Reveal.ru :: Просмотр темы - память святого Максима Исповедника
Начать новую тему Ответить на тему Список форумов Reveal.ru » Вера и Церковь Кто читал этот топик
Автор Сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Пн Фев 04, 2013 12:20 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Сегодня 21 января (ст.ст.) или 3 февраля (нов. ст.) Церковь празднует память величайшего богослова, философа, мистика, догматиста, подвижника благочестия, мученика и исповедника веры - святого Максима Исповедника (+662)

философское и богословское наследие Максима Исповедника с живейшим интересом изучается и обсуждается богословами, учеными-патрологами, византинистами, написаны тонны исследований и монографий.

Действительно, это был великий мыслитель. Догматист, философ, богослов-мистик, подвижник, молитвенник-созерцатель, апологет, экзегет, исповедник, мученик.

человек, объединивший в себе, своей жизни, мысли, творчестве все линии бывшей прежде него церковной традиции, все богословские, догматические, мистические, нравственно-аскетические темы, молитву, подвижническую практику, мистическое созерцание и утонченную логику

Человек, давший окончательный ответ на философские вызовы, поставленные еще в 3-ем веке мыслью великого Оригена в полемике с его последователями.

Человек, согласовавший окончательно две линии православной христологии: христологию александрийской школы, свт. Кирилла Александрийского, св. имп. Иустиниана и пятого Вселенского собора - и христологию антиохийской школы, св. Льва Великого и отцов Халкидонского Собора, разгромивший севирианство - мощнейшее ответвление монофизитской ереси

Человек, блистательно опровергший ересь моноэнергизма в очном, публичном и свободном диспуте с бывшим константинопольским патриархом Пирром, идеологом этой ереси (и Пирр заявил, что признает победу Максима и отрекается от своих взглядов! Правда, это не помешало ему в дальнейшем снова возвратиться к ереси)

Человек, многократно опровергший ответвление моноэнергизма - ересь монофелитства, сформулировавший православное дифелитство.

Человек, чьи труды окончательно завершают здание православной христологии.

Человек, давший поражающие своей глубиной толкования на Священное Писание, богослужение и писания живших до него святых отцов, соединивший в мощном всеобъемлющем синтезе христологию с антропологией, космологией, онтологией, триадологией и эсхатологией.

И этот же человек, соединивший в себе все линии церковной традиции, мысли и духовной практики, как-бы духовно объединивший в себе Церковь - отказывается войти в евхаристическое общение с официальной церковной организацией - причем не с одной какой-то только поместной кафедрой - а со всеми патраирхатами, со всеми поместными церковными организациями, по причине того, что все они в какой-то момент вошли в сакраментальное общение с еретическим монофелитским константинопольским патриархатом и значит - все стали монофелитами (даже если кто-то и держал при этом фигу в кармане)

И этот человек, простой монах, не обладающий в Церкви и империи никакими политическими или административными полномочиями даже на низшем уровне, у которого не было ничего за душой, кроме поистине пресветлого и обоженного ума, чистого, кроткого, доброго и мягкого сердца - становится камнем преткновения для всей византийской элиты

заключенный, осужденный императорским судом, отправленный сначала в одну, потом в другую ссылку, помещаемый в разные темницы и крепости - обладал настолько мощным значением и нравственным авторитетом, что они в течение нескольких лет уговаривали его, чередуя угрозы и лесть, признать императорский типос и войти в общение с царем и патриархом.

из письма Максима Исповедника к его ученику Анастасию:

Вчера, в восемнадцатый день месяца, который был Преполовением Святой Пятидесятницы, патриарх объявил мне, говоря: "Какой Церкви ты? Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? Вот, все они с подвластными им епархиями объединились между собой. Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к Кафолической Церкви, то соединись, чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергся тому, чего не ожидаешь".
Я сказал им: "Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что Он исповедал Его (Мф 16, 18 ). Впрочем, я хочу узнать условие, на котором состоялось единение всех Церквей, и если это сделано хорошо, я не стану отчуждаться


далее происходит богословский диалог, в ходе которого выясняется, что условие, на котором состоялось единение всех патриархатов - исповедание монофелитской ереси в более тонкой и малозаметной форме, которую Максим обличает точными логическими доводами; в результате Максим отказывается входить в общение с еретическими патриархами, и как финал разговора -

Но выслушай - сказали они - угодно владыке {царю} и патриарху по приказанию папы Римского предать тебя анафеме за непослушание и подвергнуть определенной ими смерти". "Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено об мне Богом и принесет Ему славу, определенную прежде всякого века" - ответил я.
(прп. Максим Исповедник. Письмо Анастасию)

Кратко это так изложено в Синаксарии службы Максиму Исповеднику:

Егда же папа римский Виталиан уступи царю, и вси первоседателе церковнии вступиша во общение с патриархом Константинаграда и с царем и причастишася ереси их, приидоша посланнии от царя и патриарха ко блаженному Максиму и реша, яко вси патриархи ныне с нами суть, и ты ли един еще противишися; он же тверд пребысть и тако им отвеща: аще и вселенная вся с еретики причастится, но аз никогдаже, яко Церковь кафолическая есть правое и спасительное исповедание Христа, Господа нашего

Итак, мысль святого Максима предельно ясна: Церковь - это прежде всего правое исповедание веры Христовой, а не церковная организация или иерархия. И если церковные иерархи, будь они даже патриархами, отпадают от правого вероисповедания, то возглавляемая ими церковная организация перестает быть Церковью - даже если это организация всей вселенской Церкви со всеми патриархатами и в ней не следует причащаться, хотя бы по внешнему виду она и сохраняла атрибуты православия.

