10 ошибок и заблуждений в отношении православных 30.12.2004 Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.(Прит.21:22) Олег Козырев написал "Олег Козырев 10 ошибок и заблуждений в отношении православных НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ Нужно ли говорить о православии в нашей церкви? Стоит ли поднимать этот вопрос в общении друг с другом, на собраниях наших домашних церквей, на наших службах? Можем ли мы, в конце концов, об этом говорить? Прошедший год только еще более подтвердил мою искреннюю убежденность: и нужно, и стоит и можем. По традиции, замечу, что мои размышления ни в коем случае не являются размышлениями ученого мужа, все познавшего и проникшего во все. Следует понимать, что учение Православной Церкви столь широко и столь многообразно, что даже вдумчивые православные верующие, пожалуй, не владеют всей информацией обо всем разнообразии мыслей внутри этого течения христианства. За тысячи лет было написано много книг и сделана масса изречений. Даже такой важный элемент любой церкви, как катехизис, только в русском православии имеет несколько вариантов, а помимо катехизисов есть разнообразные «Точные изложения православной веры». Также, говоря о православии нельзя забывать о внутреннем многообразии этого явления, которое включает в себя и Армянскую Церковь, и Коптскую и греко-католиков даже, и старообрядцев. Следует понимать, что есть различия между этими церквями. Где-то – чисто управленческое (Украинский патриархат и Московский), где-то – доктринальное (Эфиопские Церкви, Армянская Церковь). Также, могу смело это сказать, практика православия может отличаться от храма к храму, т.к. немалую роль в жизни малой общины играет отношение ее настоятеля к своей работе. Тем не менее, я рискую броситься в эту пучину с надеждой хотя бы немного открыть для всех нас возможность аргументированной полемики с православием, без примесей наших заблуждений и неправд. Сразу хочу очертить область моего внимания. Ни в коем случае не берусь анализировать сейчас православное учение. На данной стадии, это было бы как минимум некорректно. В первом приближении я хотел бы скорее взглянуть на нас самих, сталкивающихся с православными. Поскольку я буду говорить об опыте прежде всего московских учеников Христа, то, естественно, в качестве условного оппонента предстанут представители РПЦ (Русской Православной Церкви) – именно по отношению к ним мы в основном позволяем себе определенные заблуждения и ошибки. Начнем, пожалуй. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись. (Прит.21:22) ОШИБКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ 1. «Ты православный? Тогда все понятно» Первейшая и грубейшая ошибка, это при встрече с православным человеком, сказать внутри себя «я все о тебе знаю». Протестантская гордыня внутри нас в этот момент уже выложила на полочки все аргументы против данного учения и против данного человека. И будет очень стыдно, если праведность встреченного нами православного разрушит наши иллюзии. Как исправить эту ошибку? Общаясь с человеком, разделяющим определенные идеи, важно общаться с человеком, а не с идеей. Об идее можно поговорить потом. Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. (Прит.20:5) Постарайтесь искренне понять мотивы человека, его веру. Иными словами, отнеситесь к нему с любовью, и Господь поможет вам. 2. «Православные плохо относятся к протестантам вообще и ко мне – в частности» Конечно, если говорить о доктринальном диалоге, православные совершенно определенно не разделяют взглядов протестантов (иначе они бы были протестантами). Между тем негатив в сторону протестантов исходит отнюдь не от всех православных. Нельзя забывать, довольно значительное число православных составляют бывшие протестанты. Более того, скорее всего именно с ними вам и придется столкнуться по жизни. Отчасти потому, что часть ушедших из нашей церкви стали частью РПЦ, а отчасти потому, что даже у ставших православными протестантов остался внутри дух проповедников и некоторые из них весьма активно занимаются прозелитизмом (обращением верующих из других конфессий). Так что, скорее всего вы можете не увидеть враждебности, но встретите глубокое понимание ваших нужд и проблем. Иными словами, вместо поверхностного соперника вам может встретится глубокомысленный собеседник. А вот к встрече с ним вы можете оказаться не готовы. Как исправить это заблуждение? Возможно, есть что-то внутри твоего сердца, что заставляет тебя настороженно относиться к православному человеку и, возможно даже, считать его чем-то вроде религиозного врага. Здесь нужно иметь дело со своим отношением, ведь даже о врагах вот что сказано: 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:43-48) 3. «С православными невозможно аргументировано говорить»[/u] Иными словами, речь идет о страхе общаться с православными. Часть из нас действительно чувствует себя неуверенно в своем богословском основании, а часть подспудно боится, что не сможет возразить на те или иные аргументы. Здесь я хотел бы сказать следующее. Конечно, не у всех есть дар полемистов и, возможно, не всем даже нужно понимать глубокие истины. Есть верующие в православии, которые кроме пары молитв больше ничего не знают о вере. Есть и в нашей церкви верующие, которые даже Первые принципы Кипа Маккина до сих пор не знают даже в общих чертах (а ведь при этом они успели уже устареть). Но! Во-первых, в аргументах самих православных в действительности много чего работает против них самих (я обещал не углубляться в полемику, поэтому лишь дам несколько примеров). А во-вторых, как это ни странно, с частью аргументов спорить и не надо, так как мы понимаем примерно одно и то же, просто говорим на чуть разном языке. Два примера: О крещении – православные обычно приводят в качестве аргументов отрывки из серии «крестились все домашние» - мол там наверняка крестились дети, но если внимательно их посмотреть, можно увидеть, что эти домашние уверовали и даже исповедовали свою веру, т.