Reveal.ru :: Просмотр темы - Что такое совесть?
Начать новую тему Ответить на тему Список форумов Reveal.ru » Беседка Кто читал этот топик
Poll

Что такое совесть?
подсознательные страхи и опасения, как утверждают этологи или их популяризаторы
11%
 11%  [ 1 ]
Божественое чувство, искра Божия или закон, вложенный Богом в человека
66%
 66%  [ 6 ]
проявление Сверх-Я, как учил Фрейд
0%
 0%  [ 0 ]
то, что связано и со Сверх-Я и с подсознанием, но не сводится к ним
11%
 11%  [ 1 ]
что-то еще
11%
 11%  [ 1 ]
Всего проголосовало : 9

Автор Сообщение
Николай
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 10, 2003
Сообщения: 3303
Откуда: КИЕВ.

Сообщение Добавлено: Ср Июн 09, 2010 2:59 am Ответить с цитатойВернуться к началу

catatonic писал(а):
Николай писал(а):

В первую очередь ИМХО необходимо всё-таки определиться (насколько это возможно) что же такое подсознание, и в частности, чем и как на него можно влиять.


я так понимаю, что все, кто изучал проблему подсознания (="бессознательное"), относят к нему прежде всего до-человеческое наследие в психике человека - наследие животного мира: различные инстинкты, атавизмы и биологические влечения и реакции, выработанные в ходе эволюции животного мира, в борьбе за выживание. Это то, в чем психика человека имеет общность с психикой высших животных.

потом, к нему относят то, чего уже нету у животных, но есть только у людей - творческие и духовные интуиции, озарения, работу воображения, некие культурные архетипы ("коллективое бессзнательное" Юнга) и т.д.

Мне кажется - такое смешение совершенно разных сфер в один комплекс только по тому признаку, что и то и другое не относится к сфере рационального разума (рассудка, сознания...) - приводит к путанице и совершенно невнятным рассуждениям и размытию границ между человеком и животными. С точки зрения Писания и христианской мысли человек, хотя в нем присутствует и животная часть - сотворен по образу Божию, чего не сказано ни о каком животном. Только о человеке.

с христианской точки зрения у человека есть как слой психики (к которому относятся и общие с животными реакции и влечения), но, кроме того, в человеке есть то, что может уподобить его Богу - образ Божий, духовная часть человека, или "дух человека". святой Григорий Богослов (кстати - в православной Церкви его именуют " великим вселенским учителем") даже говорит о том, что душа человека - это "частица Божества" (конечно, сказано это было не в буквальном смысле, а в качестве поэтического образа).

И именно в этой духовной части человеческой природы располагается и совесть, и способность к творчеству, а так же - к духовному прозрению, откровению, видению ангелов и Бога. Другое дело, что в результате грехопадения первых людей даже дух человека оказался помрачен, искажен и порабощен более низшим движениям души - животным влечениям и страстям. Но это не значит, что он был полностью уничтожен.

Согласен почти со всеми высказываниями.

catatonic писал(а):
Чрезвычайно сомнительный для меня момент - это то, что под подсознание (то есть животную часть психики) подверстывается самые высокие проявления духа, и только лишь потому, что они не осознаны. Например, откровения от Бога. Или безмолвная молитва святого выше мысли, соединяющая его с Богом. Или видение нетварного света каким-нибудь святым. Святые учат, что такие феномены "ВЫШЕ" мысли, рассудка, рационального разума, а не "ниже" его.

Святитель Игнатий Брянчанинов называет человека "по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям"
Это из его "В помощь кающемуся":

"Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям;"

http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/biblio/books/ignbr9/Main.htm
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Николай
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 10, 2003
Сообщения: 3303
Откуда: КИЕВ.

Сообщение Добавлено: Ср Июн 09, 2010 3:12 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Владмир писал(а):
Николай!
Говорят ли этологи об уровнях постижения Любви?

Увы, очень сухо говорят. Программы, не более.

Цитата:
И применимо ли понятие совести к животному?

