"Бич Российской Земли"

Раздел библиотеки: "Публикации в прессе" 10.09.2003


В западных странах критерием определения секты является не вероучение, а способы воздействия на человека, покушение на его свободу и независимость.

В общественной жизни сложилась странная ситуация. Появившиеся в последние несколько лет всевозможные секты, течения, представительства "нетрадиционных религий" получили практически в бесконтрольное пользование страну с тысячелетней православной историей. До сих пор не принят закон, регулирующий деятельность подобных организаций. В крупных городах уже созданы центры, занимающиеся проблемами людей, попавших под влияние тоталитарных сект. В провинции, более консервативной, еще не осознана опасность распространения учений, потенциально способных разрушать жизнь человека. Центральные газеты часто сообщают о подобных случаях, но материал подается как сенсационный, следовательно, отчужденный от реального читателя.
Феномен "нетрадиционных религий" можно рассматривать с разных точек зрения: культурно-исторической, философской, психологической, юридически-правовой. Современные люди, считают исконную веру недостаточно изящной, научной, унижающей "человеческое достоинство". При этом они охотно поклоняются учителю-наставнику и безликому Абсолюту-Всемогуществу, наивно рассчитывая на решение всех проблем при минимуме усилий. Удивительно, что идеи, лежащие в основе подобных учений, пытаются проникнуть в академическую систему, в результате чего поиск Истины подменяется изучением и оправданием оккультно-мистической феноменологии.
В западных странах (Франция, Дания, Финляндия) критерием определения секты является не вероучение, а способы воздействия на человека, покушение на его свободу и независимость.
Специфической особенностью этого воздействия является применение различных средств контроля сознания человека, его мышления, поведения, круга общения, получения информации и т.п. Довольно часто в средствах воздействия можно встретить элементы восточной психофизической тренировки. Основательно "переваренные" Западом, они весьма далеки от своей изначальной формы, базирующейся на породившей их культуре. Неоднозначны и цели применения этих техник. Например, применение "медитативной техники" возможно как в целях совершенствования личности, так и ее разрушения. В последнем случае человек становится раскрепощенно-расслабленным, удовлетворенным, разучившимся думать критически, пассивно воспринимающим "иную реальность". Достигаемую эйфорию называют "состоянием полного здоровья", позволяющим "эффективно раскрывать внутренние возможности", что и обеспечивает коммерческий успех. Не учитывается только, что за эйфорией обычно следует депрессия. Комплекс подобных упражднений существенно деформирует личность, превращая человека в управляемого биоробота. Эти выводы - результат аналитической работы московских и петербургских психиатров и психологов, православных священников, взявших на себя труд исследовать заблуждения человеческого ума в поисках Бога и Истины*.
Американская статистика, представленная в книгах Шерон.С.Роуза, подтверждает, что учителей и учеников оккультизма в равной мере постигают умственные и эмоциональные расстройства, самоубийства, покушения на убийства, одержимость.
Средства воздействия на психику человека изучал и болгарский профессор Тодор Дичев. Он приходит к выводу, что использование непроверенных и неадекватных (несовместимых с целями) психотехник может давать самые непредсказуемые результаты, особенно, когда ближайший результат выглядит эффектно. Тодор Дичев приводит такой пример. В Болгарии решили с помощью психологически направленного воздействия обучить иностранным языкам группу молодых людей. Сначала результат казался весьма перспективным: наблюдался всплеск психической активности, молодые люди действительно стали говорить на иностранных языках. Через некоторое время все испытуемые умерли. Дичев сообщил об этом факте в связи со скандальными сеансами Кашпировского.
Если отнестись всерьез к выше изложенному, то придется признать необходимым создание структуры, защищающей здоровую часть общества от подобных воздействий. В Москве и Санкт-Петербурге начали формироваться родительские комитеты, оказывающие противодействие сектантам со стороны родственников тех, кто попал под их влияние. Для эффективной работы необходимо сотрудничество с врачами-психиатрами, психологами, учителями, юристами, журналистами. Противоправный и общественно-разрушительный характер тоталитарных сект должен насторожить государственные и общественные организации, а также частных лиц, недостаточно информированных о последствиях распространения подобных учений.

"Алеша погиб полтора года назад. Выбросился из окна седьмого этажа. Его мама до сих пор не может простить себе смерти сына, кажется, что могла не допустить этой трагедии. Ведь с самого начала родители Алеши знали, что он ходит на собрания "Аум Синрике", увлекается восточной медитации. А потом вдруг Алеша стал какой-то странный: взгляд остановившийся и пустой, движения как в замедленном кино... Врачи назвали его состояние трансом. Но это уже потом, когда случилось непоправимое. Алеше было 13 лет".("КОНТИНЕНТ" N7 1996).

"Не секрет, что в нынешней России религиозные секты при определенной поддержке активно внедряются в школы, средние и высшие учебные заведения. В этом особенно выделяются такие секты, как "Церковь объединения" (МУНИСТЫ), "Московская церковь Христа", "Юнивер", "Гуманитарный центр Хаббарда" (САЙЕНТОЛОГИЯ). Поразительно, что секты преуспевают и в главном учебном заведении страны МГУ. У многих этих сект огромные финансовые ресурсы, часть которых - результат вымогательства под предлогом религиозных пожертвований. Многие секты занимаются активной коммерческой деятельностью, частным предпринимательством, используя приверженцев своего учения в качестве дешевой рабочей силы. ("ПРАВДА" 28.02. 1996, Марина Эратова "Верните наши души!") "У меня горе: дочь вступила в религиозную секту, ее увезли в другой город. Там она побиралась - выпрашивала деньги у прохожих Христа ради. Я знаю, что ее там избили, выезжал к ней в больницу, но она не хочет со мной разговаривать. Я обращался в милицию, там сказали: привозите ее домой силой, сами мы ничем помочь не можем, поскольку она совершеннолетняя"...("КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", 27.07.1994)

"Деятельность организации АУМ Синрике сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности. "С каждым годом наращиваются финансовые возможности АУМ Синрике, где материальные пожертвования включены в число наибольших заслуг последователя движения. В связи с этим выстраивается и строго соблюдается зависимость между суммой пожертвования и видами поощрения. В свой последний приезд в Москву, прямо стрибуны спорткомплекса " Олимпийский" Секо Асахара заявил перед многотысячной аудиторией: "Жертвуйте! Жертвуйте на пределе! На пределе пределов! Голодайте, но жертвуйте своему Гуру!" ("СЕМЬЯ", 11 1996).

"Наших детей вовлекли во вредоносную секту "Аум Синрике", возглавляемую японцем Асахарой. Наши дети - от 18 до 27 лет - проживают в секте от нескольких месяцев до нескольких лет. Над ними проводят чудовищный экперимент, мантрами и медитациями подавляют аппетит и сексуальные желания, все они имеют мертвенно-бледный цвет лица. Домой им запрещают ездить, им разрешают читать только труды Асахары. Там нет радио, телевизора, книг и газет. Некоторые из верующих уже отдали Асахаре и его приближенным квартиры и машины, а сами постоянно живут в секте. Спят на цементном полу, вповалку мужчины и женщины...Спят по 5-6 часов в сутки (люминисцентное освещение не выключают и ночью). Все делают, чтобы сделать их сумасшедшими. Там содержатся все вместе: и наркоманы, алкоголики, курильщики, и люди, которые никогда не пили, не курили, не потребляли наркотиков и не состояли на учете в психдиспансере... На улицу они не выходят (им не разрешают). На наш взгляд, происходит нарушение прав человека - им не дают интеллектуально развиваться, нормально жить, питаться. Асахара же им не разрешает учиться и работать. То есть в секте они работают на Асахару по 15 часов в сутки, но зарплату им не платят, внушив им, что они монахи и должны работать на Асахару бесплатно...Нарушаются и юридические права родителей: одни из них уже инвалиды, другие без поддержки вырастили своих детей и сейчас имеют право на моральную и материальную поддержку своих детей. Помогите! Отчаявшиеся родители." ("ЗА РУБЕЖОМ", N4 1995, СТР. 8-9).


* Суммация исследований о влиянии культовых систем на личность была проведена на научно-практической конференции "Тоталитарные секты и права человека", состоявшейся в январе 1996 года. В России наиболее распространенными и опасными признаны секты: "Свидетели Иеговы", "Церковь объединения Муна", "Международная церковь Христа" - "бостонское движение", "Церковь Сайентологии", "Общество сознания Кришны", "АУМ Синрике", "Великое белое братство", "Община единой веры Виссариона", ""Богородичный центр".

Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-69.html