СИТУАЦИЯ В МИРЕ, В ЕВРАЗИИ И В МОСКВЕ
Статьи
Статьи

СИТУАЦИЯ В МИРЕ, В ЕВРАЗИИ И В МОСКВЕ

18.05.2004

Олег Козырев: попытка проанализировать общую ситуацию.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

Следует осознавать, что данное исследование – это исследование, сделанное одним человеком, а не группой людей. К сожалению, пока в Евразии не было создано рабочей группы, которая попыталась бы проанализировать ситуацию в Церкви. Надеюсь, моя работа, станет маленьким мотивом для начала исследования того, в какой ситуации находится наша церковь. Важно понимать, что данное исследование носит не полемический, а исключительно исследовательский характер. Также данное исследование не претендует на абсолютную истинность, но скорее наоборот, не лишено личного взгляда на ситуацию.

ИСТОЧНИКИ

Личное общение с десятками братьев и сестер в Евразии, включая работающих на церковь, евангелистов, информация с официальных и неофициальных сайтов учеников Христа и бывших членов церкви, статьи и уроки учителей, евангелистов, старейшин церкви.

СИТУАЦИЯ В МИРЕ

ДО СЕГО ДНЯ

События, которые произошли более года назад, кажется, были неизбежны. Я нахожу этому две причины.

Первая:

Недовольство авторитарным стилем лидерства Кипа. Это недовольство назревало в высших кругах Церкви (как я понимаю, Энди был один из моторов изменений с этой части Царства). Именно работа этой группы привела к фактической отставке Кипа со своего поста.

Недовольство назревало и на местах. Люди устали от многочисленных подрезаний, необоснованных перемен в лидерстве. Все более очевидной становилась коррумпированность некоторых ответственных в церкви людей. Эта часть церкви выражала свои чувства через те или иные методы, но наиболее резонансным стало письмо Генри Крита, которое, казалось, сумело вместить в себя всю боль этой части Церкви.

Вторая:

Вторая причина, пожалуй, становится на данный момент еще более важной и весомой. У нашего движения по сути оставалось все меньше аргументов против так называемой Традиционной Церкви Христа. В высшем лидерстве было все меньше жертвенности и все больше стремления к власти и коррумпированности (не у всей этой группы, но все же у достаточно значительной части, чтобы разочаровать многих учеников). Церковь по сути перестала расти. Огромное число уходов свело на нет все попытки роста. Наш главный аргумент «Бог за нас, поэтому мы растем» сам же Бог обратил против нас. По мере взросления церкви и уменьшения количества студентов, стало очевидным, что образ жизни многих членов церквей Христа не так уж сильно отличается от образа жизни людей в традиционной церкви Христа. Оказалось, что нас разделяет не так много, как казалось раньше. Так или иначе – эти вопросы оказывали свое влияние на процессы, происходящие в церкви.

СЕГОДНЯ

На сегодняшний день ситуация во всем мире выглядит достаточно сложно. Все церкви можно разделить на несколько групп.

А) Часть церквей сейчас не ассоциируют себя с Международными Церквями Христа. Насколько мне известно, окончательно такое решение приняло все же небольшое число церквей. Эти церкви по сути – самостоятельные автономные общины.

Б) Часть церквей присоединилась к тем или иным церквям. В большей части – к Традиционной Церкви Христа.

В) Подавляющее большинство церквей сейчас все же ищут пути быть вместе. Но среди них можно выделить несколько подгрупп (некоторые подгруппы пересекаются):

  • церкви, которые прошли через изменения и покаяние (наподобие церквей в Европе, Америке и т.п.), отношения с другими церквями они строят на братских равных связях
  • церкви, которые не прошли через изменения и покаяние, сохранили внутри себя (в основном из-за финансовой зависимости) концентрацию вокруг финансирующих их центров (Евразия, Индия и т.п.), внутри таких сообществ есть много церквей, которые могли бы быть самостоятельны в принятии решений, но финансовые центры (Москва и т.п.) до сих пор контролируют через зарплаты и назначение-снятие местных лидеров эти общины, в таких сообществах церквей решающую роль играет духовное состояние финансового центра. Если центр здоров – то и общины более здоровы. Если центр слаб – то и общины слабеют.
  • Церкви, которые ищут пути диалога с Традиционной Церковью Христа (Бостон и т.п.), недавно прошла очень хорошая конференция, которая, возможно, еще скажется на нашем будущем.
  • Церкви, которые придерживаются старой линии (Портленд, Евразия – отчасти, и т.п.). Это церкви, которые тяготеют к старым методам, распространенным во времена Кипа. В тих церквях не произошел глубокий анализ, есть попытки ностальгии по старым временам, когда лидеры играли в глазах людей почти божественную роль. Со стороны этой группы есть опасность в расколе, т.к. здоровые общины, прошедшие через изменения, в этой группе лидеров-церквей воспринимаются, как слабые.
  • Малые церкви, особенно в сложных странах типа мусульманского Востока, - в них сама ситуация позволяет проходить «мимо» части изменений в церкви. Т.к. героическим ученикам, работающим на поле благовести в этих территориях, действительно достаточно чужды те процессы, что происходят в больших церквях.

