Reveal.ru :: Просмотр темы - Молитва о самоубицах
Начать новую тему Ответить на тему Список форумов Reveal.ru » Православное общение Кто читал этот топик
Автор Сообщение
simurg
Постоянный житель
Постоянный житель


Зарегистрирован: Feb 17, 2003
Сообщения: 5169
Откуда: Москва, из МЦХ ушла в 1998г. РПЦ

Сообщение Добавлено: Ср Окт 03, 2012 10:34 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Друзья, а можно ли молиться о самоубийцах?
Вот ситуация: женщина, имеющая 2-х взрослых замужних дочерей, заболела раком. Диагноз поставили слишком поздно, поэтому она мучилась дикими болями (кто сталкивался с онкологией -- поймет), надежд никаких. Оставила записку: Не могу выносить боли физической и более душевной (т.е. не хочу быть в тягость детям и мужу) -- примерно так..и перестала принимать лекарства.

Недавно беседовала на эту тему с двумя разными священниками из разных приходов (и даже из разных городов). Мнения диаметрально противоположные получились.

Первый (из Киева) сказал, что молиться можно и нужно, потому что в этой молитве и молящемуся утешение, и надежда на спасение оступивегося.,

Второй (из Москвы) привел пример, что будто бы больной, умирающий человек, кончая жизнь самоубйством, тем самым подвергает недоверию всемогущество Бога или Его намерения относительно нас. То есть возможность благодать для него исключена.
--
Московский священник поставил меня слегка в тупик: он молод, по моему впечатлению не слишком хорошо знает Библию (по крайней мере, когда я цитировала некоторые отрывки (разговор был долгий и уходивший в разные разностиicon_smile.gif-- он не всегда понимал откуда я взяла то или иное утверждение).... И напомнил мне немного новокрещенных в МЦХ образца 1997 года.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Собственно, для меня этот вопрос вполне определен: за любого оступившегося можно и нужно молиться.

Но наша беседа со вторым священником слегка заставила посмотреть на тему немножко с другой стороны.
--
Приветствуются мнения любые и даже домыслы.
пс. Мне это не столько для себя нужно, сколько для подругиicon_smile.gif
ппсс. Буду офигенно благодарны за внятные ответы.

_________________
"-Привееет Каайлicon_smile.gif Как твои делааа?"(с) Картман.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
RUNIX
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 7:54 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Перестать принимать лекарства это не самоубийство вообще. Если человек болен и умирает от болезни, притом лекарства заведомо не помогают - убивает болезнь. И человек отказавшись от лекарств приближает смерть, но момент смерти не выбирает. И даже может выздороветь чудом.
Эти дятло-священники (оба) запишут в самоубийцы и солдата заслонившего от пули товарищей или пошедшего в безнадежную атаку, ага. А еще есть женщины, сохраняющие беременность при большом риске для здоровья и жизни. Их в какую категорию?
За самоубийц не молятся церковно, если нет свидетельств умственных нарушений. Частная молитва никак не ограничивается. И это на мой взгляд правильно. Но это не про такой случай.
Вообще медицина порождает массу вопросов этических. Ну например человек заболел, но может протянуть еще полгода-год если разорит свою семью и оттяпает пару органов для пересадки у тех, кому эти органы дали бы возможность жить долго. Да еще и купив на черном рынке, где весьма возможно кого-то ради них убили. Он что, самоубийца когда отказывается от лечения такого?

_________________
Юрий Тимчук
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
runix2
Бывалый
Бывалый


Зарегистрирован: Jun 27, 2011
Сообщения: 101

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 1:07 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

RUNIX писал(а):

Эти дятло-священники (оба) запишут в самоубийцы и солдата заслонившего от пули товарищей или пошедшего в безнадежную атаку, ага. А еще есть женщины, сохраняющие беременность при большом риске для здоровья и жизни. Их в какую категорию?
...
Вообще медицина порождает массу вопросов этических. Ну например человек заболел, но может протянуть еще полгода-год если разорит свою семью и оттяпает пару органов для пересадки у тех, кому эти органы дали бы возможность жить долго. Да еще и купив на черном рынке, где весьма возможно кого-то ради них убили. Он что, самоубийца когда отказывается от лечения такого?


Все таки есть разница между данными примерами и прекращением лечения. В "безнадежных атаках" и опасных беременностях всегда говорят о шансах - никто не может знать наверняка каков будет итог. С лечением все сложнее - есть ситуации, когда люди определенно уверены , что выключение аппарата (прекращение приема лекарств) = выключение жизни. И этические вопросы возникают постоянно. И большинство людей , похоронивших, например, родителей с этим сталкиваются. Причем решения принимает не только страдающий и его семья. Врачи тоже часто решают - не лечить безнадежных стариков, потому что ресурсы больницы не безграничны, и лучше оставить "койко-место" молодым. Все таки понятие греха, как я думаю, в христианстве неотделимо от мотивов, которые доподлинно может судить только Бог. Один и тот же поступок может быть и осужден и оправдан. Бывает , что люди перед смертью просто умоляют Бога, чтобы Он забрал их скорее - это нормально! И при этом продолжать лечение - в этом есть лицемерие... Поэтому отказ от безнадежного лечения не нужно оценивать никак - в таких ситуациях нужно полагаться на милость...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Неприкаянный
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 21, 2004
Сообщения: 2947

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 1:49 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Rumixы, если бы вы разобрались с тем, что в христианстве ставится выше, жизнь человека или достоинство человека, то все стало бы на места само собой.

ЗЫ этак мы придем к тому, что Иисус и Иуда - все одно.
ЗЫЫ в государстве, где религия подчинена правительству, недоверие к государственным институтам (ну например к медицине) приравнивается к недоверию к богу.

_________________
Я пленен сладострастьем полета на осколке взорвавшейся
жизни!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Неприкаянный
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 21, 2004
Сообщения: 2947

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 2:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

simurg писал(а):
Оставила записку: Не могу выносить боли физической и более душевной (т.е. не хочу быть в тягость детям и мужу) -- примерно так..и перестала принимать лекарства.


Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

_________________
Я пленен сладострастьем полета на осколке взорвавшейся
жизни!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 2:07 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

simurg писал(а):


Второй (из Москвы) привел пример, что будто бы больной, умирающий человек, кончая жизнь самоубйством, тем самым подвергает недоверию всемогущество Бога или Его намерения относительно нас. То есть возможность благодать для него исключена.
--
Московский священник поставил меня слегка в тупик: он молод, по моему впечатлению не слишком хорошо знает Библию (по крайней мере, когда я цитировала некоторые отрывки (разговор был долгий и уходивший в разные разностиicon_smile.gif-- он не всегда понимал откуда я взяла то или иное утверждение).... И напомнил мне немного новокрещенных в МЦХ образца 1997 года.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


нарукополагают...

я считаю, как и где молится - должны решать сами молящиеся (верующие родственники и друзья усопшего). попов в это не надо впутывать.

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Памяркоуны вучань
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Dec 24, 2004
Сообщения: 2659

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 4:29 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:
нарукополагают...
я считаю, как и где молится - должны решать сами молящиеся (верующие родственники и друзья усопшего). попов в это не надо впутывать.

Что ж это за единая Церковь, где всяк во что горазд?

_________________
Мы с тобой одной крови
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Усиков Александр
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Sep 30, 2004
Сообщения: 384
Откуда: Новосибирск, НХЦ 1997-2005

Сообщение Добавлено: Чт Окт 04, 2012 7:28 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

simurg писал(а):
Приветствуются мнения любые и даже домыслы.

Я вот одного не пойму, если вы считаете , что ваши молитву могут помочь усопшим, что самоубийцы не люди? не обычные грешники?
за убийц вы молитесь и отпеваете, а убийцы, отнимая чужую жизнь, меньше нарушают волю Бога? или они оставляют шанс на покаяние убиенному?
А на самоубийцах Божья милость иссякает?

Памяркоуны вучань писал(а):
Что ж это за единая Церковь, где всяк во что горазд?

Догма - все, канон - ничто!

_________________
Блаженны сонливые: ибо скоро станут они клевать носом
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Неприкаянный
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 21, 2004
Сообщения: 2947

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 7:37 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Усиков Александр писал(а):
Я вот одного не пойму, если вы считаете , что ваши молитву могут помочь усопшим, что самоубийцы не люди? не обычные грешники?


Это очень древняя языческая традиция, которая укоренилась в сознании всего народа. Самоубийца принадлежит богам темной стороны (сатана их в тройку запрягает, русалки - девки утопившиеся, упыри - старики доведенные до самоубийства). В рамках христианской теологии однозначного отношения нет. Более того, сострадание запрещает как-то притеснять близких самоубийцы.
"Уже сатана раз насмеялся над несчастной. Неужели надо допустить сатане еще раз насмеяться над ней? Похоронить по-православному." / из резолюции Святителя Филарета на прошение матери самоубийцы.

_________________
Я пленен сладострастьем полета на осколке взорвавшейся
жизни!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 11:32 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Памяркоуны вучань писал(а):
Цитата:
нарукополагают...
я считаю, как и где молится - должны решать сами молящиеся (верующие родственники и друзья усопшего). попов в это не надо впутывать.

Что ж это за единая Церковь, где всяк во что горазд?


1. " в главном - единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь" (бл. Августин)

единство должно быть в главном, то есть в исповедании истин православной веры ("правиле веры", догматах) и в причастии к этим истинам через исполнение нравственных заповедей Евангелия и участие в таинственной жизни Церкви. вопрос о самоубийцах к истинам веры не относится. а к истинам нравственности относится очень странным образом.

2. я считаю, что те, кто отделил себя от Церкви вольным образом и умер не раскаявшись в этом - недостойны общецерковного поминовения в любом случае. Можно сказать, что те, кто восстал на Бога - не достойны поминовения в Божией Церкви. Можно причислить к ним и тех, кто лишил себя жизни в отчаянии и бунте против Бога, но кто лишил себя жизни по этому мотиву, а кто - по каким-то иным - формализовать нельзя. Более того, в церковном предании есть примеры святых самоубийц - девственниц, лишивших себя жизни ради сохранения целомудрия. То есть есть варианты, когда самоубийство свидетельствует о святости. Поэтому я и написал, что этот вопрос - молиться или не молиться за наложивших на себя руки - должны решать для себя оставшиеся в живых родственники и друзья усопшего, как те, кто лучше, чем чужой дяденька (или батюшка) со стороны знает обстоятельства смерти и мотивы усопшего.

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Усиков Александр
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Sep 30, 2004
Сообщения: 384
Откуда: Новосибирск, НХЦ 1997-2005

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 12:22 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей Б. писал(а):
2. а кто - по каким-то иным - формализовать нельзя.


Тобишь, когда вы поминаете всяких там япончиков и прочих, как бы верующих, здесь все сомнения трактуются в пользу усопшего, а как самоубийца, так все однозначно.
двойные стандарты однако.

_________________
Блаженны сонливые: ибо скоро станут они клевать носом

Последний раз редактировалось: Усиков Александр (Пт Окт 05, 2012 12:23 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
StVitus
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Sep 07, 2011
Сообщения: 575

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 12:22 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Оль, почитай вот.
http://www.pravmir.ru/chin-molitvennago-utesheniya-srodnikov-zhivot-svoj-samovolne-skonchavshago-isceli-serdechnuyu-skorb-nashu/

Всё остальное выше смело можешь не читать.
Хотя , если тебя интересуют домыслы, то это как раз то , что ты хотела.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 12:36 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Усиков Александр писал(а):
Андрей Б. писал(а):
2. а кто - по каким-то иным - формализовать нельзя.


Тобишь, когда вы поминаете всяких там япончиков и прочих, как бы верующих


кто это "вы" ?

Цитата:
а как самоубийца, так все однозначно.
двойные стандарты однако.


я-то как как раз писал, что все очень неоднозначно. протри глаза и еще раз перечти мой пост.

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Усиков Александр
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Sep 30, 2004
Сообщения: 384
Откуда: Новосибирск, НХЦ 1997-2005

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 1:18 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей Б. писал(а):
Усиков Александр писал(а):
Андрей Б. писал(а):
2. а кто - по каким-то иным - формализовать нельзя.


Тобишь, когда вы поминаете всяких там япончиков и прочих, как бы верующих


кто это "вы" ?


Православные... хотя может ИПЦ и не поминает всех подряд, но как то сомневаюсь, не по канону-с

Андрей Б. писал(а):

я-то как как раз писал, что все очень неоднозначно. протри глаза и еще раз перечти мой пост.


да я свои давно уже протер, могу и тебе протереть 053.gif

_________________
Блаженны сонливые: ибо скоро станут они клевать носом
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
MODERATOR
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Nov 13, 2008
Сообщения: 68

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 1:31 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Усиков Александр писал(а):


да я свои давно уже протер, могу и тебе протереть 053.gif


Александр, вам первое и последнее предупреждение за провокацию конфликтов., далее будет блокировка аккаунта. Эта тема предназначена не для богословских дискуссий между православными и протестантами, а для обсуждения вопроса о самоубийстве в православной традиции. хотя бы из уважения к памяти усопшего Вы можете воздержаться от ерничанья и оскорбительных реплик?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Пт Окт 05, 2012 10:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

вот по теме хорошее исследование

http://petru44o.livejournal.com/247439.html

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Усиков Александр
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Sep 30, 2004
Сообщения: 384
Откуда: Новосибирск, НХЦ 1997-2005

Сообщение Добавлено: Сб Окт 06, 2012 7:26 am Ответить с цитатойВернуться к началу

MODERATOR писал(а):
Усиков Александр писал(а):


да я свои давно уже протер, могу и тебе протереть 053.gif


Александр, вам первое и последнее предупреждение за провокацию конфликтов., далее будет блокировка аккаунта. Эта тема предназначена не для богословских дискуссий между православными и протестантами, а для обсуждения вопроса о самоубийстве в православной традиции. хотя бы из уважения к памяти усопшего Вы можете воздержаться от ерничанья и оскорбительных реплик?


Помять усопшего мои вопросы ни как не задевают, и задаются в православном ключе, в протестанском я бы говорил иначе, нужно же понимать такие вещи. Посему ваша не здоровая реакция здесь абсолютно не уместна.

_________________
Блаженны сонливые: ибо скоро станут они клевать носом
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
RUNIX
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: Feb 10, 2003
Сообщения: 4275
Откуда: Москва, МЦХ 1995-2008, в настоящее время РПЦ

Сообщение Добавлено: Ср Окт 10, 2012 11:00 am Ответить с цитатойВернуться к началу

ЛЕГКО ОБО МНЕ ПОДУМАЙ… К 120‑летию Марины Цветаевой

Автор: Татьяна Кириллина
Как известно, по каноническим правилам Православной Церкви самоубийц хоронят без церковного отпевания, по ним не служат панихиды. Но мало кто знает, что в 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой, в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине — с благословения ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по ходатайству тогда диакона, а ныне протодиакона Андрея Кураева. Известный писатель и богослов высоко ценит творчество Марины Цветаевой и категорически не согласен с осуждающим отношением к ее личности и судьбе.




БОРОЛИСЬ ПРОМЫСЕЛ И ПРОИЗВОЛ
— Отец Андрей, как Вы пришли к мысли, что необходима панихида по Марине Цветаевой?
— Тогда, в связи с близящейся датой, возник вопрос о церковном отношении к ее личности. Марина Цветаева — мой любимый русский поэт, она удивительно владела словом, могла снять с самого избитого слова потертость и обнажить его смысл: «Рас-стояние — версты, мили,/Нас рас-ставили, рас-садили…» Мне дорога ни с чем не сравнимая исповедальность, открытость ее больной души. Она не пропагандирует грех, она просто рассказывает о том, что с ней происходило: «И ты поймешь, как страстно день и ночь/Боролись Промысел и Произвол/В ворочающей жернова — груди». В отличие от нас, Цветаева исповедовалась не наедине, а перед всем миром. В ее строках постоянная память о Боге, о Божией правде, и это для меня было очень важно в период моего собственного поиска.

— Сложно ли было добиться благословения Святейшего Патриарха Алексия II на панихиду?
— Я собрал свидетельства о ссылке Цветаевой в Елабугу, об условиях ее не-жизни там — это было скорее доведение до самоубийства. Когда я все это изложил покойному патриарху Алексию II, меня удивила легкость его решения: без подробных расспросов, взвешиваний, — его решение было сердечно-интуитивным. Важно заметить, что факт панихиды по Марине Цветаевой не стал поводом для скандалов, никто не «жаловался».

ТАК ДАЛЕКО ДО НЕБА…
— Тем не менее, у Цветаевой часто встречаются строчки почти богоборческие. Например: «нежной рукой отведя нецелованный крест». Почему нецелованный? Или: в стихотворении, написанном на смерть Эриха Марии Рильке, она с пренебрежением говорит о выражении «в месте злачнем»…
— Это нельзя назвать богоборчеством, это живая вера, общение с Богом. То же можно сказать и о многих других поэтах и писателях: их личный опыт веры, в том числе и борьбы с собой, и сомнений, очень важен для читателя.

— Биографии писателей и поэтов обычно — отнюдь не жития святых, и Марина Цветаева не исключение. В период «массового воцерковления» в 1990‑х многие неофиты стали осуждать Цветаеву — и за самоубийство, и за некоторые другие факты биографии…
— Думаю, об «отношении православных к Марине Цветаевой» говорить не приходится: большинство православных о ней не знают, не читают. Она — элитарный поэт. Но, к сожалению, придется отметить, что православные всегда готовы всех осуждать. Мы при случае любим цитировать Евангелие: «не судите, да не судимы будете», но когда доходит до дела, почему-то сразу об этом забываем. Что можно посоветовать читателю, которого смущает тот или иной факт в биографии писателя? Относиться по-христиански: не отождествлять поступок человека с его личностью, только и всего.

