Как относиться к перешедшим из одной общины в другую?
Статьи
Статьи

Как относиться к перешедшим из одной общины в другую?

26.08.2004

статья о. Якова Кротова

Олег Козырев написал "Я поместил письмо о. Александра Меня, где он объясняет, почему не одобряет ухода из православной Церкви. Писано, видимо, в связи с тем, что многие прихожане с середины 1970-х годов уходили к протестантам или к католикам. У меня лично никогда не было желания покинуть о. Александра Меня. Тем не менее, мне кажется, что сегодня уже можно относиться к переходам намного терпимее.

Во-первых, Патриархия из гонимой Церкви превратилась в парторганизацию. Человек не может и не должен это выдерживать. Если кому-то нравится, что Патриархия имеет то, что имеет, -- очень жаль, это признак душевного неблагополучия. Если кому-то Дух Божий заслоняет глаза, так что человек не видит и не ощущает кошмарности "традиционной религии", -- слава Божиему милосердию. Если кому-то Дух дает силы выдержать и не уходить -- слава Богу, хотя это очень тяжело (иногда, не всегда, свидетельствую по собственному опыту; обычно все же голова занята другими делами). Но осуждать ушедших туда, где им лучше, совершенно невозможно, рвать с ними общение -- тем более.

Во-вторых, ушедших можно лишь пожалеть, потому что всюду они найдут тот же кошмар. И у католиков, и у протестантов за плечами многовековой опыт жизни по партийному, а не по церковному. Даже у движений, возникших недавно, этот опыт уже есть. Он порождается не годами, а гордыней. И даже у большинства знакомых мне католиков -- хоть западного обряда, хоть восточного -- глубоко сидит отношение к российскому православию как к чем-то неполноценному.

В-третьих, даже если когда-нибудь у нас станет как в нормальной стране -- и там ведь к переходящим относятся спокойнее. Не может быть спокойного отношения в крайних ситуациях -- когда твоя конфессия гонима (как у нас было до 1991) или когда она гонит (как после 1991). А норма -- когда вообще не ставится вопрос в координатах власти: кто кому подчиняется, кто кем распоряжается, кто с кем на каких условиях сотрудничает.

Другое дело, что, конечно, я предпочитаю верность. Лучше человек со скверным слухом, но который будет постоянно приходить петь в церковном хоре, чем гениальный певец, который появляется по настроению, на которого рассчитывать нельзя. Верность есть часть веры. Впрочем, верность есть и часть неверия. Она всего лишь катализатор.

И поэтому я склонен к снисходительности к неверным. Так бы ведь можно было обличить руководство Патриархии и сказать, что оно предало отца Александра при его жизни, не помогая ему, а разве что защищая (немножечко, очень немножечко) от государства. Или можно было бы сказать, что сейчас предают отца Александра, изображая его то крайним диссидентом, то аполитичным предсказателем-чудотворцем.

Но при этом я понимаю, что мое собственное поведение ненавидящие меня люди тоже ведь могут истолковать как неверность и предательство. И я сдерживаюсь и напоминаю себе, что у каждого свои резоны и лучше эти резоны уважать, хотя не обязательно с ними соглашаться.

Наиболее важен практический вопрос: а дела делать с ушедшими-перешедшими людьми можно? И вот здесь ситуация теперь такая, что совет отца Александра мне кажется устаревшим. В подполье с перешедшими было разумно рвать контакт, -- переходили обычно туда, где гуще была слежка госбезопасности. Но сейчас, когда этот фактор можно и должна не учитывать (не касаюсь вопроса, есть ли он, этот фактор), важнее другое: у нас есть общее дело. Отец Александр тоже любил говорить об этом "общем деле".

Эта наша общая коза ностра -- созидание христианского общения. Не общества, а именно общения, -- или, если использовать более привычный термин, культуры. Различие то, что культура -- для всех, а общение -- для всех желающих. Водораздел проходит не между конфессиями, а между готовыми к насилию и готовыми к ненасилию, между указывающими и думающими.

Кстати, ушедшие-перешедшие сами не будут поддерживать с бывшими друзьями отношений. Для того и уходили. А кто готов продолжать дружить и делать дело, тот обнаруживает доброе качество, которое грех игнорировать.

Думающий, ставший лютеранином, мне ближе указывающего, который вещает от лица отца Александра Меня или от лица Церкви. Если думающий станет атеистом или иеговистом -- ну что же, дела общего с ним при этом уже не получится, но все-таки он это сделал, потому что думал, чувствовал, решался. Вина всегда -- как при разводе -- на сильной стороне, на тех, кто занимает место пастыря или место собрата, но глух как телефон без человека и слеп как телескоп без астронома.

Источник:
www.krotov.info"

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article338.html