Зарегистрирован: Dec 23, 2004
Сообщения: 618
Откуда: Москва, МЦХ
Добавлено:
Ср Окт 10, 2007 9:46 am
Цитата:
Просто - это только сам знаешь у кого. Написано "Путь глупого прямой в глазах его"
Обычно нормальный ответный ход в таком случае: "Вот вы и есть глупые, и ваш путь прям в ваших глазах. Учеником Христа быть нада, а не заниматься словоблудием!"
Я бы все-таки рассмотрел тот момент из писаний, гда написано как раз об опасности злословия того, чего не понимаешь...
А так, я уже много раз в себе лично обнаруживал, что
Цитата:
не спеши называть бредом все то, чего пока не понимаешь . А то мало ли, вдруг потом стыдно будет немножко...
_________________ Каждый понимает сказанное в меру своей духовности. Сергей Никитин.
Зарегистрирован: Dec 23, 2004
Сообщения: 618
Откуда: Москва, МЦХ
Добавлено:
Ср Окт 10, 2007 9:52 am
Цитата:
Что много лет удерживало меня, так скать, "в лоне протестантизма", так это непоколебимое убеждение, что все должно быть просто. А если не просто - если невозможно объяснить самому наипростейшему и необразованнейшему человеку, - значит уже не то...
Ну, в принципе, это не есть неправильно... Все и должно быть понятно самому наипростейшему и необразованнейшему человеку. Иначе, это не благовестие для всех... Вопрос в другом. Иногда пытающийся наставлять не способен "с высоты своей учености" объяснить простые вещи наипростейшему и необразованнейшему человеку. То есть просто что назывется "снизойти и уподобиться". Но это больше проблемы наствляющего. Объяснить возможно, но не каждый на это способен... С другой стороны, даже наипростейшие и необразованнейшие человеки бывают жутко гордые и высокомерные. Так что не способны принять даже разжеванное. Поскольку с годостью поступиться придется... Библию процитировать в подтверждение?
Библия - она же для всех! Так что рекомендую непоколебимое убеждение вернуть... А с протестантизмом - как сама пожелаешь...
_________________ Каждый понимает сказанное в меру своей духовности. Сергей Никитин.
Что много лет удерживало меня, так скать, "в лоне протестантизма", так это непоколебимое убеждение, что все должно быть просто. А если не просто - если невозможно объяснить самому наипростейшему и необразованнейшему человеку, - значит уже не то...
Ну, в принципе, это не есть неправильно... Все и должно быть понятно самому наипростейшему и необразованнейшему человеку.
Ну, тут не совсем так. На самом деле - и Андрей Белоус уже писал об этом не помню где - догматы нашей веры просты. Понятны любому человеку. И Библию, в общем-то, способен понять любой человек, умеющий читать. С одной стороны. С другой, ну вспомни, когда только начал открывать Новый Завет (или Ветхий, я не знаю, кто с чего начинал): тоже было непонятно, странно, нужно было вникать. Усилия прикладывать. Умственные, духовные. То же можно сказать и о начавшем приходить в храм. "Ничо не понятно", - это сначала. Потом становится все понятно, и язык церковнославянский не сложен (для русскоязычного человека тем более), - если есть желание вникать.
А я говорила несколько о другом - я так чувствовала, видимо, что все должно быть понятно безо всякого нашего усилия, без желания вникнуть и самим трудиться духовно с нашей стороны. Так не бывает. Так и не должно быть, ИМХО.
Цитата:
Иначе, это не благовестие для всех...
Нет, конечно, Евангелие - это благовестие для всех. Церковь - для всех. Ученых, неученых... Если дети в храме любят быть, что-то по-своему понимают, воспринимают, что говорить о взрослом человеке, умеющем читать, который способен разобрать текст Литургии, прочесть - что означают все действия, производящиеся во время службы, что они означают, о чем мы молимся. Вникнув в это, начать молиться вместе со всеми, если есть такое желание...
Цитата:
Библия - она же для всех!
Нет возражений.
Цитата:
Так что рекомендую непоколебимое убеждение вернуть... А с протестантизмом - как сама пожелаешь...
Да нет...
Протестантизм не виноват, конечно; я же пишу - мое было такое убеждение. В протестантизме тоже книжники есть, и еще какие (но не в "нашей" конфессии, конечно).
Мне кажется, что это правильно:
Цитата:
Сразу нужно сказать, что дело это непростое. Не потому, что учение Церкви как-то особо сложно или запутано, вовсе нет. Формально говоря, наша вера - это набор достаточно простых истин. Религиозные системы, например индуистские, гораздо более запутаны и туманны. Сложность здесь в том, что простые истины Христовой веры непросто усвояются. Здесь нужно затратить большой труд, и прежде всего - труд души. Это - длительный, и порой болезненный процесс.
Мнение же о том, что невежество - это правильно, есть и в православной среде. Все мы люди:
Цитата:
Есть, однако, взгляд, который почему-то считается "православным", что как раз ничего не нужно знать. "Ты вот ходи в храм, молись, постись, слушайся духовника - и спасешься, а читать там что-то, думать - впадешь в высокоумие, тщеславие и гордыню". При этом приводится аргумент, что человеческий разум не может познать тайны Божий, что наш разум падший, и поэтому нужно отстранить его от области веры, а веровать лишь сердцем.
