Навигация
О нас
На главную alt+a
Форумы alt+f
Темы
Библиотека
Самое-самое
Галерея
Опросы
Справочная
Добавить статью
Библия
Карта сайта
Истинный комикс
Службы ЦХ, mp3
Моя страница
Пользователи
Высказаться
Архив сайта
Статистика
Вход для сотовых
Ссылки
Опрос
А вы слышите сейчас про ЦХ?

Да, и посещаю

Да, часто общаюсь с друзьями из ЦХ

В основном общаюсь с ушедшими

Не общаюсь, но иногда приглашают на собрание

Вообще ничего не слышно про нонешнюю ЦХ

А что такое ЦХ?

Результаты
Другие опросы
Голоса: 2487; Комм-ии 0
Авторизация
Логин
Пароль

Забыли пароль ?

 Участники
Сегодня 0
Вчера 1
Всего 9549
  Онлайн
Гостей 46
Членов 0
Всего 46
Последний diaterlusttmak

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегист- рироваться здесь. Только зарегистриро- ванные участники име- ют полный доступ.


 Пиковая нагрузка
Гостей 2108 03.04.12 16:17
Членов 31 10.11.13 13:52
Всего   2110 03.04.12 16:17
Поиск
Читайте также
· "Пять признаков нездоровой церкви"
· Двадцать два года
· Завтра все всё узнают… трилогия о Панкрате
· О божественном или...
· История Евгения Самофалова
· "Бич Российской Земли"
· Письмо лидеров Церкви Солт Лейк Сити
· История с анекдотов.ру
Подписка
Ваш E-mail:

Тип подписки:

Формат подписки:

Высылается полный текст статей !

Предыдущая статьяУвеличитьПечатать на принтерСледующая статья

Краткая история МЦХ с 1967 по 2003 год

Наиболее полная история МЦХ с момента её основания до наших дней. Факты и события. Что было "до Кипа" и когда на самом деле началась церковь, позже известная как МЦХ.


(подготовлено по материалам Интернет-сайтов REVEAL.ORG и REVEAL.RU)

Предыстория

Международная Церковь Христа вышла из недр одной из известнейших протестантских групп США – т.н. Церквей Христа. В последние 15 лет в США к Церквям Христа даже применяется определение «основные» (“mainline”) ЦХ, с целью терминологически отделить их от Международной Церкви Христа.

Определенную роль в появлении МЦХ также сыграло «Ученическое» движение, зародившееся среди группы церквей «Ассамблеи Бога» в конце 50-х гг. прошлого века.

На раннем этапе развития МЦХ большинство из ее вероучительных положений было заимствовано из богословия «основных» ЦХ.

«Основные» Церкви Христа – это консервативно настроенная евангелическая группировка, учение которой, как правило, характеризуется термином «библейский фундаментализм». Последователи Церквей Христа в основном проживают на территории «Библейского пояса» - на Юге и Среднем Западе Соединенных Штатов. Наряду с независимыми группами «Христианская Церковь» и «Ученики Христа», «основные» Церкви Христа берут свое начало в так называемом «Движении Восстановления» – американском религиозном течении начала ХIХ в. Кстати, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) также отчасти является порождением того же «Движения Восстановления».

«Движение Восстановления» было инициировано рядом протестантских деятелей, бывших выходцами из самых разных протестантских церквей и групп Америки. Главный и наиболее известный из них – пресвитерианский проповедник Томас Кемпбелл. Основатели движения видели свою цель в преодолении всеобщего религиозного охлаждения, свойственному их времени. Как выход из создавшейся ситуации был возвещен призыв верить исключительно «по Писанию» и отбросить все «человеческие» вероучительные правила и установки. Название «Движение Восстановления» возникло как результат намерений его лидеров «восстановить» христианство в том виде, в каком оно описано в Новом Завете. Основной призыв движения – «вернемся к Библии!», основный принцип – «говорить о том, о чем говорит Библия, и хранить молчание о том, о чем Библия молчит». Поэтому учение Кемпбелла отвергает право церкви вводить, какие бы то ни было новые доктрины или практики, если о них ничего не говорится в Новом Завете.

Претворение данных принципов в жизнь привело к тому, что даже в среде «основных» Церквей Христа насчитывается по меньшей мере 20 различных групп, критически настроенных относительно друг друга. Церкви Христа не имеют никакой формальной иерархии или управленческих структур более высокого уровня, нежели местная община. На протяжении длительного времени «основные» Церкви Христа были известны своим крайне ригористичным взглядом на людей, не исповедующих их принципы. Все церкви за пределами Церквей Христа назывались «деноминационными церквями» и признавались еретическими. Все прочие христиане, не принадлежащие Церквям Христа, считались «не спасенными» и «идущими в ад». Хотя и нельзя говорить о всеобщем признании подобной точки зрения, она был достаточно распространена, и часто провозглашалась с проповеднических кафедр Церквей Христа. Поэтому изначальная нетерпимость МЦХ ко всем «внешним» также имеет свои истоки в учении «основных» ЦХ.

Целый ряд схем, используемых МЦХ, также был впервые опробован в других протестантских группах. Принцип наставления «лицом к лицу», путем назначения для каждого обучаемого личного наставника, ранее с успехом использовал аргентинский проповедник Хуан Луис Ортис. Те же принципы исповедовали американские «харизматические» общины «Маранафа» («Древо Жизни») и «Навигаторы» (впоследствии они от них отказались, ввиду систематических злоупотреблений «пастырей» своей духовной властью над учениками).

Утверждалось также, что на раннем этапе истории МЦХ определенное влияние на нее оказало движение «Студенческий крестовый поход в США» и книга, написанная евангелистским автором Робертом Колманом, под названием «Основной План Обращения». (Позднее Колман в своем интервью выступил против того, как МЦХ интерпретировала его книгу.)

1967-1979: Эра «Кроссроадс»

Во всем мире МЦХ также широко известна под названием «Бостонское движение». Однако далеко не все помнят, что так было не всегда. Официальная история Международной Церкви Христа считает ее началом 1979 год. В действительности все началось гораздо раньше. В 1967 г. одна из Церквей Христа («основных» – по современной терминологии) начала кампанию по «проникновению Евангелия Христа на кампус Университета Флориды» в городе Гейнсвилл, штат Флорида. Церковь Христа «Кроссроадс» («перекресток» - по месту ее нахождения в Гейнсвилле) возглавил энергичный функционер Чак Лукас. Он впервые соединил вероучительные принципы Церквей Христа со схемой наставления «лицом к лицу» и персонального контроля наставника за «духовным ростом» каждого члена. Из книги Колмана Лукас заимствовал следующие моменты:

  • Делать учеников Христа – вот главный смысл и цель жизни христианина

  • Чтобы сделать человека учеником, необходимо выйти в мир, не дожидаясь, пока мир обратиться к тебе с просьбой, привести человека к обращению (Крещение в Церкви Христа) и затем научить его всему, чему Христос научил тебя

  • Процесс превращения в ученика подразумевает, что молодой христианин проходит его при теснейшей поддержке более опытного христианина, как наставника, или «партнера по молитве», который обучает подопечного Евангелию, и которого обучаемый должен слушаться и уважать

    К этому Лукас добавил еще один важный пункт:
  • Быть учеником Христа означает «полную преданность» Богу, Церкви Христа и процессу «ученичества».

Лукас отмечал, что большинство людей, будучи оставленными на свое собственное усмотрение, станут «тянуть каждый в свою сторону». Так, «один скажет, что переезжает жить в Нью-Йорк, другой – что хочет открыть школу в Калифорнии, а третий – начать Церковь в Кении». Такого быть не должно. Лукасу была необходима система, которая позволила бы эффективно использовать каждого члена общины на благо главных интересов и при этом сохранить всех полностью послушными тому учению, которое лидер будет проводить в жизнь. Так, именно в «Кроссроадс» были впервые с успехом применены те принципы, которые впоследствии стали «визитной карточкой» МЦХ. Маленькие первичные ячейки с «семейной» атмосферой («духовные беседы» в «Кроссроадс»), персональные лидеры (буквально – «делатели учеников» – «диссайплеры»), «тихое время» (время для утренней молитвы и обязательного чтения Библии), «полная преданность», и, наконец, отчетливый призыв евангелизировать весь мир – все это пришло из «Кроссроадс».

Принципы Лукаса оказались весьма действенными. Студенческая церковь «Кроссроадс» пережила чрезвычайно быстрый рост. Однако, уже вскоре, наряду с приходом новых членов, начались выходы прежних. Из их уст, а также со стороны ряда внешних наблюдателей, зазвучала критика в адрес общины. Критики указывали, что принятая в «Кроссроадс» система наставничества потворствует злоупотреблениям со стороны молодых и духовно незрелых руководителей, наделенных значительной духовной властью.

Тем не менее, Лукас занялся обучением лидеров для направления их в другие университеты США. Одним из новообращенных членов стал 17-летний студент Университета Флориды, будущий основатель и бессменный лидер Международной Церкви Христа, Кип МакКин, крестившийся в «Кроссроадс» 11 апреля 1972 г. Наставником МакКина стал лично Чак Лукас. В 1975 г. МакКин благополучно окончил университет и поступил в Богословскую Семинарию Восточных Баптистов, где, разочарованный увиденным, проучился всего один семестр. Этим и ограничилось его богословское образование. После этого МакКин недолго и неудачно пытался руководить группой студентов в одной из «основных» Церквей Христа неподалеку от Филадельфии. В 1976 г. он был приглашен, в качестве студенческого лидера, на содержание церкви в Хьюстоне, штат Техас, и направлен в небольшую Церковь Христа в Мемориал Драйв (Memorial Drive Church of Christ) в городке Чарльстоун, штат Иллинойс. Здесь он, а также сын одного из руководителей местной церкви Роджер Лэм, начали активно внедрять в жизнь принципы «Кроссроадс». Это вызвало скепсис, а затем и критику со стороны старейшин Хьюстонской общины. Молодые лидеры на критику не отвечали. Углубление конфликта привело к открытому разрыву. Своим письмом старейшины из Хьюстона объявили о прекращении финансирования деятельности МакКина и Лэма и о разрыве общения с ними. В письме, в частности, говорилось «брат МакКин принес небиблейские методы, специфический язык и тонкие, обманчивые доктрины к Чарльстоуну от церкви Кроссроадс в Гейнсвилле, Флорида». Содержание уволенных проповедников взяла на себя церковь в Чарльстоуне, хотя позднее ее старейшины утверждали, что также находились в состоянии непрерывных разногласий с МакКином. Письмо лидеров из Хьюстона было широко опубликовано в Церквях Христа и инициировало кампанию критики в адрес методов «Кроссроадс». Все чаще общины, основанные обученными в Гейнсвилле функционерами, распадались или испытывали серьезные трудности по причине своих сомнительных принципов.

