Жена Джона Энглера 28 мая 2004 года написала письмо об уходе из МЦХ
Патриция Энглер. Заявление об уходе
28 мая 2004 г.
Старейшинам, дьяконам, учителям, евангелистам и членам Денверской Церкви Христа:
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф. 4:11-16)
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. (Рим.12:3-8)
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12:4-30)
Я выросла в Церквях Христа. В юности я посещала Болдерскую Церковь Христа, и была крещена в 1981 году, а в 1986 году, в числе миссионерской команды, помогала начинать Денверскую Церковь Христа (ДЦХ). Я повидала многое, происходящее в церкви. Будучи верным последователем Христа в течение многих лет, я благодарна Богу, подарившему мне спасение через дар Своего Сына. В ДЦХ я встретила мужа, здесь родились наши дети. Честью и привилегией для меня была возможность несколько лет служить в качестве лидера в различных ролях из-за того, что кто-то верил в меня, в то, что я пригожусь в этом церкви. Я была невероятно благословлена еще и тем, что смогла получить степень магистра в результате учебы в Денверской семинарии последние три года.
Будучи частью ДЦХ последние 18 лет, я поддерживала учений и идей и принимала их, как истинные и верные, без оглядки и без вопросов. Мне стыдно признаться, но я также и поступала в соответствии с некоторыми из этих учений, которые на самом деле оказались пагубными для других людей, в частности это была нечувствительность к их нуждам, жесткость в их наставлении, категоричность в проповеди и гордость в том, чтобы считать МЦХ единственным движением, в котором Бог проявляет Свою силу, благословение, спасение и т.д. К счастью, Бог исправлял меня и вырастил (именно сделал взрослее!) разными способами, так что сейчас ко многому я отношусь совсем по-другому и пытаюсь строить свою жизнь в соответствии с приобретенными ценностями.
Уже много лет до нас с мужем доносилось множество проблем, которые годами мучили нашу церковь, как извне, так и изнутри. Мы не проводили опросов людей, но многие сами со всей страны и мира говорили моему мужу об этом уже несколько лет. Мы попытались говорить истину в любви, мы вдохновляли многих быть терпеливыми и молиться за изменения, мы разъясняли свою позицию всем и в Денвере, и за его пределами, и в конце концов – мы любили церковь. Когда письмо Генри Крита увидело свет, передо мной и многими другими забрезжила надежда, что впервые за многие годы церковь сможет глубоко задуматься над своими проблемами и важнейшие изменения произойдут в самой ее сути. Множество зрелых христиан жаждали и рассчитывали на то, что станет больше изучения Библии, глубины убеждений и нового направления движения церкви. К сожалению, все было недолговечным, и вместе с некоторыми изменениями пришли также и новые сложности. У многих, как лидеров, так и простых учеников, вызвали страх и смятение ряд моментов. Мнения разделились, и обе стороны понимали друг друга неверно (например, по вопросам "наставничества", "проповеди", "отчетности"). В личном плане мы знаем некоторых из лидеров ДЦХ, как прекрасных людей, любящих Бога. Но как часть лидерства, они оказывали противодействие попыткам изменить наше мировоззрение и воспринять идеи зрелых учеников.
Много лет меня беспокоило то основание, на котором строилось наше "движение". Хотя "быть преданным", "быть учеником" – прекрасные идеи, они не могут заменить человеку отношений с Богом, прощения и милости Иисуса. Одной из основных проблем заложенных при основании МЦХ Кипом МакКином и Чаком Лукасом, является небиблейская роль и власть евангелистов. Слишком долго у евангелистов были бразды правления и это привело к нездоровому их превознесению. Я не могу найти подтверждения такому превознесению в Библии! На самом деле, там описывается, как дары множества людей помогают возрастать Телу Христа. (Рим.12:3-13, 1 Кор.12:4–13:7, Еф.4:11-16). Может быть именно поэтому Денверская Церковь так задержалась в своем росте, хотя это лишь мое мнение. И такая тенденция прослеживается в ДЦХ и сейчас, даже при наличии старейшин. Это наносило вред бесчисленному количеству учеников и такая форма лидерства слишком искажена и нездорова, чтобы продолжать ей следовать. Лично я считаю, что это главная причина прошлых и нынешних проблем в церкви. Хотя многие зрелые ученики высказали свои сомнения, евангелисты по-прежнему защищены со всех сторон, несмотря на весь причиненный ученикам ущерб. Похоже, если кто-то "поддерживает" евангелиста, то его и назначают дьяконом, лидером или другим "особым" человеком. Джон и я всегда пытались избегать такого "подлизывания" и в результате получали обвинения в отделении себя от других.
