Сме́ртный грех — так в христианстве принято называть сознательно нераскаиваемый грех, который ведет к гибели души.
В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:
Гордый взгляд
Лживый язык
Руки, проливающие невинную кровь
Сердце, кующее злые замыслы
Ноги, быстро бегущие к злодейству
Лжесвидетель, наговаривающий ложь
Сеющий раздор между братьями
Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского (Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён как еретик):
Γαστριμαργία
Πορνεία
Φιλαργυρία
Λύπη
Ὀργή
Ἀκηδία
Κενοδοξία
Ὑπερηφανία
Они были переведены в католических молитвах следующим образом:
Gula
Fornicatio
Avaritia
Tristitia
Ira
Vanagloria
Superbia
В 590 году папа Римский Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:
luxuria (похоть)
gula (обжорство)
avaritia (алчность)
acedia (уныние)
ira (гнев)
invidia (зависть)
superbia (гордыня)
Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век).[2] В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia).
[править]
Католическая церковь
По учению католической церкви к "смертным грехам" относятся:
Гордыня (Высокомерие; лат. Superbia)
Зависть (лат. Invidia)
Чревоугодие (Обжорство; лат. Gula)
Блуд (Похоть; лат. Luxuria)
Гнев (Злоба; лат. Ira)
Алчность (Жадность; лат. Avaritia)
Уныние (Праздность; лат. Acedia)
Православная церковь
«Тщеславие с её зеркалом». Картина Тициана, c. 1515
Православная святоотеческая традиция, основываясь на Священном Писании, называет смертным грехом - любой грех, в котором человек сознательно не хочет раскаиваться, понимая при этом, что этот грех отдаляет его от Бога. Однако в православии существует концепция 8 греховных страстей[3]:
Чревоугодие,
Блуд,
Сребролюбие,
Гнев,
Печаль,
Уныние,
Тщеславие,
Гордыня.
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. По сути, греховная страсть - это пользование благом (даром) от Бога вне Бога. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к любви и единению с женой, а также к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости. Подробное рассмотрение данных страстей сделано святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»[4].
Условно, можно попытаться представить концепцию об искажении естественных человеческих свойств и страстей, следующим образом:
Естественное благо от Бога - Греховная страсть:
Удовольствие от умеренного приема пищи - искажение Богом данной способности, становится страстью чревоугодия
Удовольствие в честном браке от физического единения плоти с женой - искажение Богом данной способности, становится страстью блуда
Обладание материальным миром во славу Бога как умножение любви - искажение Богом данной способности, становится страстью сребролюбия
Праведный гнев на зло и неправду, защита ближнего от зла – искажение Богом данной способности, становится страстью гнева (неправедный) на неудовлетворение потребности
Удовольствие от умеренного отдыха после труда – искажение Богом данной способности, становится страстью печали (скука, лень)
Радость в душе вне зависимости от внешних обстоятельств - искажение Богом данной способности, становится страстью уныния (отчаяние, мысли о самоубийстве)
Радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе Благое начало - искажение Богом данной способности, становится страстью тщеславия
Любовь к Богу и ближнему, смирение - искажение Богом данной способности, становится страстью гордости
Опасность греховных страстей состоит в том, что они порабощают душу и отдаляют от нее Бога. Где присутствует страсть, там из сердца человека уходит любовь. Сначала страсти служат удовлетворению извращенных, богопротивных, греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
Мне близка православная концепция. Все, созданное Богом во благо, можно извратить до греха. Чем и занимается в нашем мире сатана и толкает к этому род человеческий.
PS Перенесу-ка я это обсуждение в отдльную тему
_________________ Пишу, как пишу,
Как живу, как дышу...
Зарегистрирован: Aug 25, 2011
Сообщения: 641
Откуда: Киев
Добавлено:
Пн Dec 12, 2011 2:11 pm
Так вот и я о том же. Любой грех может быть смертным, если он не исповедуется, укореняется, и отдоляет людей от Бога. А такого варианта, что это вот мелкие шалости, а вот это уже нельзя смертный грех в Библии нет. К тому же под этот список из семи грехов, можно подвести все остальные существующие, так как,например, гордыня наверное лежит вообще в основе всех грехов. Кстати вопрос в тему.
1-е Иоана 16-17.
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Чис 15:30; 1Цар 2:25; Иер 7:16, 15:1; Мф 12:31; Лк 12:10
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
Что имеется ввиду. какой грех относительно к библейскому учению считается не к смерти?(Ведь посути любой грех отделяет нас от Бога ну и все, что написано выше).
Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.
Добавлено:
Пн Dec 12, 2011 3:04 pm
maryt писал(а):
Что имеется ввиду. какой грех относительно к библейскому учению считается не к смерти?
в котором христианин не упорствует - но исправляет его покаянием. соответственно "грех к смерти" тот, в котором он коснеет и не исправляет того покаянием.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах