Не две ли малые птицы продаются за ассарий
Уроки из Библии
Уроки из Библии

Не две ли малые птицы продаются за ассарий

16.05.2005

Талант, мина, сикль, драхма, лепта, ассарий, кондрант во времена Ветхого и Нового Заветов


Не две ли малые птицы продаются за ассарий


I

1) Деньги в виде монет появились в Израиле после вавилонского плена. До этого имели хождение деньги в виде золотых и серебряных слитков, которые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями.

Денежными единицами были: (золотой) талант = 60 (серебряных) мин, каждая из которых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям);


2) Расплачивались обычно серебром. Поэтому слово "деньги" может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; таким образом, золотой сикль (4Цар 5:5; 1Пар 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23:15 и следующие). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты - серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, - кесита - упоминается в Быт 33:19 (в Синодальном переводе - "монета") и в Иов 42:11.


II

Древнейшей монетой, название которой встречается в Библии, является ДРАХМА (Езд 2:69; Неем 7:70-72), персидская золотая монета (дарик), вес которой составлял 8,36 г. В IV веке до Р.Х. были отчеканены монеты персидской провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного европейского государства относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134-104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью "Первосвященник Ионафан и общество иудеев". Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, так как римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на еврейском, а на греческом языке.


III

1) В новозаветные времена в Палестине находились в обращении римские и греческие монеты. В текстах Нового Завета упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них - еврейская ЛЕПТА (Мк 12:42; Лк 12:59). Две лепты равнялись римскому КОДРАНТУ (Мк 12:42; Мф 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Мф 10:29; Лк 12:6). Римский эквивалент греческого ассария назывался ассом. Самой распространенной серебряной монетой был римский ДИНАРИЙ (денарий) (Мф 18:28; Мк 6:37; Лк 7:41 и т.д.), который равнялся 16 ассариям. Греческая ДРАХМА (Лк 15:8) равнялась одному динарию. В Мф 22:19 динарий назван "монетой, которой платится подать": ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;

2) В Мф 17:24 упоминается ДИДРАХМА, греческая монета, которой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязательством (Неем 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх 30:13; 38:26. Таким образом, дидрахма (= два динария) равнялась половине еврейского сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Мф 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Мф 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах 11:12) или в тетрадрахму;

3) Самыми крупными из встречающихся в Новом Завете денежных единиц являются греческая МИНА (Лк 19:13), равная 100 драхмам, и греческий ТАЛАНТ (Мф 18:24; 25:15), равный 60 минам = 6000 драхм.


IV

Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, так как точные сведения о покупательной способности денег, имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев 5:16; 3Цар 10:29; 4Цар 6:25; 7:1). Но в Новом Завете все же имеются сведения, на основе которых можно сделать некоторые выводы. Согласно Мф 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согласно Откр 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, то есть дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драгоценных металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни "стоил" один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк 14:5), стоило 300 динариев = плата за 300 дней, то есть почти годовой заработок наемного работника.




Источник: Библейская Энциклопедия Брокгауза -> Деньги

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article442.html