Reveal.ru :: Просмотр темы - "Червь и огонь"
Начать новую тему Ответить на тему Список форумов Reveal.ru » Библия Кто читал этот топик
Автор Сообщение
Yustas
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Feb 09, 2005
Сообщения: 486
Откуда: Москва, МЦХ

Сообщение Добавлено: Пн Dec 25, 2006 9:19 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Друзья, только "не бить" icon_smile.gif

Читая в очередной раз пророка Исаию, задался вопросом в 66 главе:

(22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. 23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. 24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти...)

Вместо живых людей - трупы. Ладно, терминальная картина ада, не будем останавливаться на ее допустимости.
Но почему червь называется "их червем" и огонь называется "их огнем"?
Что делает этот червь и зачем горит огонь?
Почему червь и огонь вечны, а тела мертвы?
Есть параллельное место, очевидно это Марка 9, где Господь фактически цитирует Исаию.

У меня есть какая-то версия, но хотел бы сначала ваши услышать. Может просто фантазия разыгралась.
С любовью.

_________________
Scribitur ad narrandum, non ad probandum - пишут для того, чтобы рассказать, а не для того, чтобы доказать.
Квинтилиан
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дмитрий Вайнштейн
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Вт Dec 26, 2006 9:04 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Я слышал версию, что гниение сродни горению - поэтому трупы постоянно подвергаются "огню". Червь - буквально.

Насчет "их" - думаю, наверняка это какой-то еврейский оборот речи. Точно не знаю. Например, постоянно встречающееся в ВЗ "И будут...", "И сказал..." - слово "и" - просто речевая форма, с которой начинаются повествования. Возможно, с "их" что-то в том же роде.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Yustas
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Feb 09, 2005
Сообщения: 486
Откуда: Москва, МЦХ

Сообщение Добавлено: Вт Dec 26, 2006 11:31 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Дмитрий Вайнштейн писал(а):
...Насчет "их" - думаю, наверняка это какой-то еврейский оборот речи.....


Спасибо за идею. Интересно, что и с койне переведено как "червь их".
Действительно, поговорю с человеком разбирающемся в древнееврейском.

Сначала у меня возникла мысль, что здесь идет аналогия с некоторым разложением - червь ест, а огонь сжигает.
Но подумалось, а почему бездушные тела не исчезают?
Может быть, червь и огонь - это часть или/и продукт того, что было в этих несчастных, отступивших от Бога?
Тогда червь и огонь действительно "их"?

Но согласен, что сначала надо разобраться с переводом.
В патристике никто не встречал объяснений?

_________________
Scribitur ad narrandum, non ad probandum - пишут для того, чтобы рассказать, а не для того, чтобы доказать.
Квинтилиан
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Туляк
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Oct 08, 2006
Сообщения: 8
Откуда: CША

Сообщение Добавлено: Вт Dec 26, 2006 9:49 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Это просто образ долины гейхеном (геенна по русски). Иосия превратил эту долину в свалку, в которой постоянно горел огонь и водилась куча червей и где жили прокаженные. И в ветхом и в новом завете используется этот образ для иллюстрации загробных мучений.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Митрич
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Ср Dec 27, 2006 9:11 am Ответить с цитатойВернуться к началу

А почему бы нам не предположить, что и червь и огонь действительно их, то бишь предназначены специально для упомянутых мерзавцев? Мне кажется, что это объяснение и просто, и логично.

_________________
Noli me tangere
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Гость с юга
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Aug 6, 2003
Сообщения: 5377

Сообщение Добавлено: Ср Dec 27, 2006 11:31 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:

упомянутых мерзавцев

это кого именно?

_________________
Я лицо неподходящее.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дмитрий Вайнштейн
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 28, 2003
Сообщения: 838
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Ср Dec 27, 2006 1:00 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Туляк писал(а):
Это просто образ долины гейхеном (геенна по русски). Иосия превратил эту долину в свалку, в которой постоянно горел огонь и водилась куча червей и где жили прокаженные. И в ветхом и в новом завете используется этот образ для иллюстрации загробных мучений.

Согласен, только можно порассуждать, для иллюстрации чего именно используется этот образ. Возможно, как символ "нечистого" (или, напротив, нечистое - как символ отступивших от Бога). Возможно (но, по-моему, менее вероятно), как символ смерти.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Ср Dec 27, 2006 1:12 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Yustas писал(а):

В патристике никто не встречал объяснений?


Ранние отцы и учители Церкви (2-3 век) отмечали два главных момента вечного состояния грешников - отъятии благ Царствия и невозможности общения с Богом, во-первых, и "огненное мучение", во вторых. о метафизических вопросах природы и подробностей ада и его мук, ранние авторы предпочитали не распростаняться, ограничиваясь констатацией веры в них.

С четвертого века отцы, оставаясь в рамках этой парадигмы, начинают давать более подробные объяснения этой теме:

свт. Василий Великий:

"Схождение во ад есть отлучение от Бога за приумножение греха и за расположение, противное добру"

"Кто живет в роскоши и во всяком распутстве, по изнеженности облекается "в порфиру и виссон", веселиться "по вся дни светло" и избегает того, чтобы трудиться ради добродетели, тот не "утрудится" в этом веке и "не будет жив" в будущем, но издали станет взирать на жизнь, мучимый "в пламени пещном""

геенну Василий живописует хотя и кратко, но достаточно конкретно и натуралистично: там и угрюмые ангелы с огненными взорами, и огонь, который жжет и в то же время лишен свойства светить, и плотоядный ненасытимый червь.. но не в этом, по суровому Василию, главное мучение:

" самое жестокое из всех мучений - это позор и вечный стыд"

"Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление допущенных им грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым будут увековечены грешники, постоянно имея перед глазами следы греха, совершенного во плоти, подобно какой-то невыносимой краске, навсегда остающейся в памяти их души".

Кроме этой причины Василий говорит о вечном отлучении от Святого Духа как причине мучения (прошу прощения, цитату не нашел, но она есть icon_smile.gif )

У Василия есть так же места, которые можно понимать в том смысле, что гееннский огонь и свет, которым осияваются праведники - это одна и та же субстанция:

"Глас Господа, рассекающий пламень огня", говоря так: "Огонь, уготованный для мучения диаволу и ангелам его, рассекается гласом Господа, дабы за сим в нем было две силы: одна — попаляющая, а другая — просвещающая; мучающая и карательная сила того огня сохранена для достошшх мучения; а просвещающая и осиявающая — предназначена для осияния ликующих. Итак, для того — глас Господа, рассекающего и разделяющего пламень огня, чтобы мрачная часть была огнем мучения, а неопаляющая пребывала светом наслаждения"

А учитывая, чтО есть Свет, в Котором ходят праведники, по мнению самого Василия (и всех других отцов Восточной Церкви):

"Сам Бог будет для них вечным светом, озаряя их сиянием Своей славы"

- можно сделать вывод, что гееннский "несветящийся" огонь и свет, осиявающий праведников для Василия есть одна и та же реальность, то есть Сам Бог. Который воспринимается, правда, в том и другом случае совсем по разному..

свт. Григорий Богослов, друг и соратник Василия Великого:

ад, согласно Григорию представляет собой "клокочущий пламень, ужасная тьма, червь и всегдашнее памятование наших грехов". Более подробно Григорий отказывается говорить об этих вещах:

"Не стану говорить, каковы мучения там для тех, кому здесь Он дает пощаду, но скажу только то, что лучше быть наказуему и очищаему ныне, нежели там быть преданным мучению, когда время наказанию, а не очищению"

"Для меня достоплачевнее будущие мучения и казнь, ожидающая грешников. Не говорю еще о величайшем наказании, то есть о том, сколько для них будет мучительно отторжение их Богом"

"И изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, - который ныне сокровен во Христе, напоследок же с Ним явится, - а сотворшии злая в воскрешение суда, которых осудило уже неуверовавших судящее их слово. И первые - наследуют неизреченный свет и созерцание святыя и царственные Троицы, Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым их умом (в чем особенно и ставлю Царство Небесное); а уделом вторых, кроме прочаго, будет мучение, или, вернее сказать, - отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца."

Таким образом, Григорий, как и Василий, считает два главных мучения для грешников - отлучение от Бога и стыд в совести.

Так же, он уже прямо говорит, что Бог есть свет для добрых и огонь для злых:

"Как солнце обличает слабость глаза, так Бог Своим пришествием - немощь души И для одних Он - свет, а для других - огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества Он встречает в каждом."

"Знаю же, что Бог есть огонь для злых и свет для добрых"

свт. Григорий Нисский, младший брат Василия:

Сильно сомневается, что можно описать адские мучения адекватно в словах. Они представляют собой «какие-то неизвестные и невыразимые болезни, изображение которых в слове не поддается в той же мере в какой и природа ожидаемых благ», «не подчиняются силе слов и недоступны гаданию разума».

Тем не менее Григорий Нисский объясняет, если говорить кратко, что под тьмой кромешной и огнем негасимым следует понимать мучения неспособности сопричастия к свету, то есть к Богу, по причине привязанности ко греху, мучения от лишения благ и невозможности удовлетворить свои страсти, а под червем неумирающим – мучения совести – «червь совести, всегда грызущий душу стыдом и возобновляющий ее страдания напоминанием о сделанном в жизни худо» .