Евангелисты обладают очень малым (или вообще не обладают) образованием в Писаниях и искусстве публичного выступления. И неделю за неделей, ученики должны терпеть их примитивные и эгоцентричные проповеди. Евангелисты, похоже, убеждены, что ученики никуда не годятся, и на каждой службе им надо об этом не забыть напомнить. Евангелисты считают, что их слова будут весомее, чем Библия! Но непосредственное изучение Писания более чем убедительно и более чем достаточно, чтобы довести нас до небес! Я так и не смогла найти духовной пользы в том, что на тебя орут на службе, чтобы ты имел больше веры и молился. Похоже, что самим евангелистам нужно побольше молиться и верить! Некоторые ученики не хотят возвращаться из Детского Царства на службу, чтобы не слышать проповеди. Другие выходят из зала, чтобы молиться, потому что не могут перенести того, что происходит. Третьи говорят нам, что не чувствовали себя счастливыми в течение последних 10 лет или дольше. Многие хотели, чтобы проводились "городские собрания", но лидеров похоже они пугали. (похоже, говоря о "городских собраниях" она имеет ввиду открытые форумы всей церкви, где каждый мог выступить и где обсуждались насущные вопросы. прим. редактора) Вся соль "городских собраний" как раз в том, что лидеры могут взглянуть в глаза правде, а не действовать сами по себе, будто они во всем уже разобрались. Нужна ли лидерам истина или они защищают свое самолюбие?
Зрелые члены общины чувствуют, что к их мнениям, возможностям и жизненному опыту относятся с безразличием. Зато многие из нас натерпелись "мнений" тех, кто вел нас, не слишком усердно подкрепляя это Писаниями. Нужды простых христиан, по большей части уже зрелых, так долго не удовлетворялись, хотя они их и высказывали все эти годы, и особенно в последнее время, но все без толку. Многие находятся в поиске, как им вырасти духовно, и хотят быть полезными Богу. Евангелисты же спокойно стоят на сцене и высмеивают тех, кто старше их в вере (кого и называют "зрелыми") вместо того, чтобы подумать, что могут эти ученики внести полезного. Что будет делать церковь, когда большинство "зрелых" учеников уйдут? Кого вы будете вести, кроме тех, кто не задает лишних вопросов?
Мы с мужем многое слышали о высказываниях лидеров и членов церкви о тех, кто оставил ее за последние несколько месяцев, чтобы найти исцеление своим измученным душам. Выглядело это похоже на "забрасывание ушедших камнями" (конечно же, это шутка): "В церкви среди нас есть лжебратья", "Нас достали эти нытики", "Мы же не можем так сразу измениться", "Если кто-то хочет уйти, пусть уходит!", "Я рад, что их больше нет!"… Но
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13:34-35)
Где любовь к вашим братьям и сестрам, что борются за свою веру?
По этой причине я считаю важным принцип, по которому лидеры называют сердца людей "добрыми" или "плохими". Что такое "доброе/хорошее сердце"?
"Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог." (Мк.10:18)
Но не так в этой общине, здесь на себя берется смелость определять, что у кого-то сердце доброе, на основании того, насколько они удовлетворяют тем или иным людям или лидерам. Это нечестиво и наносит вред всем членам церкви, даже тем, кто "удовлетворяют условиям". Похоже, что как только кто-то не соглашается в чем-то с лидером, у него сразу становится ясно что сердце у него "плохое".
Когда несколько месяцев назад, некоторые члены церкви покинули ее, оставшиеся были ошеломлены и смущены тем, что произошло. Кто-то несколько раз пытался убедить лидерство в необходимости встретиться с Южным регионом для разговора и молитвы, но этого так и не случилось. У многих невинных людей вера испытала удар из-за того, насколько не хватало внимания к их нуждам. Так бы вы поступили со своей семьей и детьми в случае кризиса и беспорядка? Вы повернулись спиной к множеству страдающих людей и не заботились о них! На мой взгляд, извинения, принесенные за нежелание заботиться о нуждах людей, имеет большое значение для их исцеления, но это конечно, это только мое мнение.
Почему так много христиан "со стажем" по всей стране уходят из ЦХ в другие христианские церкви, чтобы исцелиться? Почему повсеместно многие чувствуют себя не выслушанными старейшинами и ставкой? Что-то неправильно. Нам с Джоном неоднократно передавали, как высоко люди оценивают то, каким образом мы высказываем наши идеи. Мы доверяли некоторым лидерам, но не чувствовали, чтобы нам доверяли. Вы хотите, чтобы мы доверяли вам, а сами нам не доверяете! Что-то здесь не стыкуется. Мы чувствуем раздражение. Но сказано:
"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Еф.6:4)"
Я бы хотела, чтобы это распространялось на то, как старейшины ведут церковь, подобно своим семьям.
Мой муж был дьяконом учения, но многие лидеры ДЦХ пренебрегали им. Когда он попытался выйти с предложением определенного Символа Веры для церкви, для того, чтобы взглянуть на вещи более глубоко в теологическом плане, то его "наградили" недоверием и даже посвятили целое собрание старейшин и евангелистов, где разбиралось, какими намерениями он руководствовался! Он так и не смог использовать талант, данный ему от Бога, в этой церкви из-за огромного недоверия и стремления контролировать со стороны лидеров. Неужели за то время, что он был членом церкви, они так и не убедились в его намерениях? Ему не давали возможности сделать урок ни на причащениях, ни где-либо еще, хотя другие дьяконы имели такую возможность. Можно предположить и причину. По-моему, некоторые евангелисты чувствовали угрозу, исходящую от него. Когда старейшину недавно спросили, будут ли учителя больше участвовать в делах церкви, был дан ответ: в Северном регионе – да, а в южном – посмотрим, что скажет Крис Рид! Хотя старейшины и утверждают, что ищут различных подходов, нас игнорировали именно из-за того, что мы выражали другой взгляд на вещи. Нам не доверяли высказаться. Гордон Фергюсон приводил Джона в пример на школе учителей, как того, кто не боится высказываться, еще до письма Генри Крита и "золотого правила лидерства", чтобы вдохновить остальных учителей поступать так же.
Я хочу спросить, в чем вина зрелых учеников? Что мы такого просим? Более глубокого почитания Бога? Лучшего изучения Библии? Большего упоминания о милости Бога в жизнях наших? Больше возможностей участвовать в изменениях церкви, чтобы помогать ей расти и содействовать нуждам других? Да, мы просим этого. Когда речь об этом, нам не важно все это сопротивление, ярлыки и игнорирование просьб. Разве эти вопросы от "плохого сердца"? Нет, скорее это естественные и правильные нужды для тех, кто вышел уже на новый духовный уровень, и нуждается в большей глубине своей жизни с Богом.
Я могу понять, когда лидеры не хотят менять все вокруг ради одного-двух людей, но когда этого хотят многие, и это верно и хорошо? Многие уже высказались, многие еще скажут, и молодые ученики тоже будут просить этого, когда станут старше, как мы. Нельзя же всегда вести только молодых христиан. Эта церковь наша, и мы крестились в Тело Христа. Бог дал власть в церкви старейшинам, дьяконам и евангелистам, но это не значит, что голос простых членов уже не важен. Вы не можете сказать, что не нуждаетесь в нас, или что лишь определенные люди важны.
Пусть кто-то и может продолжать расти духовно в этой церкви, а я – не могу. Я больше не уверена, что эта церковь поможет мне и моей семье добраться до небес. Нам нужно искать где-то еще духовный покой и насыщенность Словом Бога. Это тяжелый выбор, и мы сделали его не легкомысленно и скоротечно, но пытались ждать и стремились помочь изменениям, вместе со многими другими. Я пыталась следовать тому, что говорил мой наставник по теологии многим из нас в семинарии. Он воодушевлял нас не оставлять общину, в которой мы были разочарованы, но оставаться и помогать изменениям то тех пор, пока есть силы. Мы с Джоном делали это изо всех сил многие годы. Мы всегда хотели этой церкви только добра.
После долгих молитв, изучения Библии, выжидания, разговоров с лидерами об этих вопросах, наша семья решила перестать быть частью этой общины, но продолжить поиски пути к небесам. Церковь Божья вселенская, но и конкретная; невидимая, но и видимая; и она – духовная. Церковь Божья не содержится в одном здании или в одной общине. Христос – глава Церкви и Он поступает с ней по Своей воле (Откр.2:1-3:22). Да поможет нам всем Бог! И после всех наших разочарований, мы все равно надеемся и молимся, чтобы Бог благословил эту общину снова когда-нибудь.
Патриция Энглер.