Церкви, которые имели финансовую независимость, в большой своей части смогли провести необходимые изменения, восстановили институты старейшин, пастырей, учителей. Заметно, что церкви, финансово зависимые, оказались на данный момент в большой своей части достаточно в непростой ситуации. Это и понятно. Если даже какой-то из лидеров местной церкви, либо лидер региона или евангелист начинает поднимать вопросы прямо – его просто увольняют. При этом уволить коррумпированного человека до сих пор достаточно сложно.

ЗАВТРА

Прогноз и вдохновляет и расстраивает одновременно. Похоже, многие здоровые общины, типа общин в Европе и Америке, смогут воссоздать сообщество Церквей Христа. Большая вероятность есть в том, что мы все же сблизимся с Традиционной Церковью Христа, на тех или иных условиях. Одновременно со стороны влиятельных людей в церкви, которым все еще близка линия Кипа, есть постоянная угроза раскола. Может произойти так, что Кип опять «проведет линию», с одной стороны которой будут ученики, а с другой – не ученики. Это надо осознавать и размышлять об этом лучше сейчас, чем когда это случится (не приведи Господь).

Общины на данный момент очень разные. Сложно сказать, как будет выглядеть церковь в будущем. Особенно сложные процессы предстоят общинам типа Индии и Евразии, где местные церкви еще не знают такого института, как старейшина (следует отметить, что более младшие церкви в Америке уже обзавелись этим инструментом). Если центры не проведут необходимые преобразования, часть общин на этих территориях может быть потеряна. Внесу нотку надежды. Если изменения произойдут – то хорошие плоды не заставят себя ждать. К счастью мы уже можем видеть перед собою примеры здоровых и зрелых общин, подобной церкви в Берлине или Стокгольме.

СИТУАЦИЯ В ЕВРАЗИИ

ГОРОДА

На данный момент, несмотря на концентрацию идеологии в руках Москвы, в Евразии можно увидеть все же три группы церквей.

А) Москва, Киев, Новосибирск, отчасти – Одесса и Владивосток. Это общины с долгой историей, достаточно большие по численности. Эти общины находятся под довольно сильным влиянием Москвы (Одесса и Владивосток – через свои центры). Внутри церквей появились достаточно влиятельные группы зрелых, духовных учеников, которые хотят и жаждут воссоздания духовной атмосферы в церкви. В этих церквях прошло несколько скандалов, в том числе и коррупционных, которые с одной стороны показали зрелость общин, с другой стороны показали, что верхушка Евразии пока не стремится к глубоким переменам. Случаи подрезаний, отрезаний и изгнания из церкви по вопросам мнений тут наиболее сильны. В Киеве и Москве были случаи снятия евангелистов тоже на основе мнения, а не на основе объективных критериев. В тоже время в этих церквях (прежде всего в Киеве, Москве и Новосибирске) обострились и центробежные процессы. Некоторые ученики, которые не получают необходимой духовной пищи в церкви, постепенно или уходят или становятся частью других церквей.

Б) Питер – эта церковь стоит особо. Похоже, это единственная община, которая семимильными шагами идет по пути практических изменений. Это первая церковь, лидер которой начал обучение в духовном учреждении. Это первая церковь, которая ввела не теоретическое, а практическое групповое лидерство. Это первая церковь (и пока единственная), которая выпустила письмо покаяния перед ушедшими из-за подрезаний и т.п. из церкви. Оттуда не было слышно ни о подрезаниях, ни об отрезаниях на основе мнений. О предупреждениях по «дежурным» темам «злоречие и раскол» там тоже речи не идет.

В) Остальные общины, открытые большими церквями. Конечно, обо всех говорить сложно, но похоже местные общины в других городах все же не сталкиваются с теми проблемами, которые воочию наблюдают ученики больших церквей. И часть тем, поднимаемых на публичный уровень учениками Евразии, не являются остро актуальными для этих церквей.

Г) Церкви, открытые самостоятельно учениками. А вот в этих церквях сложилась уникальная ситуация. Фактически финансовыми рычагами на такие церкви воздействовать невозможно. В ряде общин ситуация развивается достаточно неплохо. Но из-за отсутствия поддержки со стороны больших церквей (в этом году было открыто порядка десятка малых церквей, как думаете, хоть один евангелист, посетил хотя бы одну из таких церквей? А ведь речь о евангелистах) ситуация в некоторых из них достаточно сложная. Печально, что о паре церквей уже успели прозвучать «хорошие новости». Но на практике ученики там брошены на произвол судьбы и старшие церкви не спешат помогать молодым начинаниям. Многое пока зависит от личного характера и склада учеников, открывших церкви.

ЛИДЕРЫ

В группе лидеров происходят весьма сложные процессы. Похоже, многие общины уже были бы готовы взять курс на самостоятельные решения, но Москва через финансовые институты, через зарплату пока еще контролирует ситуацию на местах.

Достаточно зрело выглядит Украина. Непонятно, почему эта огромная община все еще финансово зависит от Москвы. Прямые пожертвования из Америки могли бы избавить украинских братьев от ненужного контроля. Лидеры церкви, похоже, стараются держать курс на реформы, при этом остаются неразрешенными очень важные вопросы для местной церкви – вопросы, связанные с отрезаниями и предупреждениями. Если эти вопросы будут проигнорированы – церковь может серьезно пострадать. И наоборот, если эти проблемы будут решены честно, духовно и открыто – церковь может серьезно вырасти. По личным ощущениям – церковь в духовном развитии обогнала Москву. Если бы не приезд Кристиана (Кристиан хороший и достойный лидер, однако речь не в том, что он плох или хорош, а в том, что местная община не получила шанса стать самостоятельной – ей назначили лидера из Москвы), община могла бы вырасти. Чтобы сейчас ни делал Рэй, хорошее ли или плохое, проверено и испытано это будет только тогда, когда украинские церкви станут действительно самостоятельными и будут сами отвечать за свои действия – плохие или хорошие.

Новосибирск с отъездом Журавлева, похоже, только начинает вступать в фазу самостоятельности. Поскольку этот город тоже был прославлен своей борьбой с думающими и любящими Бога учениками, похоже, испытания у этой церкви еще впереди. Тем не менее, при самостоятельности местного лидерства, пожалуй. Могли бы произойти и положительные изменения. По отзывам учеников, Журавлев при всех его минусах, был все же часто последней поддержкой для них и часто поступал справедливо. Как справится Новосибирск без него? Будет видно.

Группы лидеров в церкви:

В церкви сейчас достаточно четко можно выделить несколько групп мнения среди лидерства. Разумеется, эти группы – чисто классификационные, хотя группа «А», например, действует весьма слаженно и синхронно.

А) Группа «СТАРОРЕЖИМНЫЕ». Эта группа, активно пытавшаяся отрезать, подрезать учеников, и продолжающая это делать. Часть этой группы была замешана в финансовых скандалах, большую часть своей жизни в Евразии эта группа проводит в поездках в Америку. Реальных связей в домцерквях у этих людей обычно нет. При всей их искренности и при попытках покаяния, они внутренне тяготеют к старому режиму, в котором им было удобно и хорошо. Эта группа боится открытого общения, боится авторитетных и уважаемых в церкви учеников. При этом весьма активна и часто играет на опережения. Создавая ту или иную репутацию своим противникам. Эта группа менее склонна к духовному решению вопросов в церкви и предпочитает политические ходы и тактику.

Б) Группа «НОВЫЕ ВРЕМЕНА». Эта группа лидеров уже осознала многие из своих ошибок. В личных разговорах с учениками люди из этой группы уже признают и грехи системные, и грехи личные и грехи своих товарищей. Часть людей в этой группе даже намеренно отстраняется от некоторых наиболее одиозных решений, сделанных «старорежимными». Тем не менее, на публичный разговор эта группа пока еще не решается. Но в своих регионах-городах стараются проводить те реформы, в которые верят.

В) Группа «ВЫХОДЯЩИЕ НА СВЕТ». Эта группа пока самая маленькая и, благодаря успешным действиям «старорежимных», ее успешно сокращают, увольняя из церкви или лишая ответственности в церкви. Тем не менее, все большее число лидеров уже не может смириться с небиблейскими методами решения внутрицерковных вопросов.

Г) Группа «РАБОТЯГИ». В основном, это честные, искренние и трудолюбивые работающие на церковь. На их плечах сейчас многое в Евразии и держится. Это, как правило, лидеры регионов, секторов. В личном плане – вполне хорошие люди. В силу склада характера и личных убеждений они не всегда готовы выступить против несправедливости, даже если ее видят. Минус – часто без личного разговора с обвиненным принимают точку зрения «старорежимных».

Д) Группа «МИССИОНЕРЫ». Это руководители малых церквей, которые хорошо заботятся о своих общинах и часто являют собой пример мужества и веры. По сути это сейчас единственные настоящие евангелисты в Евразии (трудно назвать евангелистом человека, которые уже забыл о том, что такое крещение и уже не знает, что такое миссионерская команда). Они достаточно далеки от острых ситуаций в церкви и, по сути, не имеют возможности влиять на то, что происходит. Точнее, пока не имеют возможности влиять.

СИСТЕМНЫЙ МОМЕНТ

Евразия – огромная страна. Проблема пока в том, что существующая верхушка Евразии пока не способна родить пастырей или старейшин, которые так остро необходимы общинам.

Посудите сами. Кто такой пастырь? Пастырь – это такой христианин, для которого судьба конкретного человека важнее всей церковно-организационной машины. По определению пастыри ВСЕГДА будут противостоять бюрократам от религии. Способны ли нынешние лидеры поставить рядом с собой тех, кто будет задавать неприятные вопросы и будет защищать конкретных людей – в рамках, разумеется, Писания? Вопрос, на который пока нет ответа.

Старейшины. Это люди, представляющие мнение больших групп в церкви и при этом сами обладающие безупречной репутацией, взрослые во Христе. Общины меньше нашей уже давно обзавелись старейшинами, но нынешнее лидерство Евразии никак не может на это решиться. Самый худший вариант. Если будут назначены «псевдостарейшины», т.е. лояльные лидерству ученики, для которых не так уж и важно мнение общины. В этом случае сам институт старейшинства потеряет смысл.

АДМИНИСТРАЦИЯ

Особый, но очень важный инструмент происходящих в Евразии процессов – администрация. Возможно, ученики, которые присутствовали на разговорах об отрезаниях-подрезаниях уже обратили внимание на то, что администраторы почти всегда присутствуют на таких разговорах. Словно бы их заранее «повязывают» ситуациями и решениями. Независимость администрации – насущная необходимость. А точнее – ее зависимость от общины.

По сути сейчас финансовые потоки огромной Евразии, похоже, находятся в руках 2-3 человек. И на этом держится вся система. Это разве нормально? Очевидно, что время от времени, если нынешнее положение сохраниться, и финансовые скандалы будут по прежнему сотрясать церковь, а спонтанные увольнения всех-кто-не-нравится будут продолжаться. Впрочем, это до той поры, пока одна из общин самостоятельно не решит оплачивать труд своего евангелиста. Хотя и тут не без трудностей конечно.

Интересно, что при наличии двух коррупционных скандалов в Евразии (Москва и Киев), ключевой администратор Евразии, похоже, не торопится в отставку.

МУЖЧИНЫ

Незамеченным остался тот факт, что в последнее время от всех важных решений постепенно были отключены сестры. Напомню, что рядом с Христом всегда были женщины, а в момент избрания апостолов в избрании достойного принимали участи и женщины.

Женщина – источник милости и заботы о бедных, нуждающихся, детях, семье. Этот источник за последний год был сильно отрезан от важных решений в церкви. Непонятно почему. А ведь в Писании были и диаконисы…

Определенно, это сыграло свою роль в жесткости принимаемых решений. Ни на одном из серьезных разговоров не было жен лидеров церкви. Что же они рассказывали своим женам, когда приходили домой?

И как сестры в регионе, церкви могли узнать верную информацию? От кого?

ТЕНДЕНЦИИ

Очень грустно, что лидерство плохо представляет себе реальную картину в своих же городах. Есть ученики, которые, увидев в лидерстве черствость, перестают сдавать сборы (а некоторые даже сдают их в другие Церкви (!!!)). В поисках духовной пищи ученики находят иногда ее вне общения в церкви. При этом огромная масса учеников готова взять на себя духовное служение ученикам. Сами же «евангелисты» (часть из них), похоже уже не умеют и не могут учить церковь. Если это срочно не изменится, число уходов будет катастрофичным.

Я уж не говорю о том, что у нас сейчас прекрасная пора для восстановления в церкви – если бы покаяние произошло на самом деле.

ПРОГНОЗ

Прогноз пока выглядит не очень приятным. Три влиятельных брата, которые жаждут перемен (которых я знаю), похоже, уже через год будут иметь мало влияния в реальном управлении церковью.

В то же время, с ростом самоосознания своей роли в общине, ученики имеют шанс вырастить пастырей, старейшин, учителей и настоящих евангелистов. Очень будет важна персональная позиция каждого в лидерстве. Если ситуации, когда карательные решения будут скорыми и быстрыми, а решения, связанные с покаянием и отменой небиблейских методов – медленными – это может убить веру учеников в сам институт служителей церкви.

Ибо только личный пример, а не слова, все доказывает.

СИТУАЦИЯ В МОСКВЕ

В Москве, как ни странно, ситуация выглядит все же не так плохо. Разгон ИКСа, похоже, станет последним глобальным авторитарным решением в Москве. На уровне регионов ситуация очень разнится. Есть региональные лидеры, которые искренне покаялись в своем отношении к ученикам и стараются проводить в своем регионе всевозможные изменения. В рамках регионов, похоже, ученики действительно могут реализовывать самые смелые замыслы. Но, повторюсь, все это очень зависит от личности регионального лидера. В других регионах наоборот «тишь да гладь». Возможно, потому, что местных лидер не стремится доносить до учеников верную ситуацию о церкви и убил во многих жажду инициативы.

Есть регионы со сложной ситуацией, где лидер и готов бы делать хоть что-то, но его община уже настолько ослабла, что ученики не хотят братья на себя ответственность.

И наоборот – сильные общины с большим количеством активных учеников могут показать весьма хорошие результаты.

Много хороших отзывов поступает с Северо-Запада. Похоже, там на практике реализуется много интересных совместных с учениками решений.

ПРОГНОЗ

С ростом самостоятельности регионов в Москве неизбежно развернутся изменения, столь нужные ученикам. Но опасность здесь – во времени. Если покаяние будет растянуто во времени – любовь многих может охладеть, кто-то может уйти или перестать мечтать заботиться об учениках. При отсутствии умения практически заботиться о нуждах учеников у части ключевого лидерства это может привести к катастрофичным процессам.

ФИНАЛ – ЧТО ВАЖНО ПОНИМАТЬ

Возможно, у кого-то мой анализ вызовет несогласие, или чувство грусти – я это осознаю и понимаю.

Но вот что считаю обязанным сказать. Лично я на это смотрю как на ХОРОШУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ. Мы МОЖЕМ все изменить, с помощью Бога и друг друга. МОЖЕМ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖЕМ.

Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою. (Ис.46:13)

Правда – это приближение спасения. Свет – это присутствие Бога. С Его помощью нет ничего, что нам было бы не под силу.

Спасибо за внимание.
Олег Козырев,
Москва,
ИКС (пока еще)
13.05.04

Re: СИТУАЦИЯ В МИРЕ, В ЕВРАЗИИ И В МОСКВЕ (Всего: 1)
от GAV на 21.05.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
"НАДО БРОСАТЬ ЛИСТОВКИ С КРЫШ". В КИЕВЕ ЛИДЕРСТВО НЕ СОВЕТУЕТ УЗНАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЦЕРКВИ ИЗ ИНТЕРНЕТА, ОБЪЯСНЯЯ, ЧТО ЭТО СПЛЕТНИ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, ЧТО ИНФОРМАЦИЯ ОТ АНОНИМНЫХ АВТОРОВ И КОРОЧЕ ГОВОРЯ ДАВИТ НА СОВЕСТЬ - ГРЕХ ЭТО СПЛЕТНИ. Я НЕ ЗНАЮ ГИБНУТ ЛИ ЛЮДИ ОТ НЕЗНАНИЯ ИЛИ НАОБОРОТ ЖИВУТ СПОКОЙНО НО В КИЕВЕ НЕЗНАНИЕ СИТУАЦИЙ ПРЕОБЛАДАЕТ....

Re: СИТУАЦИЯ В МИРЕ, В ЕВРАЗИИ И В МОСКВЕ (Всего: 1)
от Олег Козырев на 21.05.2004
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Следует отметить, что написанное мною действительно не может отличаться объективностью, т.к. это - то, что собрано одним человеком.
Но, к сожалению, истинное положение в Евразии, пожалуй, не знает никто. Даже приблизительно, т.к. часть учеников, к сожалению, отдалилась друг от друга. Одни не верят информации "сверху". Другие не хотят ничего принимать "снизу".
Само по себе это не радует. И надо молить Господа, чтобы это нелегкое время быстрее осталось позади.

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article281.html