Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97
Добавлено:
Вс Сен 30, 2007 5:22 am
Marianna писал(а):
... никак не могли согласиться по поводу того, что же есть психическое здоровье или нездоровье. Что есть душевная болезнь и здравость. Кого - говоря обывательским языком - правильно будет назвать "нормальным" или "ненормальным"?
Ведь это же очень интересно. А сколько в этом вопросе, по-моему, стереотипов, ошибок...
На эту тему есть хорошее исследование, книга М.Фуко "История безумия в классическую эпоху". Там он исследует на примере Европы в период от 17го столетия до 1800 года как формировались представления о "психической болезни", ненормальности и безумии. Книга очень толстая, я ее сам целиком не прочитал. Основной результат автора, что эти представления о "нормальности/ненормальности" формируются на основе неприятия, отторжения обществом определенных людей, которые и получают наименования "безумных", "сумасшедших", "умалишенных", и наконец, "больных" (т.е. невиноватых в своем ненормальном поведении). Таких людей старались изолировать, исключать по максимуму из обычных жизеннных отношений, потому что они "непригодны" для этих отношений. Такие люди рассматриваются как чуждое, они - другие. Есественно, что при таком подходе религиозная активность человека должна закономерно рассматриваться как вид помешательства в обществе, если это общество в целом исповедует атеизм.
Almida писал(а):
Интересный психологический феномен. То есть побеждает, по сути, не рацио (которое приписывают человеку), а самый громкий крик. Побеждает тот, кому удалось перекричать. Печально.
Я побеждаю вовсе не за счет того, что я кричу громче всех. Я побеждаю... потому что не стремлюсь победить. У меня нет стремления навязать свои мысли другому человеку, впарить ему очередную "истину". Другими словами, я не следую авторитарной модели диалога, стремясь подчинить других своей власти, хотя бы даже это была символическая власть, власть на уровне слов - "я хочу чтобы они были со мной согласны, чтобы они думали как я".
Давно меня занимает одна мысль такая: мне кажется, что психическое заболевание - это гипертрофированное состояние того, что в Православии (и не только) называется страстью. По сути, мы все от рождения повреждены в своей целостности: у нас есть и телесные изъяны, и душевные (психические). То есть, полностью здоровыми психически людей и так назвать нельзя. Но если говорить о том, что "нормальным" обществом, официальной медициной этого общества признается за психическое расстройство или болезнь, то, думаю, это и есть та же страсть, что есть в каждом из нас, дошедшая до крайней своей степени, ставшая болезнью. (Например: обидчивость, подозрительность, мнительность ставшая паранойей, эгоцентризм и капризность - истерия и т.д...)
На эту тему есть хорошее исследование, книга М.Фуко "История безумия в классическую эпоху".
Спасибо, Юрий, я буду иметь в виду.
Цитата:
Есественно, что при таком подходе религиозная активность человека должна закономерно рассматриваться как вид помешательства в обществе, если это общество в целом исповедует атеизм.
Да. Тем более, что мы это тоже проходили в советский период (в его завершении), когда некоторых активных верующих уже не в тюрьмы сажали, а в психушки.
Но если говорить о том, что "нормальным" обществом, официальной медициной этого общества признается за психическое расстройство или болезнь, то, думаю, это и есть та же страсть, что есть в каждом из нас, дошедшая до крайней своей степени, ставшая болезнью.
Marianna, а как определить, крайняя уже или не крайняя еще степень? Сам человек это явно не увидит. Т.е. нужна оценка со стороны (например, общественное мнение).
Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97
Добавлено:
Пн Окт 01, 2007 11:46 am
Marianna писал(а):
Давно меня занимает одна мысль такая: мне кажется, что психическое заболевание - это гипертрофированное состояние того, что в Православии (и не только) называется страстью.
Мне твоя мысль кажется странной... Более естественно, мне кажется, ассоциировать психич. болезнь с тем, что в православии трактуется как одержимость бесами - это если брать ее крайние степени выражаения. А если брать не крайние степени выражения, то согласно православной точке зрения зерно безумия заложено во всяком зле, которое может сделать или помыслить человек.
ps По поводу "страсти" - очень интересно было бы узнать твои мысли на этот счет. Что ты называешь страстью, страстным состоянием, и что, стало быть, для тебя бесстрастие (apatheia)?
Но если говорить о том, что "нормальным" обществом, официальной медициной этого общества признается за психическое расстройство или болезнь, то, думаю, это и есть та же страсть, что есть в каждом из нас, дошедшая до крайней своей степени, ставшая болезнью.
Marianna, а как определить, крайняя уже или не крайняя еще степень?
Мне вообще кажется, что границы иногда очень тонки...
Цитата:
Сам человек это явно не увидит. Т.е. нужна оценка со стороны (например, общественное мнение).
Ну почему же? Я думаю (да и в учебнике так написано ), что человек с психическим заболеванием вполне способен осознавать свое состояние (это называется: "иметь критику", а если не осознает: то "критики не имеет").
Со стороны как раз - очень уж скользкий момент. Сколько людей, укладов, обществ, - столько и норм.
Давно меня занимает одна мысль такая: мне кажется, что психическое заболевание - это гипертрофированное состояние того, что в Православии (и не только) называется страстью.
Мне твоя мысль кажется странной... Более естественно, мне кажется, ассоциировать психич. болезнь с тем, что в православии трактуется как одержимость бесами - это если брать ее крайние степени выражаения.
Ну, так это и есть то, о чем я говорю. Одержимость бесами (согласно тем православным источникам, в которых я об этом читала ,) тоже просто так не случается. Она попускается как результат укоренения человека в каких-то очень страшных грехах. Приводился пример - хула на Святаго Духа. То есть позволение в разум и в тело несчастному человеку войти бесам - это результат того, что он творил до этого. А начало - страсть, которая развивается и достигает болезни.
Но я же ничего не утверждаю. Я не знаю точно. Мне так кажется просто...
Цитата:
А если брать не крайние степени выражения, то согласно православной точке зрения зерно безумия заложено во всяком зле, которое может сделать или помыслить человек.
Ну вот, а я о чем?
"Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть" (из вечерних молитв)
Цитата:
ps По поводу "страсти" - очень интересно было бы узнать твои мысли на этот счет. Что ты называешь страстью, страстным состоянием, и что, стало быть, для тебя бесстрастие (apatheia)?
Ой. В богословском институте не училась, боюсь, что неточно отвечу, извини. Страсть - болезнь души. Плен души. Бесстрастие, по-моему, это уже когда обожение. То есть, полная свобода в Боге.
Кстати, вот такие есть слова о Христе (из той же, вышеприведенной молитвы):
"просвети мой ум светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною сохрани..."
То есть, наш ум - плотской, хорошо ориентирующийся в этом мире, - по отношению к миру горнему, миру, которому мы и так все принадлежим по своему человеческому происхождению и призваны, когда стяжаем истинное свое достоинство, и который нас ждет, где будем пребывать в двух состояниях - в Боге (блаженство), без Бога (мука) - это безумие, а не ум. Мы безумны. Мы сумасшедшие для Бога и для ангелов, ну или слабоумные, когда живем так, будто того мира не существует, когда не ищем Божьего, а лишь здешнего, временного.
А "безстрастная страсть" Христова - это интересно, что это такое, правда?
Найти хоршего православного психолога, которые сможет поправить, поддержать проблемы - вот это серьёзная задача. Ведь человеческая психика - на ней нельзя пробовать, это ой как дорого обходится.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах