В первую очередь ИМХО необходимо всё-таки определиться (насколько это возможно) что же такое подсознание, и в частности, чем и как на него можно влиять.
я так понимаю, что все, кто изучал проблему подсознания (="бессознательное"), относят к нему прежде всего до-человеческое наследие в психике человека - наследие животного мира: различные инстинкты, атавизмы и биологические влечения и реакции, выработанные в ходе эволюции животного мира, в борьбе за выживание. Это то, в чем психика человека имеет общность с психикой высших животных.
потом, к нему относят то, чего уже нету у животных, но есть только у людей - творческие и духовные интуиции, озарения, работу воображения, некие культурные архетипы ("коллективое бессзнательное" Юнга) и т.д.
Мне кажется - такое смешение совершенно разных сфер в один комплекс только по тому признаку, что и то и другое не относится к сфере рационального разума (рассудка, сознания...) - приводит к путанице и совершенно невнятным рассуждениям и размытию границ между человеком и животными. С точки зрения Писания и христианской мысли человек, хотя в нем присутствует и животная часть - сотворен по образу Божию, чего не сказано ни о каком животном. Только о человеке.
с христианской точки зрения у человека есть как слой психики (к которому относятся и общие с животными реакции и влечения), но, кроме того, в человеке есть то, что может уподобить его Богу - образ Божий, духовная часть человека, или "дух человека". святой Григорий Богослов (кстати - в православной Церкви его именуют " великим вселенским учителем") даже говорит о том, что душа человека - это "частица Божества" (конечно, сказано это было не в буквальном смысле, а в качестве поэтического образа).
И именно в этой духовной части человеческой природы располагается и совесть, и способность к творчеству, а так же - к духовному прозрению, откровению, видению ангелов и Бога. Другое дело, что в результате грехопадения первых людей даже дух человека оказался помрачен, искажен и порабощен более низшим движениям души - животным влечениям и страстям. Но это не значит, что он был полностью уничтожен.
Согласен почти со всеми высказываниями.
catatonic писал(а):
Чрезвычайно сомнительный для меня момент - это то, что под подсознание (то есть животную часть психики) подверстывается самые высокие проявления духа, и только лишь потому, что они не осознаны. Например, откровения от Бога. Или безмолвная молитва святого выше мысли, соединяющая его с Богом. Или видение нетварного света каким-нибудь святым. Святые учат, что такие феномены "ВЫШЕ" мысли, рассудка, рационального разума, а не "ниже" его.
Святитель Игнатий Брянчанинов называет человека "по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям"
Это из его "В помощь кающемуся":
"Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям;"
Николай!
Говорят ли этологи об уровнях постижения Любви?
Увы, очень сухо говорят. Программы, не более.
Цитата:
И применимо ли понятие совести к животному?
Высшим животным да. Также, как и все другие человеческие чувства.
Лично наблюдал угрызения совести у собаки приятеля (такса), когда она в его отсутствие лакомилась колбасой оставленной на столе. Это надо было видеть...
Собаку было в пору просто утешать
Человек отличается лишь гораздо более развитым интеллектом.
Цитата:
---
"Совесть – нравственное сознание,
Нравственное чутьё или чувство в человеке;
внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;
способность распознавать качество поступка; чувство,
побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда,
в различной степени развития".
Владимир Даль.
Несколько идеалистично-утопично. Даль он и есть Даль.
Жаль, нет Алмиды на форуме. Хотя, можно поискать беседы о совести.
Кажись, и Митрич участвовал.
У разных народов очень разное представление о добре и зле, и о совести.
Святитель Игнатий Брянчанинов называет человека "по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям"
Это из его "В помощь кающемуся":
"Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям;"
да, но Вы забываете другое - что сам же святитель Игнатий учил так о падшем человеке, не приобщенном к жертве Христовой. святые - это те, ктьо в таинствах и своим личным христианским подвигом по евангельским заповедям в при благодатной помощи Божией просветили свою совесть, дух, душу. Разе Вы не читали об этом у святителя Игнатия?
я Вам приведу цитаты из свт. Игнатия на этот счет, которые бы дополнили то, что Вы написали:
"Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову".
"Святой Иоанн Лествичник в слове о духовном рассуждении и о помыслах, страстях и добродетелях говорит, что оно является от непорочной совести и чистоты сердечной; что оно в новоначальных по преуспеянию есть познание падения и греховности своей; что оно в средних (по преуспеянию) отделяет истинное добро от естественного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиной добра; наконец, что оно в совершенных есть духовный разум, воссиявший от Святого Духа, и видящий образ действия зла в других человеках. Так святой Апостол Петр сказал Симону Волхву: в желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща. Святой Иоанн говорит, что Святые Божии имеют точное и подробное знание греха по откровению Святого Духа. Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку, сказал святой Петр Дамаскин.
"В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и других подобных свойств, нужно, чтобы при молитве действие этих свойств соединялись с действием ума."
А вот что пишет современник свт. Игнатия святитель Феофан Затворник:
Сознавая себя обязанным угождать Богу, [b]дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей.
Как видите, и святитель Игнатий и святитель Феофан согласно учат, что совесть относится к духу человека. Она не может быть у животных. То, что Вы видели у собаки приятеля - это не совесть в том смысле, в каком учат о ней святые отцы.
ВАше утверждение о том, что человек отличается от животных только интеллектом -тоже совершенно противоречит как Писанию, так и учению святых отцов. Интеллект - это рассудок. а у человека есть еще дух человека (о котором, кстати, говорят и Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник), которым он, например, мог изначально видеть Бога. ЕСли же Как Вы утверждаете у человека от человеческого остается только рассудок-интеллект - то ни о каком богообщении святых в молитве выше мысли, о котором они сами пишут - речи и быть не может. Ваша позиция совпадает рационалиста Декарта, а не с позицией Православной Церкви, Игнатия Брянчанинова и всех святых.
"У разных народов очень разное представление о добре и зле, и о совести."
- а Вы бы прочитали статью вначале темы. там говорится, что надо различать моральные представления и саму совесть, которая им не тождественна. у Вас идет смешение этих понятий моралдьные представления - это то, что возникает при деятельности совести ( причем, совести лжеименной), результаты ее деятельности, а не она сама.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах