Является ли Международная Церковь Христа культом?

Раздел библиотеки: "Церковь Христа, что не так" 09.08.2003


Исследование методов церкви

Возможно ли, что МЦХ - группа с высокими целями и десятками тысяч искренних, с хорошими намерениями членов - является культом?

В этом разделе мы сделаем выводы из предыдущего материала и статистических данных, чтобы ответить на этот вопрос. Мы обнаружим, что несомненно, МЦХ пересекается с определением деструктивного культа. [Во всяком случае критерии оценки объективны и понятны. Даже при неприятии приведенного исследования, его можно повторить, а также сделать выводы об отклонениях МЦХ, присущих большинству культов. Мы согласны с результатами опроса проведенного Майклом Лангоном и находим их актуальными на настоящий момент. - прим. перев.]

Содержание

Рабочее определение культа

Чтобы определить, является ли МЦХ или любая другая группа культом, мы должны начать со справедливого и точного определения слова "культ". (Примечание: называя группу "культом", не ставится задача осуждения группы или людей в ней. Психологическая модель "культа" обращается к поведению группы, а не к вере или искренности ее членов.)

Одно превосходное определение разрушительного культа дала организация reFOCUS (см. рис.1). Это определение достаточно широко, чтобы включить все типы культов (религиозный, политический, терапия или самосовершенствование, бизнес, и т.д.), но достаточно узко, чтобы исключить группы без злоупотреблений.

Рис.1: Культ - определение, данное reFOCUS:

... Является авторитарным в структуре власти - имеет структуру пирамиды с абсолютной властью на вершине
... Является тоталитарным в управлении поведения членов
... Имеет тенденцию иметь двойные стандарты поведения: один для лидеров и другой - для членов; один для внутренней части группы и другой - для имеющих дело с посторонними
... Имеет самоназначенных лидеров, имеющих специальную миссию в жизни
... Продвигает физическую или психологическую изоляцию от общества; имеет менталитет "мы против мира"
... Применяет обман в "обращении" и для улучшения оценки
... Использует методы изменения мышления (1)

Источник: reFOCUS pamphlet, Flagler Beach, FL, 1999.

Мы сравним эти критерии один за другим с МЦХ, используя ссылки на другие статьи RightCyberUp плюс исследования физиолога Майкла Лангона, который рассмотрел опыт бывших членов МЦХ.

Назад к Содержанию

Являются ли Международные Церкви Христа авторитарными в структуре власти? Имеет ли группа структуру пирамиды с абсолютной властью наверху?

Мы видели много свидетельств авторитарной структуры власти МЦХ, имеющей форму пирамиды:

  • Все члены МЦХ имеют "ученических партнеров", кому они дают отчет. Каждый "ученический партнер" в свою очередь, имеет своего наставника и так далее до высших лидеров (см. Обязательное наставление)
  • Структура лидерства МЦХ формирует настоящую пирамиду, с каждым уровнем, имеющим меньшее количество лидеров, которые держат большее количество власти (см. Структура лидерства ЦХ)
  • Основатель МЦХ МакКин подтвердил, что МЦХ имеют "вертикальную власть" с "иерархией" и "линиями власти" (см. Обязательное наставление)
  • Глава МЦХ имеет (МакКин ушел в отставку с поста Евангелиста Мировых Миссий в ноябре 2002 г. - прим. перев.) абсолютную власть на вершине (см. Человек Бога)

Изучение Майкла Лангона опыта бывших членов показывает авторитарность МЦХ:

93% бывших членов сказали, что членов учат доверять группе и лидерам (их собственным мыслям и мнениям)

88% сказали, что членам говорят подчинить себя (волю, поведение, потребности и желания) лидерству группы, чтобы угодить Богу

88% сказали, что членов учат, что подвергать сомнению, критиковать, не повиноваться или не доверять лидерам значит подвергать сомнению, критиковать, не повиноваться или не доверять Богу

78% сказали, что члены предупреждаются и вызываются если принимают решение без поиска совета у лидеров

и 95% сказали, что не ищущий или не следующий предлагаемому совету имеет плохое отношение, плохое сердце, и т.д. (2)

(числа округлены к самому близкому целому проценту)

Назад к Содержанию

Являются ли МЦХ тоталитарными в управлении поведением членов?

Мы увидели тенденцию МЦХ к властному контролю относительно поведения членов:

  • Контроль свиданий: наблюдение за тем, кого члены могут приглашать на свидания или строить устойчивые отношения; ожидания ученических партнеров, что члены будут сообщать детали свиданий [с кем, как долго, что делали, как поздно провожали и т.п. - прим. перев.]; ограничения по группам на физический контакт на свидании; прерывание отношений лидерством МЦХ и давление назначать времена в группе (см. Контроль свиданий)
    ["назначить время" - в идеале, проведение некоторого учения в соответствии с Евр.3:13 ("Но наставляйте друг друга каждый день"), однако это упразднено в 2002 году вместе иерархией наставников. - прим. перев.]
  • Контроль относительно отношений в браке, иногда включающий отчет супругов друг о друге (см. Брак)
  • Ожидания от членов повиноваться "совету" (см. Совет - просто совет?)
  • От членов ожидается признание всех грехов, чтобы удостовериться, что они поступают искренне (см. Обязательная исповедь)
  • Контроль и проверка финансовых пожертвований членов (см. Сборы под принуждением)
  • Требование посещаемости всех недельных собраний МЦХ (см. Обязательная посещаемость и Трудности истолкования Евр.10:25)
  • Ожидание от членов подчинения любых личных амбиций потребностям и желаниям группы (см. Умереть для себя?)
  • Ожидания от членов отвергать рабочие места, когда это неблагоприятно группе (см. Карьера) [есть такое понятие - "ученический график" - особо благословленный режим рабочего дня, позволяющий посещать все мероприятия организации - прим. перев.]
  • Ожидания от членов поставить на первое место в жизни обращение новых членов в МЦХ (см. Обращение под принуждением)
  • Ожидания от членов изменить индивидуальность, прическу, платье и что-либо еще, что могло бы сделать человека "замкнутым" и менее эффективным для обращения других людей (см. Стать всеми для всех) [Порой это выглядит забавно: со сцены как-то привели в пример брата, который так подражал бородатому наставнику, что сам отпустил бороду. Конечно, это всего лишь забавный случай, но подобные советы существуют, особенно, если вы неэффективны в проповеди из-за внешнего вида. - прим. перев.]

Изучение Лангона дает дальнейшее свидетельство поведенческого контроля в МЦХ:

100% бывших членов сказали, что членов поощряют подражать своим лидерам. 83% говорили о вызовах в случае, если они этого не делали.

95% сказали, что членов учат, что они должны исповедовать свои грехи лидерам.

83% сказали, что членов учат, что они должны лично жертвовать, чтобы давать деньги группе.

50% членов были по крайней мере однажды настоятельно даны советы проводить или не проводить свидания с определенным человеком.

85% прежних членов сказали, что членов учат, что они должны меньше спать (3)

(числа округлены к самому близкому целому проценту)

Назад к Содержанию

Имеют ли МЦХ двойные стандарты поведения?

МЦХ способствуют двойным стандартам между посвященными лицами (люди внутри группы) и посторонними:

  • Принимая во внимание, что члены, как предполагается, являются "открытыми" друг с другом относительно всего, при "обращении" посторонних не имеется никаких обязательств быть открытыми. Вместо этого, от членов часто ожидается, что они скроют свои истинные намерения от не-членов, чтобы вести их к "истине" (см. Не информированное согласие)
  • Обман определен иначе для подростков МЦХ, чем для взрослых, взаимодействующих с "миром" (см. Определение обмана и Ложь и основание церкви) [Подростков учат не скрывать своих мыслей и говорить то, что реально думаешь, не делать ситуацию "лучше", скрывая истину. В то же время при обращении взрослых эти простые правила не используются. - прим. перев.].
  • Члены МЦХ могут использовать частичную открытость при "обращении". Однако изначально подвергаются осуждению делающие то же самое, когда выносится заключение о лишении общения. (см. Двойные стандарты и Золотое правило)
  • Группа предъявляла иск критикам за якобы представление в ложном свете МЦХ, хотя МЦХ исказили главное судебное дело против своих членов (см. Сингапурский судебный процесс)
  • Группа жалуется на то, что с ней незаконно обращаются средства массовой информации, хотя искажает то, что средства информации говорят относительно МЦХ (см. Нападения МЦХ на средства массовой информации)
  • МЦХ позволяют себе время от времени изменять доктрину (см. статью Меняющиеся настроения), но воспринятые ложно доктрины других религиозных групп автоматически рассматриваются как ересь. [Например: 1) Маккин верил, что он не пророк. Потом он заявил, что является настоящим пророком. 2) Также говорилось о автономии каждой из МЦХ, однако сейчас об этом не может быть и речи. 3) Относительно спасения в других Церквях. В начале учили, что спасены и другие Церкви, однако настроения изменились и МЦХ предстала эксклюзивной Церковью Христа (одним Телом Христа), потому что в других Церквях не делали того же что и в МЦХ. - прим. перев.]
  • Искренние религиозные личности вне организации воспринимаются, как "искренние, но искренне заблуждающиеся", при этом искренность членов или лидеров МЦХ обычно автоматически оправдывает их действия (см. Двойные стандарты и Золотое правило)

В других примерах двойных стандартов МЦХ зачастую оказывается, что лидеры руководствуются другим набором этических стандартов, чем рядовые члены:

  • Прогресс, ошибки и слабости членов обсуждаются на собраниях лидеров, но, когда члены говорят критически относительно лидеров, это рассматривается как "сплетни", "клевета" или "желание спорить" (см. Двойные стандарты и Золотое правило)
  • Члены не могут читать негативный материал, но лидеры могут (см. Прививка против критики)
  • Члены не могут говорить с бывшими учениками официально лишенными общения, но лидеры могут (см. Отрезание (исключение из общения))
  • От членов ожидается, что они будут более открытыми относительно своих финансов, чем группа в целом (см. "Наши книги открыты")
  • От членов ожидается, что они будут жертвовать материально, в то время как другие получают большие жалованья, несут большие расходы на транспорт или живут в дорогих домах - так используются те же самые деньги, пожертвованные членами (см. статью Финансы МЦХ) ["хорошими вложениями инвестиций в Царстве Бога" назывались приобретенные дома чикагского евангелиста Джона Маннеля и лидера Сектора Мира Стива Джонса ценой 400 и 346 тыс. долларов соответственно - прим. перев.]
  • От всех членов ожидается, что они будут отчитываться своим наставникам, тем, кто "над ними в Господе", кроме Кипа МакКина [и мы уже знаем, к чему привела такая практика - прим. перев.] (см. Человек Бога).

Назад к Содержанию

Имеют ли МЦХ людей, назначивших самих себя лидерами, которые имеют специальную миссию в жизни?

  • Основатель МЦХ Кип МакКин объявил себя "человеком Бога", выполняющим план Бога в сегодняшнем мире (см. Человек Бога)
  • МакКин сказал, что Бог положил план в его сердце обратить мир в одном поколении (см. Человек Бога)
  • МакКин назначил сам себя: хотя он и был первоначально приглашен в 1979 быть Евангелистом в маленькой церкви штата Массачусетс, МакКин никогда не был избран как лидер движения. Скорее, он объединил власть, требуя быть выбранным Богом (см. Тридцать потенциальных учеников в Бостоне)
  • МакКин выбрал Лидеров Сектора Мира, которые служат ("служили" - прим. перев.) под ним; Лидеры Сектора Мира не назначали МакКина (см. Человек Бога)
  • Старшие лидеры (старейшины, учителя - прим. перев.) МакКина - назначенные на свои позиции МакКином - подтверждают идею, что Бог работает через МакКина, чтобы вести "движение Бога" (см. Человек Бога)
  • МакКин утверждает, что он "восстановил" церковь Нового Завета и доктрину Нового Завета (см. Человек Бога) - даже при том, что многие из его доктрин и методов не могут быть ни найдены, ни разумно выведены из Библии
  • Объявленная миссия МакКина и Лидеров Сектора Мира состоит в том, чтобы закончить Великий Наказ Иисуса Христа в одном поколении (см. Большая квота)

Исследование Лангона бывших членов также показывает, что МЦХ и лидеры учат, что они играют особенную роль в человечестве:

98% сказали, что членов учат, что это движение - Царство Бога.

70% сказали, что членов учат, что лидеры группы - специальные посланники Бога - что они благословляются Богом.

85% сказали, что членов учат, что лидеры движения - более благочестивы чем рядовые члены (4)

(числа округлены к самому близкому целому проценту)

Назад к Содержанию

Использует ли МЦХ физическую или психологическую изоляцию от общества?

Мы видели много учения и практик МЦХ, которые вносят вклад в психологическую изоляцию членов:

Изучение Лангона находит дополнительное свидетельство психологической или физической изоляции членов МЦХ от остальной части общества:

95% сказали, что люди вне группы расцениваются, как "мирские" или "под влиянием сатаны", или "враги Бога"

90% сказали, что членов учат, что нет никаких других Христианских церквей вне движения, где может быть найдено спасение

73% сказали, что членам настоятельно советуют оставить прежние места жительства, чтобы жить с членами

73% сказали, что членов учат, что поехать домой, чтобы навестить родных или проводить время с друзьями вне группы может позволить сатане получить точку опоры, и 88% сказали, что проводить время с ними, не обращая их, значит не "искать прежде всего Царства"

55% сказали, что членов учат, что они не должны читать или смотреть средства массовой информации, освящающие деятельность группы [это называется "духовной порнографией" - прим. перев.]

80% сказали, что членов учат, что они не должны говорить с бывшими членами (5)

(числа округлены к самому близкому целому проценту)

Назад к Содержанию

Использует ли МЦХ обман в "обращении" и для улучшения оценки?

Мы нашли много наглядных примеров обмана в организации:

  • Дружба или появление дружбы используется, чтобы вовлечь других в группу (см. Влияние и использование дружбы) [есть такое понятие как "обращение через дружбу" - прим. перев.]
  • Лидеры могут поощрять (или допускать) использование скрытых предлогов в приглашениях на встречи группы (см. Не информированное согласие) ["мужской форум", театральная постановка, игра в баскетбол; на пригласительных зачастую подменяется имя организации: не-деноминационная, Христианская Церковь и т.п. - прим. перев.]
  • Беседы по Библии могут иметь скрытые повестки дня, неизвестные посетителям (см. Срежиссированные Беседы по Библии)
  • Лидеры утверждают, что МЦХ - не деноминация, когда в действительности они удовлетворяют всеобще принятому определению деноминации (см. Мы - не деноминация)
  • Более спорная доктрина в группе показана через постепенное раскрытие - новичкам говорят только то, что они "готовы узнать" в данный момент времени (см. Постепенное раскрытие)
  • Новичков просят в течение начальных занятий делать маленькие обязательства по отношению к группе или доктринам без понимания последствий этих обязательств (см. Манипуляция обязательствами)
  • Членов просят присоединиться к организации без действительного понимания, что за этим стоит (см. МЦХ: скрытая стоимость)
  • Сообщают членам, что они свободны, чтобы уйти, но когда они фактически пробуют это сделать, им сообщают, что они уходят от Бога (см. Свободен, чтобы уйти?)
  • Объявляя, что финансовые книги группы являются открытыми, не полностью отвечают на вопросы относительно финансов (см. "Наши книги открыты")
  • Представляют типичное финансовое пожертвование членов как 10% дохода, в действительности же, сбор может быть намного больше (см. Еженедельный сбор и миф о 10%) [С особенным сбором процент составляет 14,17%. Если учесть сбор бедным и др., то в среднем обязательная квота составит не менее 17% - прим. перев.]
  • Ложь может использоваться, когда необходимо основать иностранные церкви, и это правда (см. Ложь и основание церквей)
  • Заявляют, что НАДЕЖДА - благотворительная рука МЦХ, является отдельной организацией, фактически же управление и цели НАДЕЖДЫ тесно переплетается с МЦХ (см. МЦХ используют НАДЕЖДУ как прикрытие группы?)
  • Финансы НАДЕЖДЫ пополняются от корпораций и других благотворителей не из МЦХ, но трата денег производится на инициативы, которые косвенно приносят пользу МЦХ (см. Финансы НАДЕЖДЫ)
  • Использование НАДЕЖДЫ служит прикрытием для облегчения привлечения членов (см. МЦХ используют НАДЕЖДУ как прикрытие группы?)
  • Позволяют общественным деятелям быть обманутыми, не показывая связь НАДЕЖДЫ и МЦХ (см. H.O.P.E.: Helping Our Publicity Efforts)
  • Требуют называться "самой большой церковью" в нескольких городах, считая членов не так, как другие группы - и считая членов, которые живут вне столичных областей этих городов (см. Одна церковь, один город)
  • Продвижение мифа о том, что депрограммирование и заключение о лишении общения - одно и то же (см. Рекомендация выхода = Депрограммирование)
    [Считается, что депрограмматоры помогают людям идти в ад (службы, занимающиеся помощью людям, попавшим под влияние культов). Как-то МЦХ даже выпустило статью "Иисуса не удалось депрограммировать" (The Failed Deprogramming of Jesus). Остается вопрос кто же все-таки депрограмматор. Иисус не стал законником и фарисеем, однако МЦХ по-сути депрограммирует человека встать на путь законничества - прим. перев.]
  • Размножение ошибок относительно группы, прошлого и критики группы (см. статьи Заблуждения МЦХ)

Изучение Лангона опросило бывших членов об их вовлечении в движение. Ответы показали сильное несоответствие между тем, что людям первоначально сказали как новичкам и тем, во что они позже стали верить, как правду о группе:

70-ти процентам не сказали, что цель индивидуальных занятий по Библии состояла в том, чтобы они крестились в движение. Позже, 90% бывших членов сказали, что это было целью занятий по Библии.

53% бывших членов сказали, что им не пояснили, что Беседа по Библии, на которую они были приглашены, проводилась с целью обращения новых людей в движение. Позже, 90% бывших членов поверили, что это было целью Бесед по Библии.

68% бывших членов сказали, что их не предупредили о том, что у них обязательно будет наставник, когда они присоединяться к группе, до того, как они начали проводить занятия по Библии. Позже, 100% бывших членов поверили, что наставники были необходимы.

70% бывших членов сказали, что они не знали о том, что их открыто обсуждали на лидерских собраниях и что были люди, которые были назначены быть их друзьями и поощрять их стать членами. Позже, 95% бывших членов чувствовали, что это было правдой.

88-и процентам сказали, что группа была не деноминацией

45% не сказали, что местная группа, в которую они были приглашены, была частью Бостонского/МЦХ движения

(числа округлены к самому близкому целому проценту)

Назад к Содержанию

Используют ли МЦХ методы изменения мышления и психологического контроля?

Назад к Содержанию

Заключение

Сравнивая семь критериев reFOCUS с Международными Церквями Христа, мы видим, что МЦХ может классифицироваться как разрушительный культ. Рис. 2 суммирует результаты сравнения МЦХ с критериями reFOCUS.

Рис. 2: Подведение итогов. Суммарные Критерии Деструктивности МЦХ как Культа.

Характеристика деструктивнсти культа * МЦХ
Авторитарная структура власти в виде пирамиды Да
Тоталитарность в контроле поведения Да
Двойные стандарты поведения Да
Самоназначенные лидеры, имеющие особую миссию Да
Использование физической или психологической изоляции Да
Обман в "обращении" и для улучшения оценки? Да
Используют ли МЦХ методы изменения мышления и психологического контроля? Да

* Источник: reFOCUS pamphlet, Flagler Beach, FL, 1999.

Назад к Содержанию

Можно ли оценить культовые злоупотребления МЦХ?

Более научный метод для выявления культов состоит в том, чтобы использовать эмпирическое измерение, известное как "измерительная планка" для культового злоупотребления. Интересно, что одна из первых групп, которая изучалась подобным образом, были МЦХ.

Чамберс, Лэнуан, Доул и Грайс создали Группу Психологического Злоупотребления (ГПЗ), опрашивая прежних членов групп рассматриваемых культов (для оценки характеристики их групп). Исследователи использовали технику, называемую "анализ фактора", чтобы классифицировать 28 компонентов группы психологического злоупотребления по четырем главным областям: Согласие, Эксплуатация, Контроль мышления и Тревожная зависимость. Они выработали следующее определение "культа":

Культы - группы, которые часто эксплуатируют членов психологически и материально, обычно, заставляя членов исполнять требования лидерства, используя некоторые типы психологической манипуляции, обычно называемой контролем мышления, и через внушение укоренившейся тревожной зависимости от группы и лидеров. (6) [выделения добавлены]

Лэнуан позже дал Группе Психологических Злоупотреблений анкетный опрос для бывших членов Бостонской Церкви Христа. Группами для сравнения стали бывшие Римские Католики и бывшие члены Товарищества Университетских Христиан. Он нашел, что "бывшие Бостонские члены оценили свою группу как значительно более злоупотребляющую в отличие от результатов анкетирования бывших католиков и выпускников Университета" (7). Бывшие члены Католической церкви и Университета оценили свои группы в среднем существенно ниже отметки 84, которая отделяет "злоупотребление" от "отсутствие злоупотребления", в то время как две группы БЦХ дали средние оценки 105 и 108 (см. рис.3). Согласно шкале Группы Психологических Злоупотреблений, Бостонская Церковь Христа являлась группой со злоупотреблением, а Университет и Римско-католическая Церковь нет.

Рис. 3: МЦХ против Группы Психологических Злоупотреблений (ГПЗ)

В этом изучении Бостонская Церковь Христа также обошла группы, не принадлежащие МЦХ в каждом из четырех подразделов злоупотреблений: Согласие, Эксплуатация, Контроль мышления и Тревожная зависимость, показывая, что БЦХ соответствуют найденному эмпирическим путем развитому определению термина "культ".

Назад к Содержанию

Мифы МЦХ относительно культов

[Обратите внимание: движение МЦХ называлось культом начиная с ранней истории, но всегда сопротивлялось этому ярлыку. Чтобы увидеть некоторые контр доводы МЦХ, щелкните здесь.]

Назад к Содержанию

Примечания:

(1) reFOCUS pamphlet, Flagler Beach, FL, 1999.
(2) Michael Langone, An Investigation of a Reputedly Psychologically Abusive Group That Targets College Students, A Report to Boston University's Danielsen Institute, April 26, 1996.
(3) Ibid.
(4) Ibid.
(5) Ibid.
(6) William Chambers, Michael Langone, Arthur Dole & James Grice, The Group Psychological Abuse Scale: A Measure of the Varieties of Cultic Abuse, Cultic Studies Journal, 11(1), 1994.
(7) Langone, An Investigation...

Назад к Содержанию




Церковь Христа, МЦХ http://reveal.ru
Постоянный адрес статьи: http://reveal.ru/contentid-15.html