Григорий Нисский высказывал мнение что мучения грешников имеют конец. Это мнение не было принято святоотеческой традицией.

свт. Иоанн Златоуст:

об огне адском:

«Будущие блага превышают всякий ум, не только слово; а противоположное им, хотя выражается словами, обычными для нас, - ибо там, по словам Писания, огонь, мрак, узы, червь нескончаемый, - означают не только то, что выражают, но нечто другое, гораздо ужаснейшее. Дабы ты убедился в этом, обрати теперь же внимание во-первых на следующее. Если там огонь, то скажи мне, каким образом там же и мрак? Видишь ли, что он гораздо ужаснее здешнего? Он не угасает, потому и называется неугасаемым. Представим же, какое мучение быть сожигаемым непрестанно, находиться во мраке, постоянно испускать вопли, скрежетать зубами и не быть услышанным? Каково быть сожигаемым вместе с убийцами всей вселенной, ничего не видеть и не быть видимым, но среди такого множества людей считать себя одиноким? Ибо мрак и отсутствие света не дозволят нам распознавать даже ближних, но каждый будет в таком состоянии, как будто бы он страдал один»

«Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастьем лишиться той божественной славы, быть возненавиденным Христом и слышать от Него «не вем вас»».

«Лишение благ причиняет такую печаль, такую скорбь и муку, что если бы и никакое наказание не ожидало здешних грешников, то оно само по себе хуже гееннских мук будет терзать и возмущать наши души»

«Многие безрассудные желали бы только избавиться от геенны, но я считаю гораздо тягчайшим геенны наказанием – не быть в той славе; и тому, кто лишится ее, думаю, должно скорбеть не столько гееннских мучений, сколько о лишении небесных благ»

«знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но и думаю, что лишение небесной славы есть мучение более жестокое, нежели геенна»

Так же Златоуст высказывает вместе с Василием Великим и Григорием Нисским мысль, что гееннский огонь не имеет свойства светиться..

преп. Исаак Сирин:

«.. что несмысленнее или неразумнее такой речи: «довольно для меня избежать геенны – о том же, чтобы войти в Царство, не забочусь»? Избежать геенны и значит это самое – войти в Царство; равно, как и лишиться Царства – значит войти в геенну… не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть та мучительная геенна?»

«Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдающих долг свой. И вот, по моему рассуждению, гееннское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами.»

По мысли Исаака Сирина, переживание уныния – предвкушение геенны.

преп. Максим Исповедник. Повторяет и расширяет учение Григория Богослова и Исаака Сирина о Боге как одновременно свете для святых и огне для грешных, поддерживает мысль о том что восприятие Бога как света и любв в одном случае и огня и мрака, в другом случае зависит от субъективной направленности самого человека, его произволения, которое и в конечном счете и сформировывает тот или другой тип восприятия. что восприятие к сож, сейчас не могу привести цитаты – надо искать - а мне неохота, долго очень icon_smile.gif кратко эту мысль Максима сформулировал после него систематизатор богословия преп. Иоанн Дамаскин:

“Следует знать и то, что Бог не наказывает никого в будущем, но каждый делает себя восприимчивым к причастию Бога. Причастие же Бога есть наслаждение, а непричастность – наказание”

Эта непричастность Божественному свету была выражена преп. Симеоном Новым Богословом такими жуткими словами:

«…Но об одном обитании в теле, как в бочке,
После воскресения, как и прежде этого,
И чтобы никуда ни вне не выглядывать,
Ни внутрь совершенно не воспринимая света,
Но лежать таким образом, лишаясь
Всех здешних наслаждений и будущих…»

«Где же будут стоять, удивляюсь я, отпадающие от Бога и далеко отстоящие от Того, кто везде находится? И поистине, братие, это – чудо, исполненное великого ужаса, и чтобы хорошо уразуметь его и не впасть в ересь, как бы не доверяя глаголам Божественного Духа, требуется рассуждение ума просвещенного. Хотя и они будут находиться внутри «всего», но, поистине – вне Божественного света и вне Бога. Ибо подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, совсех сторон бывают освещены им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением; так и Божественный свет Троицы есть во «всем», но грешники, заключенные во тьме, и среди него не видят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства; но опаляемые и осуждаемые собственной совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки»


, свт. Марк Ефесский, последний византийский богослов (правда, после него был еще свт. Геннадий Схоларий, его ученик, первый константинопольский патриарх при турках..):

