Почему критика - это духовно
Уроки из Библии
Уроки из Библии

Почему критика - это духовно

24.10.2003

Небольшой урок о лицемерии, лести и роли критики

Лицемерие и лесть

Лицемерие, как это понимаем мы с вами:
Притворный человек, притворчивый, лукавый, лживый, неискренний, лицемерный, кто принимает обманчивый вид, наружность, скрывает мысли, чувства и замыслы, высказывает даже противное им, стараясь исплошить этим противника и обманув, достигнуть желаемого.

Давайте посмотрим, как Бог смотрит на лицемерие (upokritai). "Upokritai" с греческого - притворство, лицемерие, симуляция.

Галатам 2:11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

Такое сокрытие и лесть, происходили под прикрытием выполнения закона. Но были ли реально Пётр и Варнава правы? Павел мог бы "прикрыть" Петра, из соображений "единства" в ЦПС, но вовсе не это мы видим в Писании. Павел противостал и противился [с греч] Петру. Конец закона – Христос [Рим.10:4] и мы не можем становиться человекоугодниками.
В чём тут сложность? В том, что формально, Пётр вёл себя иначе перед язычниками и это не заслуживало бы внимания, но есть одно ‘но’. «Делами закона не оправдается никакая плоть», - говорится далее и Христос – Он над всем [1Кор.15:27, Еф.1:22] и Он живёт в нас. То есть нужно действовать как Он поступал, а не потому, что можно таиться и это не грех [или будем выполнять закон? :) ].

Почему лесть так опасна? Наверно потому что её не замечаешь. Все знают пример с лягушкой. Если её варить в кастрюле на медленном огне, она сварится. Если же перепад температуры сделать резким, её в кастрюле как не бывало…

Лесть делает человека слабым. Если тебе не говорят в чём меняться, то по сути, ты не можешь получить совета об этом и ты не гибкий в этом вопросе. Это застой, когда ты ходишь в кривом пиджаке и никто не может его поправить или помада размазалась по всему лицу и ты идёшь в метро и никто не заметит этого.

Что Бог говорит?

Пс.11:3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. 4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
Прит.26:28 Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
Прит.29:5 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
Дан.11:32 Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. 33 И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;

Лесть как инструмент никогда не использовалась в праведных целях. Хотя мы можем навскидку вспомнить Давида: «1Цар.21:13 И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей». Притворяться сумашедшим можно… если ты помазанник конечно :) …

А были ли ситуации, когда лицемерие было в Храме Господнем? – Да, были:

Иер.23:11 ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь.

Иисус также говорил о лицемерии. Посмотрим что он подразумевает под этим:

Матф.15:7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

В Мтф 23:13-29 Иисус семь раз называл книжников и фарисеев лицемерами и семь раз приводил примеры их неестественного поведения:

1. Матф.23:13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
2. Матф.23:14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
3. Матф.23:15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
4. Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
5. Матф.23:25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
6. Матф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
7. Матф.23:29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников



Почему критика - это духовно

В Библии нет слова критика. Сходное по значению слово "Обличение" с древнееврейского означает:
1. наставление, вразумление, поучение;
2. предостережение, упрёк, обличение.


Прит.24:26 В уста целует, кто отвечает словами верными.
Прит.15:23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Прит.25:11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.
Прит.25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.
Прит.1:7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
Прит.1:8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
Прит.15:31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Прит.15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Прит.15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.
Прит.27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
Прит.27:6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.
Прит.9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
Пс.140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.
Иез.24:14 Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут судить тебя, говорит Господь Бог.
Евр.12:15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
Иак.1:22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Иер.5:3 О, Господи! очи Твои не к истине ли [обращены]? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.
Матф.7:24-27 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
Прит.1:24-33 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. 26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
Прит.18:16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
Прит.29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет [ему] исцеления.
Прит.5:12 и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
Прит.5:13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
Прит.8:33-36 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте [от] [него].
Прит.15:14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
Пс.49:16 Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,
Пс.49:17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
Откр.3:19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

Первое. Нужно оставить страх. Если ты понимаешь правильные вещи, тебе нужно говорить о них. “Если меня вызовут” – это должно быть оставлено. Есть вопросы - обсуждай.
Второе. Если ты не готов или боишься, будь уверен, Бог за тебя и у тебя будут прекрасные плоды если не закрывать глаза и не покрывать беззакония.
Это не вопрос спасения, это обращение к Иезекиилю, но богатеть праведными делами - это замечательно:

Иез 3:8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. 9 Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.

Так почему же критика - это духовно? - Наверно потому что это первый шаг к тому чтобы найти глоток свежего воздуха в застоявшемся помещении. :)


Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/article128.html