В этой ситуации МакКин решил предложить нечто более эффективное. В 1979 г. он был приглашен в небольшую Церковь Христа в пригороде Бостона – Лексингтоне, штат Массачусетс. Ничему, радикально отличному от того, что ему преподал Лукас, он учить не стал. Его основная провозглашенная мысль заключалась в необходимости радикального восстановления и обновления «Движения Бога». Первоначально к нему примкнули 30 членов Лексингтонской церкви, разделившие радикальные идеи «Кроссроадс». Так возникла Бостонская Церковь Христа.

1979-1987: Эра Бостона

МакКин ужесточил методы Лукаса. Если, по мнению последнего, каждый ученик должен был сам, по своему усмотрению, выбирать себе «партнера по молитве», то МакКин установил, что такая свобода является вредной. Отныне каждый христианин должен был получать назначаемого лидерами наставника, смена которого была возможна лишь с ведома и разрешения лидеров. Призывы к радикальному «ученичеству» привлекли в Бостон множество новых членов. Сам МакКин неоднократно говорил, что в начале 1982 года «Бог поместил в его сердце план обратить мир». Еще раньше Бостонская Церковь Христа начала образовывать дочерние общины в других городах США (параллельно этим же продолжала заниматься «Кроссроадс» под руководством Лукаса). В 1981 г. была основана церковь в Нью-Йорке, в 1982 – в Чикаго. В том же году «Бостонское движение» шагнуло за пределы США, – появилась община в Лондоне. На протяжении всей первой половины 80-х гг. численный рост новой группы значительно превысил подобные показатели «основных» Церквей Христа, да и вообще всех церквей, исповедавших «ученические» принципы.

Вплоть до конца 1980-х гг. Бостон декларировал полностью лояльное отношение к «основным» ЦХ, считая их членов «спасенными братьями». Вместе с тем, получил бурное развитие процесс «переучивания» старейшин Церквей Христа на новые «бостонские» принципы. Многие из функционеров и рядовых членов ЦХ продавали свои дома, оставляли прежнюю работу и переезжали в Бостон, чтобы поступить под руководство МакКина. Лидер движения произносил чрезвычайно эмоциональные и зажигательные проповеди о «Евангелизации мира в течение жизни одного поколения». Миссионерские команды, направляемые в другие города, состояли из «евангелиста» и двух–трех его помощников, находившихся на содержании Бостона, остальные члены команды должны были найти работу на месте и содержать себя сами.

В середине 1980-х гг. в Бостон переехали два авторитетных функционера «основных» Церквей Христа – Джерри Джонс и Гордон Фергюсон. Джонс вскоре покинул движение, издав затем три книги, составленные почти исключительно из высказываний Бостонских лидеров о персоне МакКина. Книги стали свидетельством все возрастающего превозношения личности вождя движения, вплоть до прямого поставления его в один ряд с апостолами Христа. Гордон Фергюсон остался в ЦХ до сих пор и на протяжении многих лет неофициально считался «правой рукой» МакКина.

В 1985 г. Церковь «Кроссроадс» потрясла весть о том, что основатель движения Чак Лукас исключен из руководства. Официальной причиной отставки была заявлена «сексуальная нечистота продолжительного и вызывающего характера». Множество рядовых членов подозревало здесь борьбу за власть, но позднее многие лидеры в частных высказываниях утверждали, что причина названа правильно, более того, грех Лукаса был на протяжении длительного времени известен руководству «Кроссроадс», которое покрывало его из боязни дурного паблисити. Как бы то ни было, реальный основатель Международной Церкви Христа был с позором изгнан.

К середине 80-х гг. в среде американских Церквей Христа, к которым Бостонская ЦХ продолжала формально принадлежать, наметилось разделение на два лагеря. К первому принадлежали те, кто всецело разделял или симпатизировал принципам МакКина и Бостону. Ко второму, более многочисленному, относились скептики и приверженцы «традиционного» течения. К тому же усиливался хор критиков, обвинявших движение в недопустимых методах духовного и психологического давления.

В 1986 г., по предложению бостонского руководства, сотрудник Эбелинского Христианского колледжа, видный функционер «основных» Церквей Христа и церковный социолог доктор Флэвил Якли Младший (Dr. Flavil Yeakley, Jr.) начал исследование феноменального численного роста Бостонской Церкви. Якли весьма симпатизировал МакКину и его движению. Руководители в Бостоне не знали, что Якли ранее серьезно занимался сравнением психологического настроя членов традиционных христианских конфессий и адептов деструктивных сект, и имел определенный опыт и наработки в этой области. Якли начал широкое психологическое тестирование учеников Бостонской ЦХ, взяв в качестве контрольной группы членов «основной» ЦХ, а также представителей других конфессий. Приступая к исследованию, Якли был убежден, что утверждение о наличии психологического контроля и давления в Бостонской ЦХ является досужей выдумкой недобросовестных критиков. Первостепенную роль, однако, сыграло то, что Якли был, прежде всего, честным ученым. Он подверг испытуемых простейшему психологическому тесту, известному как «Определитель типа по Майерсу-Бриггсу». Результаты были ошеломляющими. Исследование показало крайний уровень «личностного сдвига» в психологической ориентации членов Бостонского движения – от нормальной индивидуальной ориентации к психологической ориентации, считающейся общей нормой в группе. Психологический тип большинства членов общины успешно деформировался «в подражание» групповому типу поведения. Такие психологические изменения характерны для всех адептов тех религиозных движений, которые практикуют «контроль сознания». При этом психологический тип рядового члена секты изменяется «по образцу» психологического типа лидера (гуру) или по принятому в движении общему шаблону. Якли пришел к выводу, что в движении МакКина действительно имеет место психологическое давление с целью формирования из адепта личности определенного психологического типа. Результаты исследования были опубликованы.