. Грешник предпочитает любви Божией какие-нибудь суетные удовольствия или страсти, благоденствие, славу, вообще что-нибудь скоропреходящее. Но явно, что и это предпочитает он не как что-либо скоропреходящее или временное, так как он желал бы, если бы мог, всегда обладать сим, и навсегда забыть о Боге. Посему-то и скорбит он, как-скоро должен бывает расстаться с сими благами, и прилепляется к ним сильно, как бы на всю жизнь: а Бог для него — пустое слово. Итак, и по суду самого грешника оказывается справедливым, если он навсегда лишится Бога, которого решился он презирать; а между тем неизбежно ему расстаться и с земными благами, ибо они по самой природе своей недолговечны. Но сие-то вечное и совершенное лишение и есть уже мучение. Впрочем, оно будет сообразно с прегрешениями каждого: это — великая и кромешная тьма (Мф. 8, 12; 22, 13; 25, 30) для тех, которые возлюбили внутренний мрак неведения и не захотели внимательно смотреть на Божественный свет; — ядовитый червь для тех, которые дорого ценили плотские удовольствия и валялись в тине страстей; — тартар для тех, которые охладели в любви к Богу и ближнему; — огнь неугасимый для тех, которые воспламенялись гневом и доходили до неистовства; — скрежет зубов для тех, которых уста осквернялись злословием и богохульством. Таким образом, если
Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 2icon_cool.gif, то для отпадших от Бога, по сему самому, не останется ничего более, кроме страданий душевных и телесных.

праведникам огонь будет дан в удел, как свет, а грешникам, как горение для ощущения более страшной муки, как и сказано Давидом: "глас Господа, пресекающего пламень огня". Как это могло бы случиться, если не будут подлинно существовать тела, которыми будет обладать тот огонь; тела, конечно, несветящиеся и мрачные и этим только отличающиеся от тел святых.


Вот его ответ латинянам на о главной причине мучений грешников в вечности (в контексте полемики о чистилище):

«После сего, в-восьмых, вы спросили: - является ли лишение созерцания Бога большим мучением для осужденных, нежели - вечный огнь, и теперь ли уже караются осужденные таковым мучением. - И на это мы ответили, что лишение созерцания Бога является большим и более тяжким мучением, чем все иные, как являющееся причиной и основой и прочих страданий; будет же оно еще во много раз более тяжким и большим после горького оного и окончательного приговора: "Идите от Мене проклятии во огнь вечный". Ибо тогда и они увидят Бога в последний раз, насколько допущено тем видеть, и уже более (никогда) не увидят Его и не будут иметь и надежды увидеть Его, и то самое, что они прогневали Такого и Такового Владыку, будет терзать их мучительнее всего.»

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Yustas
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Feb 09, 2005
Сообщения: 486
Откуда: Москва, МЦХ

Сообщение Добавлено: Чт Dec 28, 2006 12:33 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей, спасибо.
Буду читать.

_________________
Scribitur ad narrandum, non ad probandum - пишут для того, чтобы рассказать, а не для того, чтобы доказать.
Квинтилиан
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
@nd
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Nov 08, 2006
Сообщения: 27

Сообщение Добавлено: Пт Dec 29, 2006 12:28 am Ответить с цитатойВернуться к началу

ИХМО почему их? Достаточно просто - Бог объективен, а человеческое восприятие субъективно, праведники в конце мира обретут истину и узрят Бога таким какой он есть. Грешники окажутся среди призраков своих грехвов. где их будут грызть их субъективные черви и где будет их субъеутивный огонь. Ад это там где нет Бога, а Бога как раз нет в субъективном, в нашем сознание. Он вне , он один до конца реален. В аду же как раз и не будет Отца, человек будет блуждать среди химер порождённых его грехами

_________________
О том, что лучше задохнуться, чем вдыхать этот дым,
О том, что лучше быть коричневым, чем голубым -
Пой, моя упрямая религия, пой!
Медведев О.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mailICQ Number
Yustas
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Feb 09, 2005
Сообщения: 486
Откуда: Москва, МЦХ

Сообщение Добавлено: Пт Dec 29, 2006 2:34 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

@nd писал(а):
Ад это там где нет Бога, а Бога как раз нет в субъективном, в нашем сознание. Он вне , он один до конца реален. В аду же как раз и не будет Отца, человек будет блуждать среди химер порождённых его грехами


@nd, то есть представляется картина, подобная описанной Льюисом в "Расторжении брака"?

_________________
Scribitur ad narrandum, non ad probandum - пишут для того, чтобы рассказать, а не для того, чтобы доказать.
Квинтилиан
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему Кто читал этот топик
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 3.346 секунды
:: Связаться