Но такой взгляд - весьма опасное заблуждение. Не знать свою веру -значит вместо пути спасения идти по пути заблуждения. Вера объемлет все-го человека, не только сердце, но и разум, который дал человеку Бог, - дал прежде всего для уяснения пути ко спасению, или, что то же - для познания веры. Вот что пишет Свт. Феофан Затворник: "Знать свою веру - значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера... Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто не напрягался узнать их. Но - хотя непонятно существо предмета, и скрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится, точными и определенными понятиями. Слово "познавать" означает не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие... святой веры". И далее: "Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру... Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее, есть дело самонужнейшее; потому и ревность о нем должна быть самая первая. Кто иначе делает, тот морит дух голодом, или лишает его нужнейших потребностей... Никто не увольняется от обязательства узнавать всё всевозможно... Различают веру уясненную и неуясненную... Кто сознательно не доходит до последней по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон (разума) - признак смерти" (Начертание христианского нравоучения, стр. 344-346).
Таково мнение Свт. Феофана, учителя Церкви. Видите, никак нам не отвертеться от того, что познание веры - наша первая обязанность. И не нужно бояться высокоумия, тщеславия и гордыни: они не зависят от теоретического знания. Надмеваются, гордятся и тщеславятся и невежды, и они - скорее, чем люди образованные.
И никакого снобизма, не правда ли? Любой, самый простой и необразованный человек, может стать на этот путь и стремиться идти по нему. (Я вот тоже стремлюсь, понимая необходимость этого, хотя человек простой, и высшего образования даже не имею, и из культурной среды весьма невысокого уровня, ну и что? Конечно, есть и у меня, и у других, мне подобных, естественные ограничения, но чего-то достичь можно - и это будет на пользу душе.)
Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97
Добавлено:
Чт Окт 11, 2007 11:39 am
Андрей Б. писал(а):
Это будет так, если процесс старения тождественен процессу разложения умершего тела на стихии ("тления" во втором значении у Дамаскина, или, как говорят богословы, "истления", чтобы отличить от "тления" в первом значении). Но из данного толкования это со всей очевидностью не следует. Все таки, мне кажется, процесс старения живого тела и процесс разложения трупа - два разных процесса.
С точки зрения современной медицины это два разных процесса. Однако Дамаскину эта разница не могла быть известна. В его семантике твои понятия "процесс старения живого тела" и "процесс разложения трупа" передаются одинаково словом "тление", что буквально значит "порча, разрушение". Не думаю, что по Дамаскину Исус мог портиться самопроизвольно, т.е. быть тленным во втором смысле.
Андрей Б. писал(а):
Цитата:
Андрей Б. писал(а):
Но можно сделать вывод, что, если Сын Божий воспринял смертность, то он восприял так же естественный порядок старения, приводящий к смерти
Непонятно откуда это следует
"Господь же, став Человеком, не воспринял предшествовавшего Его рождению по плоти неправедного наслаждения, вследствие которого над природой [человеческой] был вынесен справедливый приговор в виде смерти, но, добровольно восприняв в страстное [начало Своей человеческой] природы саму естественную смерть, Он, разумеется, претерпел [ее], однако обратил вспять обыкновение смерти, которое было в Нем, как это совершенно очевидно, не осуждением естества, а осуждением греха. Ведь в Том, Кто родился не от наслаждения, смерть не могла быть осуждением естества, но [она могла быть только] уничтожением греха прародителя, благодаря которому страх смерти владычествовал над природой [человеческой]." (св. Максим Исповедник, "Вопросоответы к Фаласию")
Итак, Максим Исповедник говорит что Господь в вочеловечении воспринял естественную смерть, то есть, смерть, наступающую согласно законам естества. То есть, хотя сама смерть Спасителя исторически наступила отнюдь не от старости - но воспринята изначально она была как "естественная", то есть происходящая как и у всех людей в результате старения.
В своем толковании ты подменяешь семантику понятия "естественного" с древней на современную. Говоря о "естественной смерти" Максим вовсе не противопоставляет смерть от старости (естественную) смерти насильственной (неестественной). Но просто говорит о ествественной (т.е. по природе) способности всего живого перейти в мертвое по природе состояние.
Андрей Б. писал(а):
Я высказываю мнение о процессе старения в теле Спасителя, как свое частное богословское мнение, в котором я сам не уверен. В конце-концов, никто из отцов (насколько я знаю) напрямую не учил ни "за" старение, ни "против" старения и этот вопрос никак не догматизировался.
Я спрашивал не о старении. Современная биологическая теория истолковывает старение как особый процесс в организме, но в древности этой теории не было. Люди наблюдали, как старики (возрастная категория) слабнут, телесно разрушаются, их зрение притупляется, волосы седеют, и они назвали это "тлением". Это и значит выражаение "преклонный возраст", т.е. когда человек становится согнутым.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах