Reveal.ru :: Просмотр темы - Рай и Ад
Начать новую тему Ответить на тему Список форумов Reveal.ru » Различные конфессии Кто читал этот топик
Автор Сообщение
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Ср Ноя 22, 2006 11:43 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Этот вопрос я хочу осветить не с привычной доктринальной точки зрения а применительно к христианским конфессиям.

Изложение я решил построить в непривычном для меня стиле личного повествования.

Когда я попал в мцх, удивительным для меня было то, что в мцх верование о попадании человека после смерти в ад или в рай никогда не делалось предметом специального разбора. А подавалось как самоочевидное, как будто "каждый это знает". Что на самом деле было так: сам не знаю откуда, но я знал что черти будут жарить меня на сковородках или варить в котле или припекать раскаленными щипцами, если я буду жить плохо а потом умру. Видимо, проникло с фольклором.

Но знакомство с раннехристианским материалом эту веру в загробный рай и ад не подтверждало. Даже древний Символ веры выражается так "чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Ни слова про ад и рай, когда ты умрешь. Странно, что такое фундаментальное верование христиан (если оно фундаментально) не попало в Символ.

Далее, когда я (еще задолго до мцх) стал знакомиться с верованиями европейского средневековья, то с удивлением узнал, что в средневековой католической церкви верование в ад и рай не было распространенным и не держалось за само собой разумеющееся. А превалировала, напротив, вера в последние дни, которые скоро должны наступить. Придет Господь, чтобы судить живых и мертвых, наступит последний суд, dies ira, старые небеса и земля сгорят, и наступит новый век. Именно картины мучений грешников на этом скоро-ожидаемом последнем суде изображают фрески средневковых европейских художников, а вовсе не мучения попавших в ад.

Когда же возникает господство над умами этой веры в ад и рай, если даже в средневековье оно отсутствует?

И подумал я (недавно) что привычное, по учебнику, изображение периода европейской Реформации и религиозных войн 16го столетия не совсем адекватно: а именно оно изображается как откол от католической церкви протестантских течений и возникновение Протестантизма. На самом деле Протестантизма в собственном смысле слова не было. А были события иного рода: средневековую католическую церковь в 16м столетии словно бомбой разорвало на три части: на оставшихся католиками (но потерявших былое светское могущество, а этот фактор для идеологии церкви имеет решающее значение), на реформатов (куда пошли многие католические диссиденты, носители высокой интеллектуальной культуры - женевская теократическая община как ярчайший тому пример) и на лютеран. Вот эти последние состояли почти целиком из представителей простонародных низов. Это были не просто бывшие католики, а самая что ни на есть чернь, социальные низы. И именно грубые суеверия этой черни содержали представления об аде со сковородками и щипцами. Именно из лютеранских представлений возникли представления об аде и рае.
Убедительно продемонстрировать плебейский характер этой веры я не могу. Но мой нос просто-таки морщится от плебейского заряда во всем что исходит от лютеранства. Хотя бы три их пресловутые солос: Sola fide, Sola gratia, Solo scriptura. Такое примитивное упрощение всей структуры веры (с тем, чтобы положить спасение себе в карман) свойственно именно плебеям.

Кстати: именно этот разрыв средневекой католической церкви на три части достаточно очевидно говорит о том, что все три образовавшиеся конфессии имеют в лучшем случае квазихристианский характер, равно как и исходная средневековая католическая конфессия. Христианство не содержит внутри себя таких антагонистических сил, которые бы могли привести к таким ужасным расколам (вплоть до религиозных войн одних "христиан" с другими "христианами"). Но таким образом получается, что верование насчет ада и рая - нехристианское или квазихристианское. Оно отражает грубые суеверия народных низов. А точнее рецепцию этими низами (на своем уровне) написанного в писании. То есть в коком то смысле вера в ад и рай есть плод принципа Сола Скриптура.

Не бейте меня сильно, писал наспех.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Anonymous



Зарегистрирован: Feb 8, 2003
Сообщения: -21

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 12:44 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Круто!
А скажи еще, что такое "квазихристианский"? квази? это что?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
БОБР
Матёрый
Матёрый


Зарегистрирован: Sep 04, 2006
Сообщения: 170
Откуда: Республика Науру (ассоциированный член ООН)

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 4:17 am Ответить с цитатойВернуться к началу

мое мнение. никакого ада нет потому что нет греха. Грех - это болезнь. Недостаток бытия. Значит, греха нет. Если нет греха, то нет и ада. И потом, где ад если везде Бог?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Андрей Б.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: May 12, 2003
Сообщения: 4918
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 4:32 am Ответить с цитатойВернуться к началу

1. Действительно, вера в рай и ад не догматизирована никаким официальным соборным определением в ПЦ. В книге св. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры", подводящей сухой остаток православного догматического богословия, есть глава о рае, но отсутствует глава об аде.

2. тем не менее в аскетической традиции Восточной Церкви есть немало упоминаний о вечном мучении вне Бога, где червь не умирает и огонь не угасает. Однако свв. отцы не распростанялись подробно в своих описаниях ада.

3. по мысли по крайней мере некоторых отцов (Исаак Сирин, Максим Исповедник) вечное мучение грешников состоит не в каких-то пытках, а в искаженном грехом восприятии Бога. "Бог наказывает грешников бичом Своей любви", то есть по этому воззрению свет и благодать божественной любви (которые по воззрению Восточной Церкви и есть Сам Бог в энергийном аспекте и как Его воспринимают святые) воспринимаются грешниками как всеобжигающий огонь и мрак.

5. вера в вечные муки грешников, хотя и не догматизированная официально, была составной частью православного богословия. Об этом свидетельствует, скажем, полемика о чистилище с латинянами свт. Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском соборе где затрагивался и вопрос об аде.

6. Яркие красочные натуралистические описания ада с разнообразными орудиями пыток проникают в житийную литературу ПЦ уже после захвата Византии турками, под влиянием западной литературы. Древние жития святых и патерики уклоняются от таковых описаний, хотя описания ада там есть но они достаточно скупы во-первых, а во вторых скорее символичны чем натуралистичны.

_________________
Нічого не шкода, ні врага-ірода...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Николай
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 10, 2003
Сообщения: 3340
Откуда: КИЕВ.

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 7:35 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Да, Юра, меня на огласительной школе в ПЦ тому же учили.
Так называемое "привычное" понимание ада и рая это из области народного фольклора а не учение ПЦ.

_________________
Бронедвери. Бронедвери Киев. Входные металлические двери.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Митрич
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 9:14 am Ответить с цитатойВернуться к началу

БОБР писал(а):
Грех - это болезнь... Значит, греха нет.

Хм, что?

_________________
Noli me tangere
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 11:59 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Андрей Б., то что ты написал очень ценно (лично я узнал для себя много нового), но не находится в русле моей тенденции
Цитата:
Этот вопрос я хочу осветить не с привычной доктринальной точки зрения а применительно к христианским конфессиям.

Т.е. меня не интерсует вопрос когда и где зародилась вера в загробный ад и рай. Ее происхождение, несомненно, древнее. Напр. верование насчет ада (шеола), куда идут все умершие, присутствует уже в ВЗ. Также Данте своей поэмой свидетельствует что верование о рае/аде/чистилище уже присутствовало в верованиях средневековой КЦ, и было даже фольклорно-популярным. Меня интересует вопрос, когда и при каких условиях это верование стало господствующим настолько, что стало считаться (в глазах широких верующих и неверующих масс) одним из фундаментальных христианских верований. И я выдвигаю гипотезу, что решающая роль тут принадлежала лютеранству.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 12:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

ольга варзина писал(а):
А скажи еще, что такое "квазихристианский"? квази? это что?

Это значит "похожий на христианство" (но, возможно, им не являющийся).
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Натали Шмальц
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Aug 02, 2005
Сообщения: 339

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 1:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Иисус неоднократно говорит о Царстве Небесном (Рай) и что немногие войдут в него.

В притче о богаче и нищем Лазаре говорится о Лазаре, который был отнесён на лоно Авраама (рай) и о богаче, который, будучи в аде, в муках просит Авраама послать Лазаря дать ему воды. Вот откуда появилось понятие ада как огня приготовленного для грешников. А тут уж каждый понимает как может.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 1:42 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Натали Шмальц писал(а):
В притче о богаче и нищем Лазаре говорится о Лазаре, который был отнесён на лоно Авраама (рай) и о богаче, который, будучи в аде, в муках просит Авраама послать Лазаря дать ему воды. Вот откуда появилось понятие ада как огня приготовленного для грешников. А тут уж каждый понимает как может.

Именно это я подразумевал когда писал:
Цитата:
рецепцию этими низами (на своем уровне) написанного в писании. .... То есть в каком то смысле вера в ад и рай есть плод принципа Сола Скриптура.

Ты хочешь ограничиться в своем понимании ада и рая только тем, что сказано в писании. И получается - вполне у тебя закономерно - что "каждый понимает как может".
В частности, твое отождествление: "Царство Небесное = Рай = Лоно Авраама" очень сомнительно. Но если других источников кроме писания нет, то придется либо пойти на такое отождествление, либо признать что ничего не понимаешь.

ps Насчет адского огня в писании нет ни слова. Это снова плод отождествления: "будучи в муках" (о богаче) = "тьма внешняя где ... огонь их не угасает" (о непринявших благовестие Исуса).
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
БОБР
Матёрый
Матёрый


Зарегистрирован: Sep 04, 2006
Сообщения: 170
Откуда: Республика Науру (ассоциированный член ООН)

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 5:42 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Митрич писал(а):
БОБР писал(а):
Грех - это болезнь... Значит, греха нет.

Хм, что?


Этот вывод я сделал наблюдая за человеческой природой. Грех - это вина и ответственность. Но наша природа больна. Болезнь не может быть поставлена в вину. Она бессознательна. Это не значит что у человека нет сознания. сознание есть но оно не способно контролировать ничего. Оно только наблюдает и рефлексирует. А воли у него нет своей. Воля наша поражена болезнью и растлена. Человек неизлечимо болен. В этом кальвинисты правы. Мы ничего делать не можем доброго. Но мы не вольны в этом. Значит, это не может быть поставлено нам в вину. Значит, нас нельзя послать в ад за грехи. Мы ведь не вольны в своей болезни. Послать в ад за то что не вольны - будет бессмысленно и жестоко. Но Бог не жесток. Он милостивый и добрый и простит нам все.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Гость с юга
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Aug 6, 2003
Сообщения: 5377

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 5:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:

Мы ничего делать не можем доброго. Но мы не вольны в этом. Значит, это не может быть поставлено нам в в

Цитата:

Но Бог не жесток. Он милостивый и добрый и простит нам все.

Зачем тогда нас прощать, если мы не виноваты?

_________________
Я лицо неподходящее.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
БОБР
Матёрый
Матёрый


Зарегистрирован: Sep 04, 2006
Сообщения: 170
Откуда: Республика Науру (ассоциированный член ООН)

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 5:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Ukhov Yuri писал(а):
Этот вопрос я хочу осветить не с привычной доктринальной точки зрения а применительно к христианским конфессиям.

Изложение я решил построить в непривычном для меня стиле личного повествования.

Когда я попал в мцх, удивительным для меня было то, что в мцх верование о попадании человека после смерти в ад или в рай никогда не делалось предметом специального разбора. А подавалось как самоочевидное, как будто "каждый это знает". Что на самом деле было так: сам не знаю откуда, но я знал что черти будут жарить меня на сковородках или варить в котле или припекать раскаленными щипцами, если я буду жить плохо а потом умру. Видимо, проникло с фольклором.

Но знакомство с раннехристианским материалом эту веру в загробный рай и ад не подтверждало. Даже древний Символ веры выражается так "чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Ни слова про ад и рай, когда ты умрешь. Странно, что такое фундаментальное верование христиан (если оно фундаментально) не попало в Символ.

Далее, когда я (еще задолго до мцх) стал знакомиться с верованиями европейского средневековья, то с удивлением узнал, что в средневековой католической церкви верование в ад и рай не было распространенным и не держалось за само собой разумеющееся. А превалировала, напротив, вера в последние дни, которые скоро должны наступить. Придет Господь, чтобы судить живых и мертвых, наступит последний суд, dies ira, старые небеса и земля сгорят, и наступит новый век. Именно картины мучений грешников на этом скоро-ожидаемом последнем суде изображают фрески средневковых европейских художников, а вовсе не мучения попавших в ад.

Когда же возникает господство над умами этой веры в ад и рай, если даже в средневековье оно отсутствует?

И подумал я (недавно) что привычное, по учебнику, изображение периода европейской Реформации и религиозных войн 16го столетия не совсем адекватно: а именно оно изображается как откол от католической церкви протестантских течений и возникновение Протестантизма. На самом деле Протестантизма в собственном смысле слова не было. А были события иного рода: средневековую католическую церковь в 16м столетии словно бомбой разорвало на три части: на оставшихся католиками (но потерявших былое светское могущество, а этот фактор для идеологии церкви имеет решающее значение), на реформатов (куда пошли многие католические диссиденты, носители высокой интеллектуальной культуры - женевская теократическая община как ярчайший тому пример) и на лютеран. Вот эти последние состояли почти целиком из представителей простонародных низов. Это были не просто бывшие католики, а самая что ни на есть чернь, социальные низы. И именно грубые суеверия этой черни содержали представления об аде со сковородками и щипцами. Именно из лютеранских представлений возникли представления об аде и рае.
Убедительно продемонстрировать плебейский характер этой веры я не могу. Но мой нос просто-таки морщится от плебейского заряда во всем что исходит от лютеранства. Хотя бы три их пресловутые солос: Sola fide, Sola gratia, Solo scriptura. Такое примитивное упрощение всей структуры веры (с тем, чтобы положить спасение себе в карман) свойственно именно плебеям.

Кстати: именно этот разрыв средневекой католической церкви на три части достаточно очевидно говорит о том, что все три образовавшиеся конфессии имеют в лучшем случае квазихристианский характер, равно как и исходная средневековая католическая конфессия. Христианство не содержит внутри себя таких антагонистических сил, которые бы могли привести к таким ужасным расколам (вплоть до религиозных войн одних "христиан" с другими "христианами"). Но таким образом получается, что верование насчет ада и рая - нехристианское или квазихристианское. Оно отражает грубые суеверия народных низов. А точнее рецепцию этими низами (на своем уровне) написанного в писании. То есть в коком то смысле вера в ад и рай есть плод принципа Сола Скриптура.

Не бейте меня сильно, писал наспех.


Лютеранское мировоззрение, действительно, довольно вульгарно и примитивно. Сам видел, сам общался. Но нет никаких свидетельств что оно распространило веру в фольклорный рай и ад. Эта гипотеза недоказуема. Всегда были те, кто представлял ад примитивно и были те, кто представлял его менее прмитивно. Но и те и другие ошибались. На мой взгляд, вера в ад чужеродна христианству в принципе. Те места из евангелий, где говорится о негасимом огне и неумирающем черве совершенно непонятны мне. Они полностью противоречат благой вести о любви Христовой. Мне кажется, их вставили позднее переписчики. Или, возможно, что Христос действительно сказал эти слова, но их смысл был утрачен и все более поздние толкования только запутывают и уводят в сторону.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
БОБР
Матёрый
Матёрый


Зарегистрирован: Sep 04, 2006
Сообщения: 170
Откуда: Республика Науру (ассоциированный член ООН)

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 6:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Гость с юга писал(а):
Цитата:

Мы ничего делать не можем доброго. Но мы не вольны в этом. Значит, это не может быть поставлено нам в в

Цитата:

Но Бог не жесток. Он милостивый и добрый и простит нам все.

Зачем тогда нас прощать, если мы не виноваты?


Прощать в собственном значении слова действительно не за что. Мы не виноваты. Под словом "прощать" я имею ввиду - освободить от болезни. Освободить от ненужного чувства вины. Обнять и приласкать icon_smile.gif
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 6:05 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

БОБР писал(а):
Этот вывод я сделал наблюдая за человеческой природой. Грех - это вина и ответственность. Но наша природа больна. Болезнь не может быть поставлена в вину. Она бессознательна. Это не значит что у человека нет сознания. сознание есть но оно не способно контролировать ничего. Оно только наблюдает и рефлексирует. А воли у него нет своей. Воля наша поражена болезнью и растлена. Человек неизлечимо болен. В этом кальвинисты правы. Мы ничего делать не можем доброго. Но мы не вольны в этом. Значит, это не может быть поставлено нам в вину. Значит, нас нельзя послать в ад за грехи. Мы ведь не вольны в своей болезни. Послать в ад за то что не вольны - будет бессмысленно и жестоко. Но Бог не жесток. Он милостивый и добрый и простит нам все.

Твои измышления насчет греха и человеческой природы представляют известный интерес. Но мог бы ты не оффтопить? Я бы не говорил с тобой так жестко, но по теме ты не написал ни одного слова.

ps Пардон... написал.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 6:22 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

БОБР писал(а):
Лютеранское мировоззрение, действительно, довольно вульгарно и примитивно. Сам видел, сам общался. Но нет никаких свидетельств что оно распространило веру в фольклорный рай и ад. Эта гипотеза недоказуема.

1. Лютеранское мировозрение не вульгарно и не примитивно. Богословы, сделавшие решительный вклад в понимание природы церкви (А.Ричль и Р.Зом), были лютеранами. К лютеранству принадлежал и крупнейший религиовед 20го столетия - Рудольф Отто. Лютеранский принцип Сола Скриптура получил широчайшее распространение за пределами лютеранства, что говорит о его большой силе, а совсем не о вульгарности. Но в момент зарождения лютеранства его носители были предствителями черни, включая самого Лютера. Беззвестный монах, выходец из бедной и незнатной семьи.
2. Далее, ты споришь с тем, что я не утверждал. Я не говорил что лютеранство распространило веру в ад и рай. Эта вера была распространена и до Реформации. Но лютеранство, как я думаю, возвело эту веру в ранг фундаментальных истин христианства. Оно просто обязано было это сделать, возведя на пьедестал верования черни, ибо все "человекопридуманные учения" (а по сути - всю утонченную теологию и догматику прежней Церкви) отвергло, а образовавшаяся пустота требовала заполнения.
БОБР писал(а):
Всегда были те, кто представлял ад примитивно и были те, кто представлял его менее прмитивно. Но и те и другие ошибались. На мой взгляд, вера в ад чужеродна христианству в принципе. Те места из евангелий, где говорится о негасимом огне и неумирающем черве совершенно непонятны мне. Они полностью противоречат благой вести о любви Христовой. Мне кажется, их вставили позднее переписчики. Или, возможно, что Христос действительно сказал эти слова, но их смысл был утрачен и все более поздние толкования только запутывают и уводят в сторону.

Вера в ад не чужда христианству в принципе. Ибо ад (шеол) есть однозначное учение ВЗ. Вера в ад присутствует в словах Исуса "ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься". Она присутствует в благовестии апостолов об Исусе (Бог стал человеком, претерпел страдания, умер, сошел во ад и воскрес). Она присутствует в последующих учениях христианской Церкви (см. пост Андрея Б.). Загвоздочка, однако, в том, что по этому верованию в ад идут все умершие, без различия праведности и грешности. А вот сепарация этих умерших (заслужившие рая - идут в рай, а все прочие в ад) появляется много позднее.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
БОБР
Матёрый
Матёрый


Зарегистрирован: Sep 04, 2006
Сообщения: 170
Откуда: Республика Науру (ассоциированный член ООН)

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 7:17 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Ukhov Yuri писал(а):
БОБР писал(а):
Лютеранское мировоззрение, действительно, довольно вульгарно и примитивно. Сам видел, сам общался. Но нет никаких свидетельств что оно распространило веру в фольклорный рай и ад. Эта гипотеза недоказуема.

1. Лютеранское мировозрение не вульгарно и не примитивно. Богословы, сделавшие решительный вклад в понимание природы церкви (А.Ричль и Р.Зом), были лютеранами. К лютеранству принадлежал и крупнейший религиовед 20го столетия - Рудольф Отто. Лютеранский принцип Сола Скриптура получил широчайшее распространение за пределами лютеранства, что говорит о его большой силе, а совсем не о вульгарности. Но в момент зарождения лютеранства его носители были предствителями черни, включая самого Лютера. Беззвестный монах, выходец из бедной и незнатной семьи.


Не буду спорить с очевидными фактами icon_smile.gif Конечно среди лютеран были большие ученые. И Лютер, действительно, был выходец из черни. Но само лютеранство как теология или, если угодно, философия, все-таки достаточно примитивно по сравнению с той же православной теологией и философией. Вы и сами это пишите icon_smile.gif
Ukhov Yuri писал(а):
2. Далее, ты споришь с тем, что я не утверждал. Я не говорил что лютеранство распространило веру в ад и рай. Эта вера была распространена и до Реформации. Но лютеранство, как я думаю, возвело эту веру в ранг фундаментальных истин христианства. Оно просто обязано было это сделать, возведя на пьедестал верования черни, ибо все "человекопридуманные учения" (а по сути - всю утонченную теологию и догматику прежней Церкви) отвергло, а образовавшаяся пустота требовала заполнения.


Но вера в тот фольклорный ад и рай, о котором вы пишете, не является составной частью лютеранской доктрины. Каким же образом лютеранство возвело эту веру в ранг фундаментальной истины? Непонятно, в чем вы видите конкретное выражение этого?

Ukhov Yuri писал(а):

БОБР писал(а):
Всегда были те, кто представлял ад примитивно и были те, кто представлял его менее прмитивно. Но и те и другие ошибались. На мой взгляд, вера в ад чужеродна христианству в принципе. Те места из евангелий, где говорится о негасимом огне и неумирающем черве совершенно непонятны мне. Они полностью противоречат благой вести о любви Христовой. Мне кажется, их вставили позднее переписчики. Или, возможно, что Христос действительно сказал эти слова, но их смысл был утрачен и все более поздние толкования только запутывают и уводят в сторону.

Вера в ад не чужда христианству в принципе. Ибо ад (шеол) есть однозначное учение ВЗ. Вера в ад присутсвует в словах Исуса "ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься". Она присутствует в благовести апостолов об Исусе (Бог стал человеком, претерпел страдания, умер, сошел во ад и воскрес). Также вера о сепарации людей на основе посмертного суда является органической частью верований христианства.


Согласен, что представления об аде были уже в ВЗ , но они были смутны и непонятны. Это однозначно не ад христианской Церкви, где мучаются грешники (что бы ни понимали под мучениями)., так как в шеол сходили все. ВЗ дает слишком ограниченные свидетельства что представлял собой шеол. Это какое-то смутное безрадостное место. Или состояние. То ли сон, то ли призрак. Ничего более конкретного о нем не скажешь. Тоже мы не знаем, что означает рассказ о схождении Христа в ад. Возможно, Он разбудил всех пребывающих там и забрал к Себе. Ничего достоверного сказать нельзя.

Что касется Суда. Мне кажется, это ветхозаветное наследие в христианстве. Образ карающего гневного Бога-Судии. Исторически это можно объяснить. Но как это совместить с основной идеей христианства о всепокрывающей любви и милосердии Божией?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Ukhov Yuri
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Oct 10, 2005
Сообщения: 4234
Откуда: Moscow, член мцх 1995-97

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 8:08 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

БОБР писал(а):
Но само лютеранство как теология или, если угодно, философия, все-таки достаточно примитивно по сравнению с той же православной теологией и философией. Вы и сами это пишите icon_smile.gif

Хорошо, пусть будет примитивным. Но это сознательно выбранная примитивность: радикальный отказ от утонченных богословских построенией. За спиной КЦ и ПЦ стоит мощная история, многие события которой могут быть использованы для самопрославления (разные там авторитетные соборы, разгромы страшных еретиков, гонения первых столетий и т.д.). У лютеран такой славной истории за спиной нет, поэтому они не отваживаются тягаться с КЦ там, где она сильна. Ибо проигрыш гарантирован. Так что скорее это хитрая тактика лютеран.
БОБР писал(а):
Но вера в тот фольклорный ад и рай, о котором вы пишете, не является составной частью лютеранской доктрины. Каким же образом лютеранство возвело эту веру в ранг фундаментальной истины? Непонятно, в чем вы видите конкретное выражение этого?

Лютеранство не может возвести какое-либо верования ни в какой ранг официально-догматическим образом, ибо "только писания" и ничо сверх них. Ад и рай работают на уровне психологического внушения, а не строгих доктринальных определений. Ты видел когда нибудь как стремительно распространяются сплетни, тогда как офиц. инфа встречает настороженно-недоверчивае отношение? Вот также и проповедь лютеран: они пошли путем "веры сердца", мягко внушая - делая фокусом своей проповеди нравственную проблематику, а доктрина усваивалась ненавязчиво... через намеки. И люди скорее верили им, чем каким-то официальным постановлениям церковных органов, которые ни уму ни сердцу почти ничего не говорят. Flusterpropaganda как говаривал д-р Геббельс.
БОБР писал(а):
Согласен, что представления об аде были уже в ВЗ , но они были смутны и непонятны. Это однозначно не ад христианской Церкви, где мучаются грешники (что бы ни понимали под мучениями)., так как в шеол сходили все. ВЗ дает слишком ограниченные свидетельства что представлял собой шеол. Это какое-то смутное безрадостное место. Или состояние. То ли сон, то ли призрак. Ничего более конкретного о нем не скажешь. Тоже мы не знаем, что означает рассказ о схождении Христа в ад. Возможно, Он разбудил всех пребывающих там и забрал к Себе. Ничего достоверного сказать нельзя.

Есть такое понятие как эволюция религиозных понятий. Началось все с шеола. Затем он плавно трансформировался в дискурс об "аде христианской Церкви, где мучаются грешники", причем про этот ад понятно не более, чем про шеол иудеев. Как конкретно они мучаются? Какие сроки установлены у мучений и какие степени мучений? Является ли сатана правителем ада, а Бог - правителем рая? Присутсвуют ли в "аде христианской Церкви" бесы, которые мучают грешников, а в раю присутствуют ли ангелы, поющие там "песни сфер"? Никто сказать однозначно не может. И главный вопрос повисает в воздухе: нет четких критериев сепарации идущих в ад и идущих в рай. Только намеки. Или вероятность быть там или там... То есть функция этих верований: однозначно психологическая. Тебе таинственно намекают... что возможно... если ты будешь плохой мальчик... то Бог может тебя и не пожалеть, а надавать тебе ата-та...
БОБР писал(а):
Что касется Суда. Мне кажется, это ветхозаветное наследие в христианстве. Образ карающего гневного Бога-Судии. Исторически это можно объяснить. Но как это совместить с основной идеей христианства о всепокрывающей любви и милосердии Божией?

Не знаю как. Учение о Суде присутствует в словах Исуса. Идея о всепокрывающей любви и милосердии Божиим также в его словах присутствует. Я думаю, что скорее всего Исус пытался осуществить синтез иудейских и индусских мотивов и не до конца в этом преуспел. Получалась эклектическая рвотная смесь.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеICQ Number
Митрич
Старожил
Старожил


Зарегистрирован: Apr 14, 2005
Сообщения: 3552
Откуда: Москва

Сообщение Добавлено: Чт Ноя 23, 2006 10:45 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

БОБР писал(а):
...наша природа больна. Болезнь не может быть поставлена в вину... А воли нет своей... Мы ничего делать не можем доброго... Послать в ад за то что не вольны - будет бессмысленно и жестоко. Но Бог не жесток. Он милостивый и добрый и простит нам все.

Нда, убедительно, но маловато исторического оптимизма. Все-таки по Писанию-то выходит, что грех, во-первых, осознаваем, во-вторых, произволен, то есть совершается осознанно. Про первородный, грехи бездействия и т.п. сложные материи я пока не говорю. Но в основном - выходит, что описанная почтенным Бобром картина не совсем библейская.
Да и по поводу последнего пункта... Бог добрый? Хм, в каком-то смысле наверное... но все-таки слово благой мне кажется более уместным. Не такое однозначно-примитивное оно, что-ли.

_________________
Noli me tangere
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему Кто читал этот топик
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 3.583 секунды
:: Связаться