Бостонская Церковь Христа отреагировала заявлением об «отрезании» доктора Якли от общения, объявлением его врагом церкви и запретом для своих членов общаться с ним или читать его исследования. В ответ Якли широко распространил свою работу среди «основных» Церквей Христа. Многие общины обратились к своим членам с предупреждением, а Бостонская Церковь Христа была объявлена «опасным образованием».

В начале 1987 г. конфликт вылился в заявление бостонских лидеров о том, что все общины ЦХ, не основанные выходцами из Бостона, чтобы подтвердить свою приверженность к «Движению Бога» должны согласиться на «реконструкцию» на бостонских принципах. Собственные лидеры таких церквей должны были отправиться в Бостон для обучения, либо заменены на приезжих миссионеров, обученных в Бостоне. Часть общин согласилась на эти условия, часть – решительно отказалась. Среди отказавшихся и порвавших отношения с Бостоном была и община «Кроссроадс». Период 1986-1988 гг. был, со свойственной МЦХ торжественностью, позднее назван «Великой Реконструкцией».

В 1988 г. Кип МакКин сформулировал принцип «креститься [только] как ученик». Согласно ему, только такое крещение является истинным, если человек прежде полностью признает все принципы, исповедуемые в МЦХ, и соглашается их исполнять. Обязательным для «правильного крещения» является согласие полностью следовать за Христом и подчиняться лидерам церкви, (что рассматривалось, в общем, как синонимы). Как признавал позднее МакКин, специально для того, чтобы «показать членам традиционных Церквей Христа, что они не являются христианами», он ввел формулировку «ученик=христианин=спасенный». Подразумевалось, что только тот, кто признал все «библейские» (т.е. Бостонской церкви) принципы и крещен в соответствии с ними («ученик Христа»), является спасенным христианином. Провозглашение данной доктрины позволило подвести теоретическую базу под отказ членам «основных» ЦХ в наименовании «христианин».

Официально МЦХ никогда не декларировала, что все, не принадлежащие к данному сообществу, не могут обрести спасение. Лидеры движения заявляли, что для того, чтобы спастись, человек должен жить как «ученик Иисуса», следуя всему тому, что вкладывает в это понятие Библия (в прочтении ЦХ). При этом, говорили они, этот человек может и не быть членом «Бостонского движения», возможно, такие люди существуют, и может быть, где-то даже есть группы таких людей, но мы их, говорили лидеры, до сих пор не встречали. Кроме того, специально оговаривалось, что идеальные условия для жизни христианина предлагает только ЦХ – организация учеников, в прочих же «жить как ученики» практически невозможно, из-за их «сниженных стандартов». Как результат нового учения, последовала волна «перекрещиваний» в дочерних Бостону церквях. Все, кто считал, что их крещение было произведено не на тех принципах, крестились заново. Сам МакКин, крещеный в 1972 г. в «Кроссроадс», перекрещиваться не стал.

1987 год явился «водоразделом» между «основными» ЦХ и Бостоном. С этого момента они перестали считать друг друга членами одной Церкви. С началом перестройки в СССР, а особенно после распада Союза, ряд «основных» Церквей Христа так же, как и МЦХ, направили в СНГ свои миссионерские команды. Так, в Москве и Московской области действуют не менее трех общин подобной направленности. В проповедях и частных беседах они неустанно подчеркивают, что не принадлежат к «Бостонскому движению».

1987-2001: Международная Церковь Христа

Хотя официально название «Международные Церкви Христа» было принято только в 1993 г., фактически уже со времени «Великой реконструкции» движение представляло из себя полностью ту организацию, которая ныне известна как МЦХ.

Стремительный численный рост Бостонской церкви уже с начала 80-х отличал ее от «основных» ЦХ и прочих «ученических» движений. Как необходимый компонент своего распространения Бостонское движение сформировало комплексную пирамидальную структуру руководства. Во главе церкви стоял Кип МакКин. В 1988 г. он выделил ряд наиболее успешных и лояльных к нему руководителей в качестве «сосредоточенного меньшинства», чуть позже эти люди получили наименование «Лидеры секторов Мира». Вся обитаемая часть мира была поделена на области (сектора), каждый из которых был доверен конкретному лидеру в качестве области для обращения. На начало 2002 г. таких секторов насчитывалось 11. Эти области, в свою очередь подразделяются на «Географические сектора» с «лидерами географических секторов» во главе (их 50), ниже следуют регионы или супер-регионы числом до 90, которые, в свою очередь, включают около 200 «секторов». Наконец, первичная ступень – городские церкви, возглавляемые «евангелистами» или «ведущими церкви».

В июне 1989 г. Кип МакКин сложил с себя полномочия «Ведущего Евангелиста Бостона» и принял новый пост «Евангелиста Мировых Миссий», фактически – пост главы МЦХ. В 1990 г. МакКин переместил свою штаб-квартиру из Бостона в Лос-Анджелес. Церковь в Лос-Анджелесе стала центральной общиной МЦХ. Занятием МакКина была провозглашена работа с различными вновь основанными общинами, "как [апостол] Павел делал в первом столетии". Поэтому МакКин жил некоторое время в Маниле, Бангкоке и Каире, работая с новыми группами движения.

В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века распространение МЦХ по миру имело «взрывной» характер. Движение стало самой быстрорастущей религиозной организацией в мире. В августе 1991 г. была основана Московская Церковь Христа, летом 1992 – Киевская Церковь Христа, общины ЦХ начали распространяться по городам бывшего СССР. Общая численность членов МЦХ достигла 84 тыс. человек. «Демография» Церкви Христа значительно изменилась, если раньше в ней преобладали выходцы из «основных» Церквей Христа Америки и близких к ним кругов, то теперь ее составляли бывшие последователи самых разных религиозных учений, или, как в Восточной Европе, прежние атеисты. Если на раннем этапе развития проповеди МЦХ ее «миссионерские команды» формировались из добровольцев, то в конце 80-х утверждается принцип назначения всех участников команды вышестоящими лидерами. Для финансирования прозелитических планов движения в общинах по всему миру проводился интенсивный сбор средств. Для участия в так называемых «особенных сборах», превышавших обычную еженедельную «десятину» в 15-20 раз, рядовые ученики продавали машины, недвижимость, драгоценности и другие дорогостоящие вещи. Собранные суммы обеспечивали не только рассылку миссионерских команд, но и весьма высокий уровень жизни штатных руководителей движения.

С ростом движения значительно возросло и число бывших членов, не выдержавших давления принятого в ЦХ образа жизни и внутренних установок. К тому же если ранее Бостонское движение рассматривалось преимущественно как «внутренняя проблема» американских Церквей Христа, то теперь забили тревогу представители самых разных конфессий, светские психологи и родственники вовлеченных в движение людей.

В 1991 г., после 14 лет пребывания сначала в «Кроссроадс», а затем в МЦХ, организацию покинул один из ее лидеров – Рик Бауэр. Имея за плечами богословское образование, он, в отличие от многих других бывших членов, смог ясно сформулировать причины своего ухода и обрисовать всю неправоту созданной МакКином системы. Его выступления против МЦХ имели большой резонанс в США.

В том же 1991 г. разразился скандал в первой «заграничной» общине МЦХ – Лондонской Церкви Христа. Двумя годами ранее в ней был крещен англичанин сирийского происхождения Айман Акшар. Будучи специалистом в области финансов, Акшар в 1990 г. был приглашен лидерами как эксперт по финансовым вопросам, и в этом качестве, принял участие в ряде закрытых совещаний руководства ЛЦХ. После ознакомления с рядом документов, Акшар пришел к выводу, что Лондонская община систематически, с самого момента своего основания, нарушала налоговое законодательство Великобритании. Когда лидеры велели ему молчать о факте нарушений, Акшар, после нескольких месяцев внутренней борьбы, покинул МЦХ. По его словам, группа не может называться христианской, если она даже не считает нужным соблюдать законы той страны, в которой действует. Полученные сведения о финансовых злоупотреблениях Акшар сообщил властям. Не остановившись на этом, Акшар организовал группу бывших членов МЦХ, названную TOLC (Triumphing Over London Cults), что можно перевести как “Преодоление лондонских сект». Организация принялась рассылать письма в прессу, пикетировать собрания МЦХ и активно выступать против ее учения везде, где это было возможно. Результатом этой деятельности стало формирование в Англии негативного общественного мнения относительно МЦХ, изгнание ее из ряда университетов Великобритании, и сокращение численности членов Лондонской ЦХ почти вдвое. Кстати, в результате проверок налоговым ведомством Великобритании, в 1992-93 гг. общине пришлось уплатить огромные суммы ранее сокрытых налогов.

В 1991 г. для осуществления благотворительных целей лидерами МЦХ была основана организация «Надежда по всему миру». Официально МЦХ и «Надежда» считаются совершенно независимыми организациями. Фактически же, один из «лидеров Мировых Секторов» МЦХ Роберт (Боб) Гемпел и его жена Патриция являются президентом и, соответственно, вице-президентом «Надежды», а состав Правления до недавнего времени полностью совпадал с руководящим составом МЦХ. Организация использует средства МЦХ и труд ее членов как «добровольных помощников». При осуществлении своих благотворительных программ активисты «Надежды» параллельно занимаются проповедью учения МЦХ. Контакты, налаженные с жертвователями «Надежды», затем используются для вовлечения этих людей в МЦХ. Деятельность благотворительного госпиталя «Надежды» в Камбодже также была успешно использована МЦХ для обращения камбоджийских медиков и пациентов. Будучи благотворительной организацией, «Надежда» не имеет тех проблем по официальному признанию властями, которые часто возникают у столь одиозной структуры, как МЦХ. В своих выступлениях лидеры движения прямо признают, что деятельность «Надежды» дает МЦХ прекрасную возможность воздействия на самые разные слои потенциальных прозелитов и проникать в те страны, где легализация самой МЦХ была бы проблематична. Большая часть фондов «Надежды» формируется из средств, поступающих не из МЦХ. Разумеется, большинство жертвователей понятия не имеют о том, какую организацию они при этом финансируют. В приглашениях, которые раздавали активисты «Надежды» (=члены МЦХ) в ходе акции «Надежда для детей», говорилось, что собранные средства помогут финансировать программы «Надежды» и «других связанных с ней структур по всему миру». МЦХ не упоминалась. Не отрицая действительной помощи, оказанной «Надеждой» многим нуждающимся, следует признать, что МЦХ активно использует ее как «фронтовую организацию» для скрытного достижения собственных целей.

В 1993 г. МЦХ покинула часть миссионерской команды, осуществлявшей руководство церковью в Милане.

В том же 1993 г. в Маниле прошла конференции лидеров МЦХ, принявшая лозунг «Одно поколение!», т.е. цель обратить весь мир в течение жизни одного поколения. В развитие этих решений, в январе 1994 г. МакКин составил «Провозглашение Евангелизации», в котором было объявлено о начале «Шестилетнего плана» обращения. Согласно плану, к 2000 г. МЦХ должна была открыть церкви во всех странах мира, где есть города с населением не менее 100 тыс. человек. В процессе выполнения данного плана МЦХ предприняла значительные усилия по проникновению в целый ряд ранее не охваченных ее проповедью стран. Там, где регистрация новой общины стояла под сомнением ввиду дурной репутации МЦХ, организация считала возможным прибегнуть к обману, регистрируя свои миссионерские команды как независимые образования различной направленности. В одну из азиатских стран проповедники из МЦХ въехали в качестве персонала вновь открываемого ресторана.

В 1994 г. кризис потряс Церковь Христа в Индианаполисе, на тот момент – самую быстрорастущую из общин МЦХ. Местный лидер Эд Пауэрс огласил свое программное заявление «Единство или Единообразие?», в котором выступил против «пирамидальной» структуры МЦХ, против учения об «абсолютной монополии» МЦХ на христианство, против давления при сборе пожертвований, а также против «статистического» подхода к вопросу спасения, ставящего первостепенной задачей христианина численный рост организации. Пауэрс предложил церкви голосовать – направить ли его вопросы на рассмотрение в Лос-Анджелес, или же отвергнуть их, отправив самого Пауэрса в отставку. Большинством голосов, при одном против и шести воздержавшихся, вопросы были адресованы лидерам МЦХ, а Пауэрс оставлен на посту «евангелиста» Индианаполиса. Реакцией Лос-Анджелеса была немедленная отставка Пауэрса и «отрезание» его от общения. Однако рядовые члены общины отказались признать как отставку, так и запрет на общение со своим лидером. В ответ, руководство МЦХ объявило об «отрезании» всей Церкви Христа в Индианаполисе, о направлении туда нового «евангелиста» и о начале новой общины МЦХ в городе – «Международной Церкви Христа в Индианаполисе».

В 1995 г., на конференции лидеров МЦХ в Йоханнесбурге, Эл Берд, один из «лидеров секторов мира», объявил о наличии «кризиса» в МЦХ. Он также признал, что на тот момент на одного действующего члена движения приходилось два человека, покинувших организацию. В действительности следовало говорить о трех-четырех «бывших» на одного «нынешнего».

В 1996 г. в США бывшими членами МЦХ была создана организация REVEAL. Название представляет собой аббревиатуру слов Research – Examine – Verify – Educate – Assist – Liberate, т.е. «Рассмотреть – Изучить – Определить – Объяснить – Помочь – Освободить», что по сути является декларацией деятельности этой группы бывших членов МЦХ . Своей задачей эта организация ставит критику МЦХ и сбор информации о ней, с привлечением широкого круга бывших участников движения, в том числе лидеров высокого ранга. Организация поддерживает информационный Интернет-ресурс REVEAL.ORG.

В 1998 г. Кип МакКин декларировал начало определенных изменений в МЦХ. Изменения были вызваны большим количеством «отпавших» (термин ЦХ для вышедших). Лидер движения призвал своих подчиненных «сместить фокус» с приобретения новых членов на поддержку тех, кто уже состоял в МЦХ. Видимо, по причине этих изменений, начиная с 1999 г. темпы численного роста Международной Церкви Христа заметно снижаются.

В июне 2000 г., через шесть лет и пять месяцев после провозглашения «Шестилетнего плана» обращения мира, руководство МЦХ объявило о его благополучном исполнении «на 6 месяцев раньше намеченного срока». Теперь, по утверждению лидеров, МЦХ имеет общины во всех странах мира, где есть города с населением по меньшей мере 100 тыс. жителей. Фактически, в некоторых странах состав общин МЦХ ограничивался исключительно членами прибывшей миссионерской команды. Некоторые церкви, например, в Сербии и Эритрее, насчитывали по одному члену. Другие, формально действующие, общины в ряде стран Ближнего и Среднего Востока, вообще не имели реальных членов. Возможно, имели место и другие подтасовки фактов, так как в последнее время многие лидеры начинают признавать, что прибегали к припискам ради формирования благовидной статистики.

2001-2003: Кризис

11 ноября 2001 г. Кип МакКин и его жена Элена объявили о том, что берут «академический отпуск» от руководства МЦХ, с тем, чтобы работать над "серьезными недостатками в [их] браке и семье". Под «недостатками», видимо, следует иметь в виду то, что их дочь - Оливия МакКин покинула МЦХ. Ранее МакКин заявлял, что «отпадение» детей кого-либо из лидеров ЦХ показывает нахождение этого лидера «в грехе». Возможно, это заявление дало окружению основателя МЦХ формальный повод требовать его удаления от дел в аналогичной ситуации.

Спустя год, в ноябре 2002 г. Кип МакКин официально подал в отставку с поста «Евангелиста Мировых Миссий». В своем письме, объясняющим данный поступок, он назвал его причинами серьезные недостатки и ошибки в осуществлявшемся им руководстве, нанесшие значительный вред Международной Церкви Христа. Он также попросил прощения у всех, кто потерпел ущерб от его авторитарных методов управления и призвал своих соратников коллегиально выработать принципы необходимых для МЦХ изменений.

Отставка МакКина вызвала резкое снижение авторитета высшего руководства МЦХ среди местных общин. Ее результатом также явился набирающий обороты процесс активной «внутренней» критики в адрес доктрин и жизненных принципов МЦХ. Пролился целый поток «покаянных писем» руководителей национальных и городских общин, обличающих прежние «небиблейские» методы и стиль руководства. Структура «секторов мира» фактически перестала существовать, т.к. многие общины заявили о своем недоверии «лидерам Секторов мира», а сами лидеры не сумели наладить эффективное коллегиальное руководство. Более половины «работающих на церковь», т.е. оплачиваемых из церковных фондов лидеров, были уволены или сами подали в отставку. Начался настоящий «исход» американских лидеров из различных национальных церквей на родину в США. Причиной отставок, как правило, объявляется недостаток средств на выплату жалованья, реже – недоверие со стороны паствы и растерянность самих лидеров. Многие общины объявили о своей полной автономии или даже о переходе в «основные» Церкви Христа, некоторые просто перестали существовать (так, уже позднее, объявила о самороспуске Парижская Церковь Христа). В марте 2003 г. широкое распространение среди членов движения получило «Открытое письмо лидерам МЦХ «Честные перед Богом», составленное руководителем Лондонской ЦХ, «евангелистом» Генри Критом, перешедшим в МЦХ в начале 80-х из «основных» ЦХ (в настоящее время – в отставке). Этот обширный документ, во многом повторяя и конкретизируя критику недоброкачественных методов МЦХ, начатую еще Эдом Пауэрсом, подвергает нелицеприятному разбору саму «систему» деятельности организации, прямо называя ее вредной и греховной. Впервые действующий лидер высокого ранга столь резко высказывается не против отдельных злоупотреблений и грехов конкретных людей, а против многих основ современной практики МЦХ. Генри Крит призвал всех членов движения к совместной разработке новых принципов и форм жизни движения.

Несмотря на то, что письмо Крита была с воодушевлением встречено в целом ряде местных общин, высшее руководство движения, в лице «лидеров Секторов Мира» восприняло его более чем скептически. Письмо не было опубликовано ни печатными изданиями, ни официальными интернет-ресурсами МЦХ. Уже к лету 2003 г. среди руководителей высшего эшелона стала наблюдаться серьезная обеспокоенность набирающими силу демократическими процессами. Руководство общин в Нью-Йорке и Сан-Франциско в осторожной, но твердой манере призвало своих членов прекратить строить переустройственные планы и сплотиться вокруг лидерства, исповедуя, хотя слегка видоизмененные, но в целом прежние принципы и доктрины.

Наконец, после продолжительного молчания к пастве обратился основатель МЦХ Кип МакКин. Его пятидесятистраничное письмо озаглавлено «От Вавилона до Сиона: Революция через Восстановление III». Само название, продолжающее традицию программных обращений МакКина «Революция через Восстановление», показывает, что, несмотря на нынешнюю более чем скромную официальную роль лидера одной из групп в общине Портленда, он по-прежнему позиционирует себя как духовного лидера движения. Общим лейтмотивом обращения МакКина является попытка, невзирая ни на что, представить МЦХ как «движение Бога», а все беды организации максимально свести к отдельным недостаткам и «перегибам», по возможности отнеся их на ошибки и грехи некоторых руководителей и рядовых членов. В противовес Генри Криту МакКин утверждает чистоту и непорочность лежащей в основе МЦХ системы ценностей и действий, которую отчасти затемнили греховные действия исполнителей. Причину постигших МЦХ нестроений бывший лидер видит не в дурных принципах устройства движения, а, напротив, в недостаточно последовательном их исполнении. Причем, МакКин прямо утверждает, что всецелое и необходимое покаяние в допущенных ошибках уже принесено лидерством, и призывает рядовых членов прекратить уже становящееся вредным обсуждение «прошлого». Более того, он жестко упрекает простых учеников в углублении кризиса. Основатель МЦХ, по сути, не уступил критикам ни одного пункта их претензий, признав в некоторых случаях лишь дурное исполнение, но никак не ущербность самих принципов. Сплотиться же, по его мнению, стоит вокруг исполнения главной миссии МЦХ, т.е. заняться все тем же обращением мира в ту модель христианства, которую, за редкими изъятиями, движение пропагандирует с самого момента своего зарождения. Абсолютным критерием истинности и богоугодности «движения Бога» МакКин по-прежнему видит численное и географическое расширение Международной Церкви Христа. Письмо написано в традиционном для МакКина – лидера всей МЦХ стиле широкого «духовного толкования» Библии и содержит прозрачный намек на пророческое достоинство автора, - обширный псалом собственного сочинения.

Письмо МакКина вызвало не менее широкий резонанс, нежели обращение Крита. Этому способствовало также и то, что руководство МЦХ поспешило распространить его по своим официальным каналам. Хотя некоторые общины, например церковь в Солт-Лейк Сити, решительно отвергли притязания прежнего лидера на прекращение политики реформ, многие, особенно те, кто ощущает определенную ностальгию по прежним временам всеобщего воодушевления, приняли письмо восторженно. Таким образом, в Международной Церкви Христа наметилось явное столкновение двух противоположных течений. Одни, подобно Генри Криту, видят выход из сложившейся ситуации в глубокой реформе всех сфер жизни движения. В демонтаже ставшей одиозной пирамидальной структуры управления, в максимальной автономии поместных общин, в отказе от претензий на обладание истиной христианства в последней инстанции и связанной с этим политикой «агрессивного евангелизма». Другие, вслед за Кипом МакКином, желают в целом сохранить прежние нормы и методы, в первую очередь – принцип духовной исключительности МЦХ в мире, подвергнув их лишь необходимой косметической доработке.

Центром всех возможных реформ в Международных Церквях Христа на территории СНГ (т.н. «географический сектор «Евразия») является, конечно же, Московская Церковь Христа. Здесь, до недавнего момента, наблюдалась двойственная ситуация. С одной стороны, лидеры Московской ЦХ уже в течении ряда лет «явочным порядком» стараются изжить некоторые наиболее вопиющие моменты учения и практики МЦХ. С другой, привычка российских лидеров на протяжении длительного времени чрезвычайно почтительно воспринимать всякое исходящее из-за рубежа учение, привела к инертности и отсутствию инициативы. Ярким примером тому может служить тот факт, что при написании своего «покаянного письма» к пастве лидеры Московской общины почти слово в слово переписали соответствующее письмо Далласской Церкви Христа. Характерно, что даже в этом, отнюдь не самом радикальном для нынешней ситуации, извинении, московские лидеры постарались смягчить ряд моментов.

Можно предположить, что наметившееся противостояние между сторонниками и противниками реформ в МЦХ в конечном счете приведет к расколу в ее рядах. Позиция Кипа МакКина в этом отношении представляется более твердой, нежели позиция Крита и сочувствующих ему. Авторитет основателя движения в глазах его рядовых членов гораздо выше, нежели мнение местных лидеров, пусть даже многих. Кроме того, письмо МакКина явно свидетельствует о его намерении вернуть себе положение если не формального, то, по меньшей мере, духовного лидера и главного идеолога движения. Можно говорить о том, что МакКин вполне оправился от последствий своей отставки и вновь «рвется в бой», а высшее руководство МЦХ вполне осознало, что для проведения своей политики не может обойтись без опоры на авторитет Кипа. Прошедшая в начале сентября в Москве конференция «лидеров церквей Евразии» показала, что членам ЦХ в России следует, скорее, готовиться к худшему. На конференцию были допущены только лидеры, находящиеся на жаловании МЦХ. Целый ряд пунктов ранее объявленной программы, как то формирование внятной вероучительной доктрины, широкого представительства рядовых членов в руководстве, прозрачной системы финансов, не нашел ни малейшего отражения в итоговых документах конференции. Резолюция, зачитанная рядовым членам, собственно, включает в себя лишь невнятное признание ряда моментов, о которых уже на протяжении года говорит вся Международная ЦХ. Какие-то «острые вопросы» получили невнятное и свободное для самых широких толкований разъяснение, другие – не были упомянуты вовсе. Реакцию рядовых учеников емко сформулировал один из членов Киевской ЦХ – «после прочтения итогового документа конференции, одни сидели пораженные [разочарованием], другие – кричали «Аминь» с горящими глазами». Согласно заявлениям лидеров в Москве, конференция не открывает, а закрывает рассмотрение кризисной ситуации, а ее решения являются окончательными, и не подлежат дальнейшему обсуждению. Следовательно, в ближайшее время можно ожидать широкой кампании «восстановления», т.е. чистки ЦХ от всех недовольных, а далее – усиления ее «миссионерской» активности. Впрочем, как реально будут развиваться события, покажет время.

Сергей Глушенков, член МЦХ в 1993-94 гг.




Copyright © Церковь Христа, МЦХ Все права защищены.

Опубликовано на: 2003-12-05 (4698 Прочтено)

[ Назад ]
 
Reveal.ru - дружественная критика МЦХ (Международная Церковь Христа)
(c) Авторское право сайта Reveal.ru. Все права сохранены.
При полной или частичной перепечатке обязательно указывать авторство Reveal.ru.
К тому-же, при цитировании в сети интернет, убедительно просим ставить гиперссылку на Reveal.ru
Copyright 2006 © by PHP-Nuke :: Открытие страницы: 0.063 секунды
:: Связаться