Ни василевс, ни церковные иерархи, ни чиновники императорского двора не простили Максиму и его двум ученикам, Анастасию апокрисиарию и Анастасию монаху, его и их упорства:

Нечестивии же дерзновения и твердости его не терпяше, учеников святаго славных Анастасиев паки на суд повлекоша, самому же святому, в православней и непорочней вере пребывающу, руку и язык отрезаша. И оттуду в Лазикию на изгнание послан бысть

- говорится далее в Синаксарии. и даже когда через 18 лет был собран VI Вселенский Собор и дифелитская христология, разработанная святым Максимом, была признана догматической нормой православия, а его оппоненты - патриархи Пирр, Кир, Сергий и Павел - были преданы анафеме, сам Максим, его личность, оставался для многих архиереев, чиновников и в целом - высшей византийской элиты персоной нон грата, государственным преступником и церковным смутьяном, перед памятью которого, они, видимо, испытывали злобу и страх. Только спустя несколько веков, церковное почитание святого Максима утвердилось в Константинопольской церкви. Хотя вне Константинополя это произошло гораздо быстрее.

Для современных людей, особенно в России, вызов святого Максима очевиден: что важнее - подлинное святоотеческое исповедание веры, внутренняя святоотеческая традиция, ее дух - или церковная организация, увешанная внешними атрибутами православности? Этот вопрос, который рано или поздно должен встать перед каждым, который себя называет "православным христианином" и который каждый, именующий себя так должен дать перед своей совестью - ибо, как отвечал Максим Исповедник одному из придворных, пришедших к нему в темницу уговорить его на признание еретического типоса -"Господин мой! Нет ничего сильнее обличений совести и нет ничего дерзновеннее ее одобрений"

и еще: "Поистине вся сила неба не заставит меня сделать это, ибо что отвечу, не говорю Богу, но моей совести".

Сможем ли мы быть такими же твердыми, как святой Максим, в день испытаний?..


Последний раз редактировалось: Андрей Б. (Сб Май 04, 2013 6:14 pm), всего редактировалось 8 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Пн Фев 04, 2013 12:20 am Ответить с цитатойВернуться к началу

И еще один кусочек из " Жития" святого Максима:


Потом, после всего сообщения говорят ему: «Не имеешь общения с престолом Константинопольским?»

Он же сказал: «Не имею общения».

«По какой причине не имеешь общения?» — говорят ему.

И ответил: «Они отвергли четыре святых собора чрез девять составленных в Александрии Глав, — и чрез Екфесис, составленный Сергием в этом городе (Константинополе),— и чрез изложенный затем в шестом индиктионе Типос, — и так как что определили в Главах, то осудили в Екфесисе, — а что определили в Екфесисе то упразднили в Типосе, — и уничтожили самих себя столько раз. Осужденные таким образом сами собою и римлянами, на бывшем в восьмом индиктионе соборе низложенные и священства лишенные, какое могут совершать священноводство, или какой Дух может сходить на священнодействия, совершаемы такими (людьми)?»

И говорят ему: «Так что же? Один ты спасешься, а все погибнут?»

И сказал: «Никого не обвинили три отрока, не поклонившиеся истукану, когда все поклонились, ибо они заботились не о делах других, (людей), но о том, чтобы самим не отпасть от истины. (Так и Даниил вверженный в ров со львами, не осуждал никого из тех, кои не поклонились Богу по указу Дария, но позаботился о себе самом и предпочел умереть, а не отпасть от Бога и подвергнутся бичеванию своей совести за преступление божественных законов). И мне не дай Бог осудить кого-либо, что я один спасусь, но сколько могу, предпочту умереть, чем страх иметь пред совестью за то, что каким-либо образом преступил веру в Бога».


быть твердым в своей вере, отвергать ересь, не участвовать в еретическом причастии и отвергать даже действительность еретических таинств - и при этом не осуждать людей, которые так не могут - это уже вызов истинно-православным..

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Сб Май 04, 2013 6:19 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

интересно, как мало людей просмотрели эту тему... жаль

всем, интересующимся наследием святого Максима Исповедника в научном и/или духовном отношениях - прекрасное введение, написанное С. Л. Епифановичем http://hesychasm.ru/library/max/bizant/ep00_inhalt.html
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Чт Июн 13, 2013 6:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Издательство РХГА совместно с филфаком МГУ выпустило книжку Г. И. Беневича "Краткая история "Промысла". От Платона до Максима Исповедника". Собственно, это исследование развития одного из ключевых понятий поздней античности и восточной патристики "Промысел" (Πρόνοια, пронойа). Единственное исследование пока в своем роде. Специально отдельно по промыслу еще книжек не было.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему Кто читал этот топик
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 3.525 секунды
:: Связаться