Высшим животным да. Также, как и все другие человеческие чувства.

Лично наблюдал угрызения совести у собаки приятеля (такса), когда она в его отсутствие лакомилась колбасой оставленной на столе. Это надо было видеть...
Собаку было в пору просто утешать icon_wink.gif

Человек отличается лишь гораздо более развитым интеллектом.


Цитата:
---
"Совесть – нравственное сознание,
Нравственное чутьё или чувство в человеке;
внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;
способность распознавать качество поступка; чувство,
побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда,
в различной степени развития".
Владимир Даль.

Несколько идеалистично-утопично. Даль он и есть Даль.

Жаль, нет Алмиды на форуме. Хотя, можно поискать беседы о совести.

Кажись, и Митрич участвовал.

У разных народов очень разное представление о добре и зле, и о совести.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
catatonic
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Dec 16, 2006
Сообщения: 22

Сообщение Добавлено: Ср Июн 09, 2010 7:21 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Николай писал(а):

Святитель Игнатий Брянчанинов называет человека "по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям"
Это из его "В помощь кающемуся":

"Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям;"

http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/biblio/books/ignbr9/Main.htm


да, но Вы забываете другое - что сам же святитель Игнатий учил так о падшем человеке, не приобщенном к жертве Христовой. святые - это те, ктьо в таинствах и своим личным христианским подвигом по евангельским заповедям в при благодатной помощи Божией просветили свою совесть, дух, душу. Разе Вы не читали об этом у святителя Игнатия?

я Вам приведу цитаты из свт. Игнатия на этот счет, которые бы дополнили то, что Вы написали:

"Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову".


"Святой Иоанн Лествичник в слове о духовном рассуждении и о помыслах, страстях и добродетелях говорит, что оно является от непорочной совести и чистоты сердечной; что оно в новоначальных по преуспеянию есть познание падения и греховности своей; что оно в средних (по преуспеянию) отделяет истинное добро от естественного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиной добра; наконец, что оно в совершенных есть духовный разум, воссиявший от Святого Духа, и видящий образ действия зла в других человеках. Так святой Апостол Петр сказал Симону Волхву: в желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща. Святой Иоанн говорит, что Святые Божии имеют точное и подробное знание греха по откровению Святого Духа. Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку, сказал святой Петр Дамаскин.


"В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и других подобных свойств, нужно, чтобы при молитве действие этих свойств соединялись с действием ума."

А вот что пишет современник свт. Игнатия святитель Феофан Затворник:

Сознавая себя обязанным угождать Богу, [b]дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей.


Как видите, и святитель Игнатий и святитель Феофан согласно учат, что совесть относится к духу человека. Она не может быть у животных. То, что Вы видели у собаки приятеля - это не совесть в том смысле, в каком учат о ней святые отцы.

ВАше утверждение о том, что человек отличается от животных только интеллектом -тоже совершенно противоречит как Писанию, так и учению святых отцов. Интеллект - это рассудок. а у человека есть еще дух человека (о котором, кстати, говорят и Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник), которым он, например, мог изначально видеть Бога. ЕСли же Как Вы утверждаете у человека от человеческого остается только рассудок-интеллект - то ни о каком богообщении святых в молитве выше мысли, о котором они сами пишут - речи и быть не может. Ваша позиция совпадает рационалиста Декарта, а не с позицией Православной Церкви, Игнатия Брянчанинова и всех святых.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
catatonic
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: Dec 16, 2006
Сообщения: 22

Сообщение Добавлено: Ср Июн 09, 2010 7:33 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Николай, Вы пишете:

"У разных народов очень разное представление о добре и зле, и о совести."

- а Вы бы прочитали статью вначале темы. там говорится, что надо различать моральные представления и саму совесть, которая им не тождественна. у Вас идет смешение этих понятий моралдьные представления - это то, что возникает при деятельности совести ( причем, совести лжеименной), результаты ее деятельности, а не она сама.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему Кто читал этот топик
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 2.873 секунды
:: Связаться