрадиционных верований.

ДЕТИ В СЕКТЕ

Психологическое насилие в секте распространяется и на детей. Подростки должны присутствовать на "проповеди", "креститься" можно с 14 лет. Младшие школьники и дошкольники называются "тигры". Для них существует отдельная программа. Есть специальные люди, ответственные за них. Маленькие дети, пока их родители или родственники сидят в зале и слушают "проповеди", остаются под присмотром адептов, ответственных за этот так называемый "детский сад" или "детское царство". Они называются "ангелы надежды".

В процессе пребывания ребенка в "детском царстве", он подвергается как и взрослые воздействию на психику. Вот примерное расписание "развлекательной программы" в "Церкви Христа":

  1. 15 минут игра или развлечение;
  2. 15 минут разучивание простых религиозных песен, утвержденных местным верховным иерархом секты.
  3. Викторины с призами на знание Библии или других религиозных тем;
  4. Инсценировка религиозных сюжетов - выдуманных адептами или взятых из основных религиозных трудов ("святой" литературы);
  5. Чтение вслух религиозных сюжетов.

Выбираются отрывки и сюжеты, которые наиболее отвечают доктрине секты, ее идеологии. Игры и развлечения со временем становятся все более и более религиозными, и происходит постепенная подмена одних ценностей другими. Эти дети в общении так же как и взрослые употребляют внутренний сленг, но менее самостоятельны и более скованы в действиях чем их сверстники. Идеологи секты прекрасно осведомлены в вопросах детской психологии и в разговорах не скрывают того, что ребенку проще навязать систему ценностей, к которой он привыкает с рождения. Такой ребенок затем будет более привержен секте, станет идентифицировать себя с ней, доктрину секты ребенок будет воспринимать как "данность при рождении". Со временем дети приобщаются к этим ложным ценностям и происходит самопополнение секты, так как супруга они смогут выбрать только в секте, и воспроизведя на свет своих детей, будут осознанно и неосознанно навязывать им идеологию секты. К жизни вне секты, благодаря родителям, они будут совершенно не приспособлены. Известно, что в сектах существует большое число династий приверженцев, поддерживающих их основной состав и служащие источником ее финансирования.




Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-46.html