ПОРА ГАСИТЬ ФОНАРЬ НАДДВЕРНЫЙ…
— Как Вы думаете, почему так распространился культ самоубийства в художественной и литературной среде начиная с романтической традиции?
— Думаю, художественная среда здесь ни при чем. Это общий закон: чем более цивилизовано общество, тем больший процент самоубийств.

— Общеизвестно, что самоубийц не отпевают. Однако есть исключения: когда фактическое само-убийство таковым не считается. Каковы они?
— Психическая неуравновешенность, аффективное поведение (это как раз пункт, под который подпадает самоубийство Марины Цветаевой). Но и принятое в здравом уме и твердой памяти решение лишить себя жизни не всегда осуждается Церковью — такой человек даже может быть причислен к лику святых. Известны случаи, когда девы-христианки бросались с крепостных стен, чтобы не стать жертвами насилия варваров, и становились святыми мученицами. В условиях войны отношение к самоубийству пересматривается: подвиги Матросова и Гастелло — формально самоубийство, но никто их самоубийцами не считает. Но не всякое лишение себя жизни на войне — подвиг. Генерал Александр Руцкой, бывший вице-президент России, при мне рассказывал Патриарху Алексию II, как в Афганистане был окружен моджахедами и хотел последнюю пулю потратить на себя. В этот момент ему явилась Божия Матерь и сказала не делать этого.

— Могут ли миряне молиться за самоубийц?
— Могут молиться, не призывая Церковь, то есть не подавая записки, не заказывая службы. Можно молиться и дома, и в храме: «Господи, прости им этот грех».

— Цветаева посвятила целый цикл стихотворений самоубийце Маяковскому и фактически осуждала его поступок: «Много храмов разрушил, а этот — ценней всего». Как Вы думаете, почему же и вера, и неприятие самоубийства ее не остановили?
— Пока у самого человека не болит, ему кажется, что все просто. И ей тоже так казалось… Тем, кто сейчас осуждает Цветаеву, хочу сказать: из состояния собственного духовного покоя не следует осуждать никого. Однажды человек, который осуждает, сам может оказаться в такой же ситуации — причем именно за то, что осуждал.




Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 году в Москве. В 1910‑м опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов. Двумя годами позже — второй. В январе 1912‑го вышла замуж за Сергея Эфрона, родила дочь Ариадну. В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг». В 1917 году родилась дочь Ирина. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми: Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии, в возрасте трех лет умерла младшая дочь. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу. В Чехии написаны знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца». В 1925 году, после рождения сына Георгия, семья перебралась в Париж. С 1930‑х Цветаева с семьей жила практически в нищете. Большинство из созданного поэтессой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1937‑м выехала в Москву Ариадна, позже из Франции бежал Эфрон, оказавшийся замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью.

Первым ударом, который ждал Марину Цветаеву на родине, было известие, что ее сестра Анастасия арестована — муж и дочь скрыли от нее этот факт. Вскоре и Сергей Эфрон, и Ариадна были арестованы по обвинению в «шпионаже».

У Цветаевой не было никакой надежды на публикацию своих произведений, единственным видом заработка по возвращении были переводы.

Но война положила конец и этому источнику существования. 8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном уехала вместе с несколькими писателями в эвакуацию в городок Елабугу на Каме. Если в Москве Цветаева могла наводить справки, приносить в тюрьму передачи, то в эвакуации связь с мужем и дочерью была полностью утеряна. Нищета, полная неустроенность, к тому же — постоянные конфликты с сыном, причиной которых был не только переходный возраст Георгия, но и то, что он не мог «простить родителям обмана» — ему обещали в СССР райскую жизнь…

В Чистополе, где поживало большинство эвакуированных литераторов, Марина Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». Это не было бравадой: пайка Цветаевой не полагалось, они с сыном жили впроголодь. 28 августа она вернулась в Елабугу из Чистополя, 31 августа 1941 года квартирная хозяйка Цветаевой обнаружила ее повесившейся.

Перед смертью Марина Ивановна написала три записки: тем, кто будет ее хоронить, знакомым Асеевым с просьбой взять к себе ее сына Георгия (они находились в эвакуации в Чистополе) и сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик»…

Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Проводить ее никто не пришел, кладбищенские книги в то время не велись, поэтому точное расположение могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.

Источник: Вода Живая

_________________
Юрий Тимчук
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему Кто читал этот топик
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 3.329 секунды
:: Связаться