к. если там и были не взрослые, то это были как минимум подростки. О Предании – православные ссылаются на право церкви фиксировать и развивать некоторые учения, практики. Один из аргументов – именно соборы зафиксировали канонические книги Писания. Однако в самой этой фиксации – аргумент против, т.к. если бы Писания неизменно развивались – их не нужно было бы фиксировать. Между тем даже сами православные не зафиксировали круг книг или изречений, входящих в Предания, сформировав идею Предания как бы мистического, живущего внутри церкви. Следует понимать, что здесь я не привел универсальных аргументов и если первый вопрос – о крещении был построен на Писании, второй аргумент – всего лишь на внутренней логике. Но главное, не бойтесь понимать, изучать и исследовать. Что-то, возможно, станет для нас открытием и новым пониманием о Боге, а что-то мы сможем использовать для помощи людям. Не забывайте: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16) 4. «Православная вера основана на Предании, а не на Писании» Многое в православии возникло за годы жизни этой церкви. Это действительно факт. Но совершенно наивно считать, что православные не опираются на Писания. Опираются. И еще как! Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы большинство из нас знало их аргументацию и умело ее понимать. Понимая, что вы – протестант, мудрый православный скорее всего построит разговор с вами следующим образом. В первой части разговора он будет использовать Писания как таковые. Во второй – постарается показать вам, что Предания являются продолжением Писаний (т.к. «не все в Писании описано, как поступать, и часть понимания возможно взять только из Предания»). В свою очередь, обратившись к Преданиям, вы постарайтесь привести православного к Писанию. 5. «Православные священники – аналоги фарисеев в Новом Завете» Боюсь, если вы искренне так считаете, ваша вера сильно пошатнется в тот день, когда вы увидите священника, который заботится о бедных, или ходит в дома к своей пастве, или проводит у себя дома беседы по Библии (я бывал на таких встречах, проводимых одним священником). Иными словами – священники бывают разные. Надо сказать, что на фоне падения части наших собственных служителей некоторые православные могут быть на порядок более духовными, порядочными, скромными и мудрыми. Поэтому сразу хотелось бы, чтоб мы начали уходить от полемики из серии «а наши лидеры лучше ваших», т.к. если собеседник будет в курсе современных реалий нашей церкви, вы быстро придете к мнению «ну да, у всех проблемы похожие». И если ваша аргументация строилась лишь на примере людей (т.е. человеческом) – может быть туго. Вывод – ищите более глубокого основания своей веры. Добавлю: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лук.18:10-13) Как мы себя чувствуем по отношению к православным, как фарисей? Или мы думаем о себе и о Боге, как грешник? [u]6. «Православные не проповедуют» Во-первых, подход к вере у многих православных действительно радикально отличается от нашего. В корне проповеди православной – проповедь примером, жизнью. Не все тут у них ладится, но нельзя не признать, что этот вариант проповеди укореняется и в нашей среде. Во-вторых, непосредственно проповедь православными все же ведется. В большей степени – в тюрьмах, в армии, в больнице, т.е. там, где людям действительно может быть сложно. И надо отдать должное в этом православию. Что касается обращения людей из других конфессий – тут действительно православные не столь активны, но есть подвижники и среди них. Известнейший – Александр Мень, и жизнь и проповеди и книги которого до сих пор оказывают значительное влияние на жизни инославных (несмотря на то, что его уже нет в живых). 7. «Все православные…» Любопытен и вот какой факт. Несмотря на то, что к православным себя причисляет огромное число людей, активные православные имеют склонность не считать этих людей православными – когда речь идет о сравнении типа «вот мой сосед-алкоголик тоже называет себя православным» - православные говорят «это он называет себя православным, но православным не является». Не правда ли, похоже на наше «кто значит быть христианином»? Вместе с тем логика аргументации православных в этом вопросе может быть как слабой: «если вы попробуете крестить его – то это неправильно, ведь он – наш (тут уже не смотрят на образ жизни)», так и сильной: «лишь Бог может рассудить, кто является частью Церкви, а кто – нет, поэтому мы принимаем всех, кто сам хочет к нам пристать». Таким образом, несмотря на то, как живет ваш сосед, полемику вам придется вести скорее всего с активно верующим человеком, это нужно учитывать. 8. «У вас грешат. А у нас не грешат» Возможно, вы удивитесь, но церковные наказания в православии есть. Там лишают сана, не допускают до причастия и даже исключают из церкви. И до венчания могут не допустить, если был грех (хотя это, все же, признаемся, пока редкость). Конечно, все это касается активных прихожан, но все же…. 9. «Все, что старое – православное» Немного иной пласт рассмотрения вопроса – это собственно церковные документы и размышления. Дел в том, что как-то мы сами «отдали» многих первохристиан православным, хотя сами они себя православными не называли. Даже с формальной точки зрения раскол, приведший к образованию православной и католической церквей, состоялся лишь на пороге 1000 лет от рождества Христова, т.е. с формальной точки зрения аргументы «их» писателей ровно настолько же являются аргументами «наших» писателей. Это нужно понимать и не бояться этого. Поверьте, в трудах многих мыслителей, которые уважаемы православными, есть много «наших» аргументов. Возможно, часть из вас никогда не читала постановлений даже соборов. А зря. Очень советую посмотреть на итоги Никейского собора в плане аргументаций о крещении детей. Конечно часть оппонентов усиливавшихся в то время традиционных тенденций, осталось просто в безвестии, либо оклеветано. Например, мало кто даже из нас точно знаком с документами вселенского собора, осудившего иконопочитание. Но все же даже по крохам, донесшимся до нас, мы можем узнать объективную картину верований того периода. Вместе с тем, было бы справедливо, если бы мы, прочитывая эти документы, не были поверхностны, «выдирая» то, что удобно нам. Но равным образом можно не стесняться и спорить даже с известными апологетами, пусть и заочно, если они осмеливаются спорить с Писанием. 10. Спор со старым православием Если подвести чуть больший итог, то многие из нас, крестившиеся десять лет назад, продолжают спорить «со старым» православием, бывшим на заре перестройки. За эти десять лет в православии многое изменилось. Да, РПЦ претерпела не только хорошие изменения, были и у них свои «табачные» дела и свои конфликты и расколы (с той же Украиной, например). Но при этом нельзя не признать, что число общин православной церкви за эти годы выросло значительно. Возросла проповедь, даже в Интернете сайтов православной церкви больше, нежели сайтов протестантских. А ресурс Андрея Кураева вообще является одним из примеров того, как служители церкви не просто могут, но и должны участвовать в проповеди и поддержке членов церкви через Интернет. Важно признать, что момент примера, который был для нашей церкви несомненным аргументом, потихоньку тоже нивелируется. Отчасти из-за возрастания активности тех же православных. Отчасти из-за угасания Духа внутри нашей общины. Вместе с тем, ключевые аргументы Писания определенно говорят против того, чтобы быть членом ПЦ, в данной церкви совершенно четко проповедуется иное Писание, не то, что было преподнесено апостолами и Христом. Просто нам всем стоит отойти от наших стереотипов и научиться говорить аргументировано и точно. Вместе с тем, есть многое, что нам стоило бы взять в православии, как на уровне аргументации учения, так и на уровне практики. Не надо этого стесняться. Очевидно, что наша церковь слишком долго питалась исключительно американским мировоззрением, веками спорившем с католиками, но совершенно невнимательном к православию. Похоже, нам самим придется восполнять этот дисбаланс, и я призываю мудрых учеников уделить много внимания исследованию этому вопросу. Да, есть протестантские документы диалога с православием и нам их тоже необходимо изучить. Понять. Взвесить. Прошу осознать. Что никто кроме нас самих эту работу за нас не сделает. Совершенно определенно, что именно православие в Евразии будет основным нашим собеседником. 6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4:6,7) Очень важно, чтобы диалог строился без предубеждений и уж совершенно точно не на враждебном нам языке. Поверьте, многие православные отнюдь не считают нас врагами. А даже если и так – нам необходимо понимать, что перед нами сидит не человек с набором традиционных штампов, а человек, который любит Бога и который сердце свое вложил веру в того же Господа, в которого верим и мы. А примеры мучеников за веру, пострадавших в том числе и в недавнем советском прошлом, заставляют говорить как минимум об удивительной вере значительной части православных. Посему, будем искать верного, отвергать неверное, и будем стремиться жить в мире со всеми, насколько это от нас будет зависеть. Будем проповедовать Христа, будем искать понимания о Нем, отвергая ереси, но принимая правду. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конечно, я не осветил всех вопросов, я даже части из них не осветил. Но я верю, что пройдя хотя бы насколько бы то ни было значительный путь в понимании наших собеседников, мы многое приобретем и вряд ли что потеряем. Если мы то-то упустили о Боге – аминь, научимся и поймем. Но если также чем-то поможем хотя бы одному православному – это тоже будет очень славно. 13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - 14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. 16 Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; 17 пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. 18 Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! 19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. 21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. 23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. (Прит.3:13-23) Заранее благодарен за отзывы. 28.12.2004" |